Урок по биологии на тему Головоногие Моллюски ( 7 класс)


План урока Время :
Предмет: биология Класс: 7
Тема: головоногие Моллюски
Цель: научиться отличать класс Головоногие моллюски от других классов типа Моллюски, изучить их особенности и внешнее строение
Критерии успеха:
Ученики с низкой успеваемостью (УНУ): знать основные определения и термины темы
Ученики со средней успеваемостью (УСУ): + понимать основные понятия темы
Ученики с высокой успеваемостью (УВУ): + уметь аргументировано доказать правильность своего ответа; знать как в собственной жизни применить знания полученные на предыдущих уроках
Ресурсы: учебники, ватман, маркеры, ресурсы с заданиями, интерактивная доска, презентация сопровождающая весь урок.
Время Вид работы Роль учителя Действия учеников
Стадия вызов 2 мин Приветствие.
Проведение тренинга «паутина пожеланий». Цель: снятие эмоционального напряжения. Сплочение коллектива.
Деление учащихся на группы при помощи конфет. Рассаживание по группам Учитель начинает урок. Проводит тренинг. Формативное оценивание (похвала
по степени активности и открытости детей)
Учащиеся выполняют задания тренинга, предложенных учителем.
5 мин. Проверка д/з. Работа всего класса с «Коробкой вопросов». На листочках белой бумаги свернутых в маленькие свитки написаны вопросы разного уровня сложности с целью выяснения уровня развития критического мышления у детей по предыдущим темам (приложение 1). Учитель продолжает вести урок, предлагает вытащить вопрос. Если учащийся не может ответить на него передает тому, кто желает ответить. При необходимости задает наводящие вопросы.
Формативное оценивание по качеству приводимых доводов и аргументов. Учащиеся отвечают на вопросы. Оценивают свою работу (приложение 2)
3 мин. Постановка учащимися цели и задач на урок по теме, записанной на доске, используя стратегию ЗХУ. Дает задание. Учащиеся записывают, что знали и что хотели бы узнать по теме урока. Таким образом, выводят цель урока и задачи
Стадия осмысления 10 минут Работа в парах по изучению ресурсов по теме «Головоногие моллюски» (приложение 2). Предлагает отметить знаком «+» то, что уже было известно и знаком «-», ту информацию, которая оказалась новой.
Учитель ведет урок.
Формативное оценивание учителем по степени активности учащихся в парах и выполнении распределенных ролей. выявление ошибок и недочетов, корректировка их при необходимости Учащиеся изучают ресурсы и текст учебника. Распределяют роли в паре. Отвечают на вопросы презентации.
10 минут Заполнение схемы (см приложение) Учитель предлагает учащимся отвечать на разделы схемы. Каждой паре достается свой сектор. Корректирует ответы учащихся при необходимости Отвечают на вопросы схемы. Фиксируют ответы на лист со схемой
7 мин Решение кроссворда по теме «моллюски» Учитель предлагает учащимся ответить, на вопросы кроссворда Учащиеся выполняют задание самостоятельно, обсуждают в группах. Проверка правильности проходит по цепочке.
Стадия рефлексии 3 минуты Возвращение к цели урока. Повторение критериев успеха.
Показ значимости темы в системе знаний. Вывод. Учитель ведет обсуждение. Задает вопрос: «Достигли ли поставленной в начале урока цели?» «Зачем мы изучаем эту тему? В каких сферах жизни могут пригодиться знания о головоногих моллюсках» Учащиеся проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Отвечают на поставленные вопросы. Вывод
(моллюски приносят пользу, их можно употреблять в пищу, но они приносят и вред. Вызывая болезни человека и т.д.)
2 минуты Написание рефлексии Учитель предлагает записать рефлексию заполнить третью колонку ЗХУ. После этого(понравился урок или нет и почему? что запомнилось больше всего?).
СамооцениваниеУстное подведение итогов по критериям успеха:
Я знаю
Я понимаю
Я умею
Я знаю как и для чего применить это в жизни
Учащиеся записывают рефлексию урока.
Домашнее задание (2 минуты) Прочитать параграф. Написать эссе «Путешествие моллюска».
Учитель дает домашнее задание и объясняет как его выполнить Учащиеся записывают домашнее задание
Заключительная оценка: Приложение 1
Корзина вопросов
1.Сколько классов в типе моллюсков? Перечислите их.
2. назовите особенности дыхательной системы моллюсков
3.назовите особенности кровеносной системы моллюсков
4. назовите особенности пищеварительной системы моллюсков
5. назовите особенности нервной системы моллюсков
6.назовите особенности половой системы моллюсков
7. из каких веществ состоит раковина моллюсков?
8. назовите среду обитания моллюсков
9. назовите органы выделения моллюсков
10. приведите примеры представителей каждого класса типа моллюсков

Приложение 2.
Головоногие моллюски
Головоногие – самые необычные, крупные, хищные и самые совершенные из моллюсков. Головоногие достигли высокой степени развития. Это своего рода приматы среди беспозвоночных обитателей моря. Внешне, на первый взгляд, головоногие моллюски ничем не напоминают своих родичей – улиток и ракушек. Посудите сами: ведь речь идет об осьминогах, кальмарах, каракатицах и некоторых других – именно их зоологи называют головоногими моллюсками. Головоногими эти животные были названы потому, что на голове у них расположены щупальца, или «руки», которые называют также и «ногами», потому что моллюски часто ходят на них по дну, как на ходулях.
        Все головоногие моллюски – исключительно морские животные. Обитают они только в океанах и полносоленых морях. Особенно многочисленны они в тропической и субтропической области и в умеренных широтах. Моллюски, как и многие рыбы, свободно плавают в толще воды, другие предпочитают прятаться на дне.
        Размеры головоногих моллюсков очень разнообразны – от 1см до 18м. Тело головоногих моллюсков двусторонне-симметричное, раковина у них недоразвитая и носят они её не снаружи, а под кожей спины. Недоразвитость или даже исчезновение раковины связано с большой скоростью передвижения моллюсков.
        Интересен способ передвижения головоногих моллюсков: перекачивая через себя воду, головоногий моллюск скользит в лазурных водах, точно ракета задним концом тела вперед реактивным способом. Скорость при этом может достигать 50 км/ч.
        Внутреннее строение головоногих моллюсков представлено различными системами органов. Рассмотрим его на примере осьминога.
        Пищеварительная система состоит из ротового отверстия, в нем имеются  роговые челюсти, изогнутые как клюв попугая. В глотке расположен язык, а на нем – терка, при помощи которой животное измельчает пищу. В глотку же впадают протоки ядовитых слюнных желез. От глотки к желудку тянется тонкий пищевод. По пути он насквозь пронзает мозг. Есть печень и поджелудочная железа. Пищеварительные соки, которые они выделяют, за четыре часа переваривают пищу. Длинная кишка, следующая за желудком оканчивается анальным отверстием.
        Основная пища головоногих моллюсков – рыбы, крабы и ракушки. Но многие виды едят и падаль. Едят они и друг друга. И не всегда голод служит причиной каннибализма. Поэтому еще Аристотель, раздумывая над такими дурными обычаями решил, что моллюски едят друг друга, чтобы поддерживать в себе жизненную силу: осьминог, не отведавший осьминожьего мяса, будто бы хиреет и умирает.
        Дыхательная система моллюсков представлена одной парой жабр, расположенных в мантийной полости, они же обеспечивают газообмен в организме животного.
        Кровеносная система у головоногих моллюсков почти замкнутая, состоит из артерий, капилляров, вен и сердца. Сердце состоит из двух предсердий и желудочка и бьётся 30 – 36 раз в минуту. Кровь у моллюсков необычная – голубая. Вместо гемоглобина (как у млекопитающих животных) кровь головоногих моллюсков содержит гемоцианин. Медь, входящая в состав гемоцианина, и придает их крови синеватый цвет.
        Почка – это орган выделения головоногих моллюсков, расположена она в непосредственной близости с половой железой.
        Нервная система головоногих моллюсков сложнее, чем у всех других беспозвоночных животных и достаточно высокоспециализированна. Клетки мозга со всех сторон плотно облегают пищевод. Поэтому моллюски, несмотря на очень хищные аппетиты, не могут проглотить добычу крупнее лесного муравья. Вот тут им на помощь и приходит терка, которой они приготавливают «пюре» из крабов и рыб.
        У головоногих хорошо развиты органы чувств. Глаз осьминога мало отличается от глаза млекопитающего или даже человека. Ни у кого из обитателей моря нет таких зорких глаз, как у осьминога и его родичей. Только глаза совы, кошки да человека могут составить им конкуренцию. На одном квадратном миллиметре сетчатки глаза осьминога насчитывается около 64 тыс. воспринимающих свет зрительных элементов. И размер глаз у головоногих моллюсков рекордный. Глаз каракатицы лишь в 10 раз меньше её самой, для сравнения – у тридцатиметрового голубого кита глаз не превышает в длину 10 – 12см.
        Чувство вкуса у осьминога настолько развито, что он, видимо, и врагов распознает на вкус. Вся внутренняя поверхность щупалец и каждая присоска участвуют в дегустировании пищи.
       Если разрезать хрящевой череп осьминога, внутри можно найти два пузырька с заключенными в них кристалликами извести. Это статоцисты – органы слуха и равновесия.
        По поводу размножения нужно сказать, что головоногие моллюски – раздельнополые животные. Присутствует тут и такое явление как половой диморфизм, т.е. различия в строении тела и размерах самца и самки. Оплодотворение происходит в мантийной полости самки. Яйца у головоногих моллюсков крупные богатые желтком. Насиживающие самки ничего не едят около двух месяцев, иногда и больше, пока не выведут детенышей, которых они также охраняют, чистят и обеспечивают им приток свежей воды. Обычно головоногие моллюски размножаются раз в жизни, после чего погибают.
         У головоногих моллюсков существует множество защитных приспособлений: их щупальца усажены сотнями присосок, а многих кальмаров – также и когтями как у кошек, зубов нет, но есть клюв. Четырех, - шестикилограммовые кальмары легко перекусывают проволочную леску спиннинга. Есть в арсенале защитных приспособлений древнейшее средство страхования жизни – автотомия, т.е. самокалечение. При случае прочные щупальца сокращаются с такой силой, что сами себя разрывают. Щупальце отваливается, словно отрезанное ножом и хищник получает его в виде выкупа за жизнь.
        Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие – чернильную бомбу. В минуту опасности моллюски выбрасывают струю чернильной жидкости. Чернила расплываются в воде густым облаком, и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск благополучно удирает. Чернила вырабатывает особый орган – грушевидный вырост прямой кишки – чернильный мешок. Не все содержимое чернильного мешка выбрызгивается за один раз. Обыкновенный осьминог может ставить «дымовую завесу» шесть раз подряд, а через полчаса уже полностью восстанавливает весь израсходованный запас чернил. Наблюдения показали, что выброшенные чернила растворяются не сразу, не раньше, чем на что-нибудь наткнутся.
        У всех головоногих моллюсков под кожей расположены эластичные, как резина, клетки. Они набиты краской, словно акварельные тюбики. Научное название этих клеток – хроматофоры. Хроматофоры содержат черные, коричневые, красно-бурые, оранжевые и желтые пигменты. Раздраженный осьминог из пепельно-серого через секунду может стать черным и снова превратиться в серого. Если бы кому-нибудь пришло в голову устроить состязание хамелеонов, первый приз наверняка получила бы каракатица.
        Головоногие моллюски – довольно разнообразные животные. Перед вами лишь некоторые представители этих животных 
        Немаловажно хозяйственное значение головоногих моллюсков. Их издавна употребляют в пищу. Однако из шестисот видов головоногих моллюсков объектами интенсивного промысла служат всего лишь один – два десятка. По основным показателям питательности – калорийности и белковому составу – кальмары, особенно консервированные, превосходят всех других употребляемых в пищу моллюсков и даже некоторых рыб. Они незначительно уступают говяжьему мясу и телятине.
        Мелких кальмаров в Японии не выбрасывают, а используют для удобрения, корма скота и птицы.
        Драгоценная амбра – воскоподобное вещество, которое используют в парфюмерии как закрепитель аромата духов, образуется  из уплотненных и прошедших определенную стадию разложения клювов кальмаров.
Кроссворд по теме «Моллюски»

1. По горизонтали. Орган дыхания водных моллюсков. По вертикали. Шарообразные минеральные образования в раковинах некоторых двустворчатых моллюсков.
2. Представитель брюхоногих, наносящий ущерб сельскому хозяйству. Поедает верхние части и корнеплоды сельскохозяйственных растений.
3. Название одной из двух камер сердца брюхоногих.
4. Орган системы кровообращения, впервые эволюционно появившийся у моллюсков.
5. Образования спинных складок кожи, между которыми и раковиной образуется полость.
6. Крупный представитель класса головоногих. Используется человеком в пищу.
7. Орган выделительной системы, впервые эволюционно появившейся у моллюсков.
8. Класс моллюсков, в который входят наиболее развитые представители, такие как осьминоги, кальмары, каракатицы.
9. Орган в ротовой полости растительноядных моллюсков, служащий для растирания пищи.
10. Наружный минеральный покров большинства моллюсков.

1. жабры жемчуг
2. слизень
3. предсердие
4. сердце
5. мантия
6. кальмар
7. почки
8. головоногие
9. терка
10. раковина
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ФИЛИАЛ АО «НЦПК ӨРЛЕУ» ИПК ПР по СКО
Урок по теме «Головоногие моллюски»
Выполнила: Шлейхер Т.И.Петропавловск, 2015 г.