Правила для педагогов, позволяющие организовать свою работу с детьми на более высоком уровне.


Правила для педагогов, позволяющие организовать свою работу с детьми на более высоком уровне.
1.«Предупреждён, значит вооружён».
Знания о вариантах развития детей, о видах психических отклонений в детском возрасте позволяют более уверенно себя чувствовать в сложных ситуациях.
2.«Все дети хорошие, плохих детей не бывает.
Просто иногда хорошие дети плохо себя ведут».
Помните, что сложный ребёнок ведёт себя так не из вредности, не потому что хочет всем досадить и расстроить. Он поступает так, а не иначе, потому что по другому просто не может. Ребёнок с аутистческими расстройствами кричит в ответ на незнакомые стимулы только потому, что ему очень страшно; ребёнок с умственной отсталостью действительно не помнит правил и не понимает объяснений (у него так устроена мозговая ткань); неуклюжий ребёнок сбивает всё на свете потому, что он не может контролировать свои движения.
И все эти малыши были бы рады, что бы стать обычными, чтобы не пугаться, не кричать, не падать на ровном месте. Но они не могут. Им нужна наша помощь, помощь взрослого человека. И именно воспитатель может помочь особенному ребёнку стать хоть немного обычным.
3.«Общение со сверстниками
и совместная игра важнее, чем занятие».
Это правило особенно важно для нестандартных детей, испытывающих дефицит в общении со сверстниками. Очень часто родители, отдающие своих детей в детский сад, рассчитывают в первую очередь на то, что их дети научатся считать и писать или танцевать, а не на то, что у них появится опыт общения со сверстниками и они усвоят правила поведения в коллективе.
Одна из важнейших задач воспитателя в инклюзивной группе-организовать взаимодействие так, чтобы особые дети не чувствовали себя исключенными из общения, не становились изгоями и не подвергались гонениям и насмешкам сверстников.
Нежелательно озвучивать негативные характеристики, даже если они реально присущи ребёнку.
Например, как неудачный вариант поведения воспитателя можно привести пример организации занятий по аппликации в группе с ребёнком с ДЦП: «Все садимся за столики и будем делать подарок маме на 8 Марта. Ваня (обращается к ребёнку с ДЦП), ты не сможешь этого делать, поэтому, пойди пока поиграй в игровой».
Может быть много вариантов включения сложного ребёнка в групповые занятия, важно помнить, что несмотря на свои особенности ребёнок имеет право на обучение и развитие.
4.«Сложности в выполнении каких-то действий
не делают ребёнка плохим»
То, что плохо двигается, или ему трудно общаться, или есть проблемы с контролем своего поведения и выполнением правил-это беда и боль ребёнка, наказывать его дополнительно, лишая возможности быть включённым в социальную жизнь, просто жестоко.
5.«Не стесняйся просить помощи»
Ни один, даже самый опытный воспитатель или методист не может взять на себя функции дефектолога, психолога, родителя. Если есть какие то сложности-проконсультируйтесь сами, отправьте родителей на консультацию с психологом, порекомендуйте дополнительные занятия. Отказывать ребёнку в посещении детского сада негуманно и несправедливо, но полностью перекладывать ответственность за развитие и воспитание особого ребёнка на детский сад тоже совершенно не правильно. Только совместная работа воспитателя, родителя и других специалистов может скорректировать и компенсировать сложности развития ребёнка.