Урок русского языка, 2 класс. Основные правила русского языка.

Урок русского языка, 2 класс
Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой
Задача курса: развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Тема: Правописание слов с безударными гласными, парными согласными. (Основные правила русского языка)
Тип: повторительно-обобщающий, закрепление знаний и умений по теме.
Вид: урок-практикум.
Технология: традиционное обучение с применением личностно-ориентированной технологии коллективного взаимообучения, использование ИКТ
Цели урока:
Совершенствование умения распознавать в словах безударные гласные, парные глухие и звонкие согласные и писать слова с изученными орфограммами; развитие умения проверять слова. Подготовить детей к диктанту.
Развивать мышление, орфографическую зоркость.
Воспитывать умение работать в коллективе, в парах.
Задачи урока:
Формирование умения распознавать орфограммы и способы их проверки.
Тренировка орфографической зоркости.
Оборудование: дидактический раздаточный материал, плакат «Алгоритм», лента букв, презентация к уроку, медали «Зоркий ум», «снежинки»-карточки (КСО)
Словарь терминов:
Орфограмма –
Орфографическая зоркость –
Алгоритм -

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня гости. Гости приходят с сюрпризом, который ждёт вас в конце урока. А мы – хозяева будем угощать. Наше «угощение» - хорошая работа! Итак, за работу!

II. Объявление темы, мотивация урока.

- Ребята, скажите, что такое зоркость?
- Кому она нужна?
(Лётчику, моряку, ястребу, снайперу)

- Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза. Для того чтобы грамотно писать, нужны не только глаза, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах. Про тех, кто видит трудные места в словах, говорят, что они обладают орфографической зоркостью. Вот мы с вами и будем развивать орфографическую зоркость на двух основных правилах русского языка.

III. Обобщение и систематизация знаний.

1. Правописание безударных гласных.

а) Минутка чистописания.

- О какой орфограмме идёт речь?

Слуху вы не доверяйте,
Удареньем проверяйте.

На доске (лента букв):
а о ы у э
я ё и ю е
Задание:
- Выберите только те гласные, которые относятся к нашей орфограмме.
- Запишем их красиво: а я о е и
(Учитель пишет на доске, дети – в тетрадях)

б) Систематизация знаний о гласных.
(лента букв)

- На какие две группы можно разделить гласные? (ударные и безударные)
- Что можно сказать об ударных? (чётко)
- А безударные – бывают (проверяемые и непроверяемые)
Вывод: Гласные а я о е и в одних словах можно проверять, а в других – нужно запоминать.

в) Практическая работа.

На доске:
снега, город, деревня, поля, мороз, зима, земля, ребята, гора, коньки.
- Прочитайте слова, на какую тему они?
- Правильно, «зимняя» тема.
Задание:
- Разбить слова на 2 группы:
I вариант – непроверяемая безударная гласная
II вариант – проверяемая безударная гласная,
поставить ударение в словах:

На доске:
непроверяемая безударная гласная / проверяемая безударная гласная
(самостоятельная работа)
Проверка (на стенде слова).
- Прочитайте слова первого варианта: непроверяемая безударная гласная.
(город, деревня, мороз, ребята, коньки)
- Прочитайте слова второго варианта: проверяемая безударная гласная.
(снега, поля, зима, земля, гора)
- Как вы рассуждали?
«Алгоритм» рассуждения – таблица:
Услышать – увидеть орфограмму;
Проверить;
Написать.
(П[А]ЛЯ – ПОЛЕ – ПОЛЯ
ПОЛЯ – П_ЛЯ – ПОЛЕ – ПОЛЯ)
(оформление орфограммы в тетрадях и на стенде)

- Докажите, что нужно писать именно эти буквы.

Вывод – правило:
Чтобы проверить безударную гласную в слове, нужно изменить слово так, чтобы гласная стояла под ударением.

2. Правописание парных согласных. Повторение

- Для развития орфографической зоркости мы должны видеть орфограммы.
- Посмотрите, нет ли ещё одной орфограммы. У кого зоркий глаз и ум? Кто имеет орфографическую зоркость?
(Слова город и мороз – слова с парной согласной на конце слова)
- Докажите, что нужно писать именно эти буквы, пользуясь нашим алгоритмом.
«Алгоритм» рассуждения – таблица
Услышать – увидеть орфограмму;
Проверить;
Написать.

(оформление орфограммы в тетрадях и на стенде)


· - Можно ли на конце слова услышать звонкий звук [З], [З’]?
(Нет. На работу выходит парный глухой звук [С], [С’].
Например, МОРО[С’] – МОРОЗЫ – МОРОЗ)

- Какие согласные звуки требуют проверки на конце слова?
([П, Ф, К, Т, Ш, С]
[П’, Ф’, К’, Т’, - , С’])

Работа с карточками обратной связи:
Снег, лёд, каток, сугроб, холод, пруд (прут), нос, дуб, красив

Вывод:
звуки – слышим, буквы – пишем после проверки.

Б В Г Д Ж З
П Ф К Т Ш С
Парный в слове проверяй –
Рядом гласный подставляй!
·
·

МОРО_ – МОРОЗЫ – МОРОЗ

3. Орфографическая минутка

(Стук в дверь: письмо)
- Ребята, нам принесли письмо. Адресовано нам, почитаем, интересно. Перенесёмся в лето!
Учитель читает.
Грустные вести.
Пришло письмишко мне.
Гляжу –
Из лагеря от Мишки.
Здесь чудный лук.
И я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут.
Читаю дальше.
Вот лиса.
Красивый длинный прут!
Но, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить!

На доске:
Здесь чудный лук. И я лижу. Вот лиса. Красивый длинный прут!

- Какие орфограммы не знает Мишка?

Индивидуально – дифференцированное задание:
Найдите и выпишите слова на изученные правила, докажите орфограммы.
Списать письмо, найдя и исправив ошибки.

Проверка.
(Лу_ - луга, л_са – лес, пру_ - пруды, л_жу – лёжа)

Здесь чудный луг. И я лежу. Вот леса. Красивый длинный пруд!

4. Систематизация способов проверки
(общие для проверки безударной гласной и парной согласной)

Изменить форму слова:
один предмет – много;
много предметов – один;
Подобрать родственное слово

5. Развитие орфографической зоркости

КСО (работа в парах сменного состава)
Упражнение в отработке орфографической зоркости: работа в динамических парах. У каждого ученика – карточка с одним предложением.

Порядок работы:
Один ученик читает своё предложение, сосед по парте пишет его, комментируя письмо.
Затем второй ученик читает своё предложение, а первый пишет под диктовку.
Каждый берёт тетрадь своего соседа и проверяет по карточке: слоговая проверка, исправление ошибок, оценивание работы.
Если ошибки, проверяют вместе вторично: «ученик» объясняет «учителю».
Поднимают руку (сигнал о готовности работать с другим учеником).
Один из учеников переходит на другую парту, а на его место садится другой.
Работа продолжается. Дети записывают по 3 – 5 предложений.

Предложения (Индивидуально – дифференцированное задание: *- сильные ученики, * - слабые; у каждого ребёнка карточка со снежинкой):

Пруд *затянул лёд.
*Трещит мороз.
Девочки *бегут на каток.
Кругом *лежит снег.
Во дворе сугроб.
Наступила зима.
Как хорошо зимой!
Ребята делают большую горку.



6. Развитие речи.
- Прочитайте записанные предложения. Давайте составим из них рассказ.
- На какие части можно поделить текст?
(начало, основная часть, концовка)
Наступила зима. Кругом лежит снег. Трещит мороз. Пруд затянул лёд. Девочки бегут на каток. Во дворе сугроб. Вот большая горка. Как хорошо зимой!
- Как озаглавим? (Зимой.)

IV. Итог урока.
-Чему мы учились на уроке?
(Находить, проверять и писать слова с орфограммами: развивали орфографическую зоркость.)
- У нас сегодня гости, они подведут итоги. И мы определим, кто же уже обладает хорошей орфографической зоркостью!
(Дети награждаются медалью «Зоркий ум»)









V. Домашнее задание.
- Вспомнить как можно больше слов с сегодняшнего урока на 2 основные орфограммы русского языка. Записать слова в 2 столбика:
с безударными гласными, с парными согласными.








Зоркий
ум





·15