Классный час по сказке Р. Киплинга Кошка, гулявшая сама по себе


Урок внеклассного чтения или классный час в 6 классе
По сказке Р.Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе»

Подготовила и провела Баич С.В.,
учитель русского и литературы
МОУ СОШ № 10
Цель: побудить учащихся задуматься о смысле правил и законов, позволяющих сосуществовать различным индивидуальностям.
Задачи: 1)пробудить интерес к творчеству Р.Киплинга;
2)воспитать толерантность.
Оборудование: учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – мир», компьютерная презентация.
Ход урока
В начале урока учитель опирается на материалы «Методических рекомендаций книги «Вокруг тебя – мир» для 6 класса». Учениками сказка прочитана самостоятельно.
Вступительное слово учителя.
Рассказ об авторе заранее подготовленными учениками (Слайд №2)
Беседа по сказке.
- Понравилась ли вам сказка?
4.Сжатый пересказ сказки (Слайд №3).
5.Почему в тексте так часто повторяется слово «дикий»?
(Это был дикий мир, в котором каждый жил сам по себе)
6.Каждому животному женщина ставит условие, соблюдение которого гарантирует ему определённое благо. Почему животные соглашаются выполнять эти условия?
( Им надоело быть дикими. Выполняя определённые обязанности, они получают право требовать еду. Им так лучше, чем в «сыром и диком лесу».)7.Каким путём добивается этого женщина – мирным или насильственным?
( Каждое животное добровольно принимает предложение и получает вознаграждение за соблюдение условий.)
8. Почему именно женщина, а не мужчина изменяет жизнь данного мира и заключает договор? ( Женщина – хранительница очага.)
9.Из каких пунктов состоят договоры, которые заключает женщина с животными?
(1. Животное должно оказывать помощь человеку, т.е. иметь определённые обязанности.
2.Женщина гарантирует животному право получать пищу и уход.
Кошка же требует права (пить молоко, греться у огня), не предлагая ничего взамен. Она не хочет возлагать на себя обязанности, выжидает, льстит. )
Слайд №4
10. Почему же кошка, так ценящая свободу, стремится проникнуть в пещеру? Как удаётся кошке получить право сидеть у огня и лакать молоко? Изменилась ли кошка после заключения договора с женщиной?
(« Я не друг и не слуга!..Никакие псы, никакие мужчины меня не касаются.»)
Почему дикая кошка не получила нового имени и стала называться просто кошкой после заключения договора?
11. С помощью какого изобразительного средства автор подчёркивает в начале сказки существование животных и людей по принципу «каждый сам по себе»?
(Эпитет «дикий». Слайд №5
Именно при помощи эпитетов автор подчёркивает переход от одного уровня взаимоотношений людей и животных к другому уровню. Слайд № 6 )12. Почему авторы пособия включили эту сказку в раздел «Тогда и теперь»?
(Проблемы взаимоотношений разных индивидуальностей в одном доме (Земля!) очень актуальны и современны.)
Аллегория – приём иносказательного изображения отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа.
Киплинг хотел показать необходимость соблюдать общепринятые правила во взаимоотношениях между людьми, пусть даже не похожими друг на друга.
Чтобы соблюдать правила, надо знать права и обязанности и уметь договариваться!
13. Что такое права и обязанности? Слайд № 7
14.Что сложнее: пользоваться своим правом или выполнять свои обязанности?
(Нет прав без обязанностей!)
15.Что бы было, если бы каждый из нас имел только права и не нёс никаких обязанностей?
Слайд №8,9
16.Может ли жизнь человеческого общества быть организована по принципу «каждый сам по себе»?
Слайд №10
«Моя хата с краю» - равнодушие – неподчинение неписаным законам человеческого общежития.17. Зачем нужны людям правила?
(Чтобы не нарушать хрупкий мир, чтобы двигаться вперёд, развиваться. Соблюдая правила и уважая друг друга, « мы вместе сможем совершить то, что не в силах сделать в одиночку». Слайд № 11 )