Исследовательская работа на темуСамобытный талант поэта-земляка Мокроусова И.И.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Аношкинская средняя общеобразовательная школа»



Самобытный талант поэта-земляка
Мокроусова Ивана Ивановича.



Работу выполнил:
Уразов Дмитрий
ученик 9 класса, 15 лет
Руководитель:
Головня Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы




С Аношкино
2016 год


Оглавление
I. Вступление..3
- актуальность проекта;
- цель проекта;
- задачи исследования;
- методы исследования;
- этапы работы над проектом
II. Основная часть.
Биография поэта .4-5
Теоретические исследования.5-7
– тема
- мотив
Анализ тем стихотворений:7-10
- тема малой родины;
- тема природы родного края;
-тема семьи;
- патриотическая и гражданская лирика;
- философская лирика.
Ш. Заключение.11
Список использованной литературы..12
IV. Приложение

Аннотация проекта
Проект позволяет познакомиться с творчеством местного поэта Мокроусова Ивана Ивановича. Оформлена папка материалов, в которой описывается биография поэта, собраны ксерокопии журнальных и газетных статей со стихотворениями Мокроусова - «Ленинское знамя» (1978г), «Коммуна» (1982г.), журнала – «Наша жизнь»(1975,1982, 1984гг.), ксерокопии нескольких его стихотворений.







Вступление

Хорошо, если рядом есть человек, который поможет увидеть скромную красоту родной природы, научит горячо любить родную землю, свою малую Родину. Таким человеком стал наш земляк, поэт Иван Иванович Мокроусов.
В данной работе я рассмотрел творчество поэта, нашего односельчанина, И.И.Мокроусова.

Актуальность проекта

Сегодня в российском обществе актуальна проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры родного края. Актуальность темы своего проекта вижу в том, что в наше трудное время, в век новых технологий, в свете проблем развития России, лирика местных поэтов помогает всем нам не забывать о том, что живы ещё чувства сострадания, любви к Родине, своему селу и друг к другу. Об этом я хочу рассказать в своей работе на примере творчества И.И.Мокроусова.

Цель проекта

познакомиться с творчеством И.И.Мокроусова;
популяризировать имя поэта, привлечь интерес учащихся к его творчеству;
донести до читателей своеобразный мир поэта.


Задачи исследования

 раскрыть основные особенности лирических стихотворений поэта;
проанализировать наиболее типичные темы и мотивы его лирических произведений.

Методы исследования 1.Эмпирический: беседа, интервью с поэтом, сбор материала
2.Теоретический: анализ, классификация, обобщение, систематизация полученных результатов.
Этапы работы над проектом

Организационный

Изучение литературы по данной проблеме
Разработка плана исследования

Сбор информации

Сбор информации по теме исследования в библиотеке.
Встреча с И.И.Мокроусовым, беседа, интервью с ним.
Ксерокопирование его стихотворений из сборника, вырезок газет и журналов.

Практический

Создание презентации по данной теме, написание исследовательской работы.
Выступление по теме исследовательской работы на школьной конференции.


Биография поэта
И.И.Мокроусов родился в 1930 году в селе Аношкино Лискинского района в большой трудолюбивой семье Мокроусова Ивана Васильевича и Екатерины Матвеевны. У Ивана было два брата и сестра. Главой семьи был строгий дед Матвей, которому Иван Иванович посвятил стихотворение «Деревянная ложка».
В 7 лет Иван Мокроусов поступил в первый класс. Успел закончить всего 4 класса. Он очень любил учиться. По словам поэта, любимыми школьными предметами были математика, история и литература. Иван Иванович с детства увлекался чтением стихов, многие заучивал наизусть. Семья Мокроусовых жила дружно и счастливо.
Летом 1941 года мирная жизнь прервалась. Отца сразу же забрали на фронт, а зимой 1941 года он погиб на Ленинградском фронте. В тот горький страшный день, когда получили похоронку на отца, кончилось детство Ивана.
В возрасте одиннадцати лет началась его трудовая жизнь. Он работал в колхозе.
После войны, до 1954 года, Иван Иванович трудился на Воронежских заводах: на авиационном, ВОГРЕСе, на заводе СК -2 им. Кирова. На заводе СК-2 были травмированы глаза. Производственная травма лишила его зрения. Но именно в те страшные дни простой рабочий человек услышал в себе стихи. Его беда со зрением (он видел только очертания предметов) дала почувствовать душе то, что другим неведомо.
Первые стихотворения И.Мокроусова появились в журнале «Наша жизнь» в 1975 г., в газетах «Коммуна» (1982г.), «Ленинское знамя» ( 1984-1988 г.), позднее, в газетах «Лискинские известия» и «Мой город». Но только в 2001 году вышла первая книга стихов, которую поэт назвал символично «Лучи света», в 2002 году вышел второй сборник «Грозы и слёзы радуги».
Радостью общения с Богом наполнена третья книга стихов И.Мокроусова «Возвеселись, душа, и славь Творца», которая вышла в 2007 году в Нововоронеже. Да и как могло быть иначе. Ведь свой творческий дар Иван Иванович считал подарком Свыше за страшное отчаяние при потере зрения. Краски погасли, но жизнь не закончилась
Иван Мокроусов никогда не жалел ни силы своей, ни знаний, ни умений, ни здоровья. Всё честно отдал на благо Родины, был благодарен Богу за то, что Он всегда учил его правильно жить.
Иван Иванович прожил счастливую жизнь. У него три дочери и четверо внуков. Последние годы жизни поэт провёл в Нововоронеже вместе со своей дочерью Ольгой.
Умер Мокроусов И.И. 17 декабря 2012 года. Его похоронили на сельском кладбище станции Колодезная.
Теоретическая часть исследования
Чтобы достичь цели своего исследования, я решил сначала изучить, что такое «тема» и «мотив лирического произведения». Для этого я нашёл толкование этих понятий в кратком литературоведческом словаре и в материалах одного из сайтов Интернета. 1) «Тема – (от греч. thema – то, что положено в основу) – предмет изображения в художественном произведении: круг жизненных явлений и событий, о которых пишет автор.
Тема литературного произведения (от греч. thema  то, что положено в основу) круг жизненных явлений, отобранный и освещенный писателем в художественном произведении с определенных мировоззренческих позиций.
В литературе существуют так называемые вечные темы – любовь и смерть, свобода, долг, смысл жизни. Совокупность тем, отраженных в произведении, есть тематика. Выбор той или иной темы объясняется своеобразием социально-исторических условий, в которых живет писатель, его взглядами, отношением к жизни, творческой индивидуальностью.
Виды лирики выделяются по принципу, лежащему в основе их классификации. Так, по содержанию стихотворного произведения различают лирику пейзажную, любовную, философскую и др. Самыми распространенными по тематике являются: Интимная лирика (дружбы, любви) – выражает чувства и переживания, связанные с личной жизнью человека.  Пейзажная лирика – выражает отношение к природе.  Патриотическая и гражданская лирика - выражает понимание поэтом современной ему общественной жизни.  Философская лирика – выражает размышления о смысле человеческой жизни. 2) Неразрывно с темой связано понятие «мотива».
 Мотив это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встретить ряд предметов, понятий или явлений, которые встречаются в их произведениях.
Есть традиционные мотивы в лирике: мотивы борьбы, бегства, возмездия, страдания, разочарования, тоски, одиночества.
Мотив – 1. Мельчайший элемент сюжета; простейший неделимый элемент повествования (явление стабильное и бесконечно повторяющееся).  Мотив в литературном произведении чаще всего понимается как часть, элемент сюжета. Мотив бывает иногда очень глубоко скрыт, но чем глубже он залегает, тем большее содержание может нести в себе.
Ведущие темы и мотивы в творчестве русских писателей и поэтов Приведу некоторые примеры.  Для всего творчества М. Ю. Лермонтова характерна тема одиночества. Мотивы горечи, тоски и одиночества занимают в его творчестве немалое место.  Лирика Ф. И. Тютчева охватывает все темы этого рода литературы: пейзажную, любовную, гражданскую, философскую. Эти темы тесно переплетаются в каждом стихотворении, где страстное чувство рождает глубокую философскую мысль о бытии природы и вселенной, о связи человеческого существования с вселенской жизнью, о любви жизни и смерти, о человеческой судьбе и исторических судьбах народов и России.  Основные темы поэзии А. А. Фета - это природа и любовь, как бы слитые воедино. Именно в них сосредоточена вся красота мира, вся радость и очарование бытия. Тема Родины - одна из главных в лирике С. Есенина. Темы в литературе 50 – 80 годов XX века – проблема исторической памяти, тема безвинно репрессированных и замученных в годы сталинского террора, тема охраны и бережного отношения к нашей природе, нравственные проблемы, поиски ответа на «вечные» вопросы. Патриотическая тема, тема родины становится основной в творчестве многих поэтов, болеющих за судьбу народа, своей страны. 
Вывод Таким образом, тщательно изучив, что такое тема и мотив, я могу сделать вывод, какие темы были самые распространенные в творчестве русских поэтов IX и XX веков. Это тема природы, тема Родины, тема любви, философская тема.
Темы и мотивы творчества И.И.Мокроусова
Только после знакомства с жизнью Ивана Ивановича Мокроусова я начал понимать многие его стихотворения. Меня привлек слог поэта: понравилась легкость и простота, порывы души, отраженные в каждой строке. Думаю, что стихи И.И. Мокроусова понравятся многим людям. Невозможно до конца изучить мотивы творчества любого поэта, но думаю, что некоторые важные аспекты лирического творчества автора я смог понять.  Что такое малая родина для каждого из нас? Для кого-то это всего лишь отметка в паспорте, не более. Для Ивана Ивановича -это прежде всего родное село Аношкино, в котором он родился и вырос, его природа, люди. Своё первое стихотворение Иван Мокроусов сложил о родном селе.

На берегу красавца-Дона,
Где воздух ландышем налит.
Где ручейки бегут со звоном

Село Аношкино стоит.
Здесь все мне дорого и мило:
Вот тропка школьная, она
С великим Пушкиным сроднила
И к свету вывела меня
«О родном селе»
О любви к родной природе, о вере и вечности писал в своих стихах поэт. Он сердцем чувствовал дыхание земли, дуновение ветра, силу слова, благость молитвы. За душу берут стихи о природе, о родном крае:
Пришла весна в наш милый край Придонский,
Как молодость, прекрасна и звонка.
Стоит над ним улыбчивое солнце,
Плывут в небесной выси облака.
Звенит ручей, шумит волна речная,
В прибрежной роще свищет соловей.
Мальчишка пению скворцов внимая,
Идёт дорогой юности моей
«Наш край»
Читая эти светлые строки, будто проходишь по неоглядным полям, слышишь шум весеннего половодья, видишь, как колышутся золотые листья тополей и берёз.
Картины природы сельского быта, уклада жизни обрисованы им точно и ярко:
А вечером гармошка-говорушка
Вела гулять девчонок к тополям
И звонкие запевки и частушки
До третьих петухов звучали там.

Особой любовью пронизаны стихи о родных и близких «Мои внуки», «Деревянная ложка», «Матери».
Потускнело без тебя житье -
Все вокруг покрыла тень печали.
Что ж ты рано, солнышко мое,
Отсияла светлыми лучами?
«Матери»
У Мокроусова много стихотворений, посвященных односельчанам-простым труженикам. Стихотворение «Хозяйка фермы» посвящено доярке колхоза имени Тельмана Симоновой Марии.
Много никогда не говорила.
За дела бралась без лишних слов.
И работать плохо не любила,
А тем более доить коров


Немаловажное место в лирике поэта занимают гражданские, патриотические стихотворения. Его волнуют проблемы общества, мысли о современной России, об исторической памяти. Душа поэта болит за детей-сирот:
Живут во многих семьях псы. А дети
В приютах бедных маются без мам
«Давайте опекать сирот»
Молодому поколению он даёт завет трудиться, верить в Бога, уклоняться от зла, творить добро:
В трудах, в молитвах жить старайтесь,
В унынье не впадайте, в лень.
От зла всемерно уклоняйтесь,
Добро творите каждый день
«Потомкам», август 2006г.
Боль и невзгоды, радости и надежды – всё слилось в задушевные, скорбные и гневные, грустные и радостные строфы.
Большое место в лирике И.И.Мокроусова занимает тема памяти погибших в годы Великой Отечественной войны:
Я не знаю имени солдата,
Что в могиле этой погребен,
Только знаю я, что в сорок пятом
Подарил с победой жизнь мне он.
«У солдатской могилы»
Размышлениями о назначении и душе человека, о жизни и смерти пронизаны стихотворения И.И.Мокроусова. Он призывает людей жить по Божьему Закону:
Давайте ж все мы, дорогие люди,
Жить по Счастливому закону будем!
Быть добрее:
Нам надо быть теперь добрей,
Чтоб не озябли наши души
Поэт просит никогда не мстить за обиды и уметь прощать:
Не мстите за обиды никому.
Кого-нибудь и вы –то ведь обижали.
Обидчиков простите потому,
Что люди щедро вас не раз прощали

Во многих стихах он сам является лирическим героем, рассказывает о пережитом. Его строки -это откровения, исповеди молитвы. Он сверяет своё творчество с верой и находит силы и поддержку у Бога:
Бог даёт отраду мне и силы-
С юных лет храню к Нему любовь.
Откуда эта любовь? Откуда вера? Конечно, из глубин народной души. Он принял её в раннем детстве и нёс всю жизнь.
Мне в детстве бабушка твердила:
-Веди с Христом свою ты жизнь,
Есть злая дьявольская сила -
Святой молитвой с ней борись.








Заключение
Рассматривая направления творчества поэта, я поразился тому, насколько ярко и чувственно он раскрывает каждую тему. Его лирика совершенно особая. Картины быта, природы не нашли широкого и глубокого отражения в ней. Наиболее эмоционально в стихах выразилось личное «я» поэта. Тема души звучит очень волнующе, пронзительно.  В каждой строчке поэт передает свои самые сокровенные переживания. Лирический герой его произведений ставит перед собой вечные философские и нравственные проблемы: смысла жизни, человека и бытия, жизни и смерти. Поэт восхищается многими, забытыми ныне, ценностями, подчеркивает важность народной нравственности и национальной культуры. Соединение вечных тем и мотива Родины характерно для всей лирики поэта. Стихи Ивана Мокроусова-это достойная лепта в поэзию родного края, каждая строчка-признание в любви родной земле, деревне, людям.


Результаты исследования

Обогатил себя интересными сведениями о местном поэте.
Выяснил основные особенности лирических стихотворений поэта;
Проанализировал наиболее типичные темы и мотивы его произведений
















Использованная литература:

.1. http://enc-dic.com/litved/Tema-264.html - Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова.  2005
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  - Литература. Краткий словарь литературоведческих терминов
3 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Что такое лирика, ее виды.
4. http://www.school-essays.info/osnovnye-motivy-v-lirike-a/
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Краткий словарь литературоведческих терминов
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Мотив









 http://enc-dic.com/litved/Tema-264.html - Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова.  2005
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  - Литература
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Что такое лирика, ее виды.
 http://www.school-essays.info/osnovnye-motivy-v-lirike-a/
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Краткий словарь литературоведческих терминов
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Мотив.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215




Содержимое 3Picture 1115