Оценка качества образования на уроках в начальной школе с помощью системы опроса и голосования.


Оценка качества образования на уроках в начальной школе с помощью системы опроса и голосования.
О.А. Лагода, учитель
начальных классов
средней школы №38
В настоящее время в обществе остро стоит вопрос информатизации современного образования и внедрения новейших информационных разработок в сферу образования.  Но как сделать так, чтобы не усложнить труд учителя, а наоборот максимально облегчить? Интерактивная система голосования и опроса открывает большие возможности перед учителями школ в быстром и нетрудоемком проведении сбора и обработки данных, получаемых в результате опроса школьников.
Система интерактивного голосования - это интерактивная система обучения, предназначенная для организации тестирования и голосования. Представляет из себя специальное устройство радио – ресивер, который подключается через USB-порт компьютера, комплект дистанционных пультов для учащихся (участников тестирования) и 1 пульт учителя (тестирующего), а также программное обеспечение к этому комплекту.
Система опроса и голосования представляет собой систему образовательных ресурсов последнего поколения, функционирующую как технологический помощник. Преимущества электронного тестирования перед традиционными формами очевидны: не нужно тратить время на проверку работ – результаты обрабатываются автоматически, накапливается первичная статистика, детализированные отчеты позволяют выявить не только уровень знаний каждого ученика, но и моментально оценить, какие темы вызывают наибольшую сложность.

Принципы построения методики работы с интерактивной системой:Принцип развивающего обучения. Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность тестовых заданий согласно этим знаниям.
Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом. В процессе занятий с использованием системы не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).
Принцип систематичности и последовательности обучения. Установление взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переход от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращение к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
Принцип доступности. Содержание знаний и методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
Принцип индивидуализации. На учебном занятии педагог должен стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должны учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка.
Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия и их темп. В роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию ученика, учителя.
Принцип связи с жизнью. Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи.
Система опроса и голосования является инструментом для:
Повышения вовлеченности учеников в учебный процесс – использование на уроках графики, мультимедиа материалов повышает заинтересованность ребят;
Объективной оценки знаний учащихся – проставляя оценки по результатам тестирования в системе, учитель опирается на баллы, полученные в результате тестирования, не принимая во внимание свое субъективное отношение к ученику;
Повышения ответственности учителя за поставленные оценки учащимся – в случае предъявления претензий к учителю со стороны самих учащихся, их родителей, руководства по поводу занижения или завышения оценок учитель может подтвердить поставленную оценку объективными данными из отчетов системы опроса и голосования;
Оценки эффективности и качества обучения – применяя новые методики обучения, можно проследить, насколько они эффективны, сравнивая отчеты системы опроса и голосования за разные периоды обучения;
Проведения не только контрольных и экзаменационных работ, тестирования, но и для проведения уроков – система опроса и голосования позволяет структурировать информацию, выделять наиболее важные тезисы в изучаемом материале, помогает ученикам правильно построить свои ответы, используя слайд – презентации.
При использовании системы с интерактивными досками оно может заменить, в ряде случаев, компьютерный класс по своим возможностям. Т.е. позволит организовать системное использование компьютерных технологий на всех этапах обучения: во время объяснения нового материала, первичного закрепления знаний и умений, проведения контрольного тестирования.
Система интерактивного обучения и тестирования просто незаменима на следующих этапах урока:
• адекватной оценки аудитории;
• быстрого включения аудитории в учебный процесс;
• проверки домашнего задания.
• постоянной поддержки обратной связи с аудиторией;
• возможности отображения результатов обучения для аудитории.
• проведения первичной проверки усвоения новой темы;
• итоговой проверки знаний учащихся.
Перед началом оценки знаний, преподаватель должен иметь готовые файлы вопросов к тесту. Подробные отчеты данной системы помогут учителю отследить, кто из учеников разобрался с материалом, а кто отстал, и на основе полученных данных учителю будет легче строить урок. Достаточно эффективна при проверке домашнего задания, устном счёте. Может использоваться практически на всех этапах урока.
Изучение новой темы учитель может дать ученикам на самостоятельное изучение. В этом случае для эффективной работы система опроса и голосования просто незаменима. Она помогает учителю определить, понятен ли новый материал ученикам, какая область оказалась трудной для ребят, и ее следует объяснить подробнее, а с какой частью ученики справились, и можно не останавливаться на ее рассмотрении. Достаточно эффективна система при первичном закреплении материала, а также проведении уроков в нестандартной форме, например в виде игры «Самый умный», «Своя игра», «Брэйн Ринг», «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером?» и др.
Для проведения контрольных работ, итогового тестирования, экзаменов система голосования и опроса просто незаменима. Различные режимы для проведения тестирования помогут учителю наиболее полно охватить весь материал, а подробные отчеты помогут выявить отстающих и преуспевающих учеников, а так же среднюю успеваемость всего класса. При переходе на новую форму проведения экзамена – ЕГЭ, проблема тестирования учеников остается актуальной. Использование системы позволяет индивидуализировать фронтальный опрос, вносит элемент новизны, занимательности, способствует повышению активности учащихся, а при сформированном навыке работы значительно экономит время.
Система позволяет:
вовлечь учащихся в процесс обучения, используя в тестах и презентациях графику, видео и аудио файлы и текстовую информацию;
оперативно перейти от изучаемой темы к тестам для организации контроля качества усвоения материала;
получить ответную реакцию класса, организовать дискуссию;
проследить со своего компьютера за выполнением заданий;
установить таймер для решения тестов, ограничения по времени на ответ;
мгновенно получать результаты тестирования (общий по всей группе, с количеством ответов на вопросы и процентом правильных ответов, и индивидуальный, по каждому из учащихся);
анализировать результаты вместе с учениками, работать над ошибками.