Приемы, помогающие активизировать внимание учащихся на уроке математики Из опыта Козлова А А учитель СОШ № 26 им.Е М Бакуниной


Приемы, помогающие активизировать внимание учащихся на уроке математики
Из опыта Козлова А А учитель СОШ № 26 им.Е М Бакуниной
Наблюдая за учащимися, все больше убеждаюсь в .том, что плохая успеваемость часто результат неорганизованного внимания детей.
Невнимательный ребенок нередко слышит только половину того, что говорит учитель, поэтому в его сознании не образуется нужных логических связей.
Чтобы во время работы на уроке математики поддержать внимание таких детей на нужном уровне, я разрешаю коллективные ответы с места, когда по знаку учителя дети продолжают рассуждения самостоятельно. Это помогает им внимательнее следить за ходом объяснения.
Учу детей рассуждать с карандашом в руке, делая нужные пометки в тетради. Этот прием также помогает поддерживать на должном уровне внимание, не позволяет детям отключаться в момент объяснения и, кроме того, удовлетворяет потребность их в движении. Делая пометки карандашом, невнимательный ученик невольно включается в ход рассуждений. С первых дней обучения предупреждаю, что пометки следует делать легким нажимом карандаша, чтобы при необходимости их легко можно было стереть.
Прием работы с карандашом в руке помогает учащимся разобраться в содержании задачи и наметать правильный ход ее решения. Например, при решении записанной на доске задачи: «В роще 300 берез, лип на 240 меньше, чем берез, а кленов на 120 большем, чем лип. Сколько деревьев растет в роще?» — учащиеся подчеркивают слова берез, лип, кленов. Это помогает им правильно записать кратко условие задачи. Подчеркивать в учебнике не разрешаю.
Затем перехожу к обучению умению пользоваться условием, записанным в краткой форме:
88518362684155829062684001846580825500Берез — 300 д.
15549344124713608057474200177613737898Лип — ? д., на 240 д. м. ?
15036805968900Кленов — ? д., на 120 д. б.,
Провожу анализ задачи по вопросам: что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Надо знать, сколько в роще берез, сколько лип и сколько кленов). Прочитайте, сколько в роще берез. (300.) Сколько в роще лип? (Лип неизвестно. Но сказано, что их на 240 меньше, чем берез:) Как найти количество лип? (Надо из 300 вычесть 240.)
Рядом с соответствующим знаком вопроса ставим карандашом знак вычитания, а в начале строчки номер действия.

Что еще надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Еще надо знать, сколько кленов росло в роще.) Что сказано в условии задачи про количество кленов? (Кленов на 120 больше, чем лип. Их число можно найти сложением.)
Ставим у соответствующего знака вопроса карандашом знак сложения, а перед словом кленов номер второго действия.
Прочитайте вопрос задачи. (Сколько всего деревьев росло в роще?) Каких деревьев? (Берез, лип, кленов вместе.) Как найти, сколько всего деревьев росло в роще? (Надо найти сумму трех слагаемых, сложить число берез, лип и кленов.)
Ставим за фигурной скобкой номер последнего, третьего действия, а рядом знак третьего действия — знак сложения.
После такого разбора дети безошибочно записывают решение задачи с пояснением. В тетрадях появляется такая запись:
20873022380876346971575194400051103Берез — 300 д.
1936627902552032711902551691517834311) Лип — ? д.,, на 24® д. меньше ? 3) +
1773403816402) Кленов — 7 д., на 120 д. больше
Решение:
1) 300—240=60 (д.)-липы
2)60+120=180 (д.)-клены
3) 300+60+180=540 (д.)-всего деревьев
Ответ: 540 деревьев растет в роще.
Данный прием работы с краткой записью
позволяет детям в дальнейшем самостоятельно и сравнительно быстро ориентироваться в условии задачи, правильно находить последовательность действий и пояснения к ним.
Различные приемы активизации внимания учащихся использую не только при обучении решению задач, но и при изучении других тем программы.
Например, при закреплении состава чисел использую натуральный ряд чисел (рис. 1).
135691019603519026325745020391125062612547881687393608602438021056763155092517658243802497338223330886299148268702054202859702054236978
190263726363676841122171570272636
3676847027652415916254
2107353493400Рис. 1
Поставив указательные пальчики на крайние числа, составляющие в сумме число 7, и передвигая их к центру, дети хором говорят;
7 да 0 — 7
6 да 1 — 7
5 да 2 — 7
4 да 3 — 7
При отработке с детьми знания состава чисел в пределах десяти мне также помогает активизировать их внимание следующий ряд чисел (рис. 2).
Помотает сосредоточить внимание детей на уроке и наборное полотно, и касса с карточками, на которых записаны числа от 0 до 9, знаки арифметических действий, математические термины и
185212423986918012226688015980220574916267472125733372232398691462869205749466877233045480524171630127891821257366476923986911287932262218353662330451012493253517944548273988
330361147000084219011073694454869518
3440461089453440478110047973761414006645327829
19392179858Рис. 2
понятия (слагаемое,сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность ;множитель, произведение; делимое, делитель , частное; увеличить (уменьшить) на несколько единиц, увеличить (уменьшить) в неско раз и др.
Изготавливаем кассу на уроках технологии . Все карточки ; одного цвета. По указанию учителя учащиеся вынимают карточки из кармашков и составляют определенное числовое равенство или выражение.
Задача учителя — увлечь учебной работой каждого ребенка, чтобы труд на уроке был радостным, интересным, тогда у всех детей в том числе и у слабоуспевающих, появится желание учиться.