Разработка урока ОПК (с уплотнением) в 4 классе на тему Как христианство пришло на Русь. Подвиг


Конспект урока ОПК (с уплотнением)
в 4 классе
на тему «Как христианство пришло на Русь. Подвиг»
 
Тип урока: комбинированный
Ключевые понятия: Церковь, крещение, князь Владимир, подвиг, подвижничество.
Цель урока: формирование представления о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия христианства, несения подвига на благо своей Родины.
Задачи:
    1.Формировать у обучающихся знания об исторических обстоятельствах, связанных с Крещением Руси, о великом подвиге равноапостольного князя Владимира, о подвигах святых и простых (мирских людей), о том, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны.2.Развивать эмоциональность, умение вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.
3.Воспитывать чувства осознания того, что представление о Святой Руси - это представление о своей Родине, стремящейся к святости.
Планируемые результаты:
Личностные:  
 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе христианских представлений о нравственных нормах.
Метапредметные:
 Регулятивные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок.
Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий  и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и  права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
 Предметные: знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: милосердие, осознание духовности в человеческой жизни.
Формы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование урока: историческая карта Древней Руси, видео, мультимедиа.
Ход урока.
- Откуда мы узнаём о давно прошедших веках и событиях родной истории?
Ответы детей.
- О давно прошедших событиях мы узнаём чаще всего из древнерусских летописей. Летописи – это исторические записи по годам. Год на Руси в далёкие времена называли «лето». Летописец регулярно делал записи о событиях, свидетелем которых он был сам или о которых слышал от достойных доверия современников.
Благодаря летописям мы можем заглянуть в наше прошлое, перелистать священные страницы родной истории, вспомнить имена и подвиги просветителей, героев и святых людей.
Самую обширную русскую летопись составил святой Нестор Летописец – монах Киево-Печерского монастыря. Жил он в Киеве в конце ХІ – начале ХІІ века. Свою летопись великий древнерусский летописец, названный учеными отцом российской истории, начал словами:
Се повести времяньных лет,
откуду есть пошла Руская земля,
и кто в Киеве нача первее княжити,
и откуду Руская земля стала есть.
В переложении на современный язык эти строки могут быть прочитаны так: «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить, и как возникла Русская земля» (перевод Д. С. Лихачева). Творение св. Нестора Летописца кратко называется «Повесть временных лет». Это самый важный письменный источник по истории Древней Руси.
Источник своей истории христианство видит в Боге. Но живет оно также в мире людей. Слова Христа люди записали обычным человеческим языком и обычными для той эпохи средствами: на папирусах. Затем люди веками разносили эти записи по всему миру. И для проповеди христиане использовали школы, музыку, живопись, беседы.
Люди, ставшие христианами, объединяются в общество, которое называется Церковь. Церковь живёт и растёт, присоединяя к себе новых людей, новые поколения, новые народы.
Впервые наши предки почувствовали и осознали, что такое Церковь, более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси. Русские люди, посланные князем Владимиром в чужие края искать истинную веру, нашли её в православной церкви. «Повесть временных лет» преп. Нестора Летописца доносит до нас их слова: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и службы их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…». В Стамбуле, в Турции, и поныне высится прекрасный собор Св. Софии. София в переводе с греч. – «мудрость». Это одно из свойств христианства и, значит, именно в его честь был назван самый величественный храм христианского мира.
Повествуя о событиях, связанных с Крещением Руси, преп. Нестор Летописец говорит, что Дух Божий чудесным образом привел князя Владимира к святой купели и, «отрясши в ней слепоту душевную, вкупе и телесную», великий князь «возгорелся духом и возжелал сердцем быть христианином, и обратить всю землю в христианство». Вел. кн. Владимир крестился в греч.городе Херсонесе, по-русски – Корсуне, который располагался в южной части полуострова Крым. Вслед за князем Владимиром, крестились его воины – дружина. С той поры, идя в бой, русские дружинники несли с собой знамёна с изображением лика Христа.
Крещение киевлян в водах Днепра совершилось в 988 году. Этим годом отечественная история датировала и само принятие православия нашими предками – Крещение Руси.
Крещение – это присоединение к Церкви. Человек погружается в воду (в реку или в большую купель внутри храма) с призыванием Бога и надеждой на Его помощь.
Вместе с христианством на Русь пришли письменность, образование, церковное искусство. Священники из Болгарии Кирилл и Мефодий принесли на Русь азбуку и книги. На Руси появились монастырские и княжеские школы, православные каменные храмы. Христианство укрепляло семью, требовало гуманного отношения друг к другу. Религия провозглашала общечеловеческую мораль («не убий», «возлюби ближнего, как самого себя»), равенство всех перед Богом. В народной памяти, в былинах князь Владимир остался как «Владимир Красно Солнышко». А в Церкви он считается святым.
Церковью называется христианский храм. А какое новое значение этого слова вы узнали сегодня?
За что народ прозвал князя Владимира «Красно Солнышко»?
Подсчитайте, сколько лет русской православной культуре?
Крещением Руси было положено начало историческому бытию Русской Православной Церкви. Принятие христианства ввело древнюю Русь в семью христианских народов, породило великую восточнославянскую культуру и цивилизацию, стало мощным толчком к культурному и государственному созиданию.
Вера наполняла жизнь людей смыслом. В храм люди шли и с горем, и с радостью.
Русь мы называем ещё и Святою. Святым или священным люди называют всё заветное, дорогое. О своей Родине мы с трепетным чувством говорим – Святая Отчизна. О самых памятных и дорогих сердцу местах принято говорить – святое место. О самых главных обязанностях люди говорят – святой долг!
- А как вы понимаете значение слова «подвиг»?
Часто в православной литературе встречается слово «подвижник». Человек современный не понимает значения этих слов. Но всё становится понятным, если объяснить и разобрать смысл.
Слово «подвиг» для вас – это синоним героического поступка, труд над собой, объясняемый однокоренным словом «двигать».
Подвиг – это борьба с ленью, эгоизмом, завистью, злостью. Это сдвигание себя с мёртвой точки при помощи благодати Божией.
Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без принуждения и без сожаления.
Христианин может жертвовать чем-то ради себя самого, ради других людей и ради Бога.
Жертва ради другого человека проявляет себя, например, в извинении. Очень трудно пожертвовать своей гордостью, извиниться, искренне понять и признать свою неправоту.
Жертва Богу, приносимая христианином, - это постоянная память о Боге и Его заповедях и стремление жить по ним. Человек жертвует своими капризами ради исполнения воли Бога. Если он переступает через свой эгоизм, значит он идёт путём подвижничества.
- Послушайте рассказ о Герое Советского Союза Ирине Николаевне Левченко. Родилась 15 марта 1924 года в посёлке  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BA%D0%B0" \o "Кадиевка" Кадиевка (ныне город Стаханов) Луганской области. В июле 1941 года в Москве создавались части и соединения народного ополчения. Тыловым частям действующей армии требовалось большое число сандружинниц, связисток и других специалистов. Летом 1941 года в числе сандружинниц прибыла в штаб 28-й армии  в город Киров  Смоленской области. Служила в операционно-перевязочном взводе, затем санинструктором роты 744-го стрелкового полка 149-й стрелковой дивизии 61-й армии Брянского фронта).Немецкие войска подходили к Смоленску, куда была направлена И. Н. Левченко. В письме к матери Ирина Левченко сообщает о своём первом боевом крещении: «Дорогая, любимая мамочка! Нас отправили в дивизионный медпункт. Вернее, это не пункт, а целый батальон. Я нахожусь в операционно-перевязочном взводе. Сегодня ночью я получила боевое крещение. Привезли несколько раненых и мне поручили их перевязать… Откровенно говоря, вид крупных ран — не царапины, как дома, очень страшен».
К маю 1942 года 18-летний санинструктор И. Н. Левченко вынесла с поля боя и оказала первую медицинскую помощь 168-ми раненым.
В боях за  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D1%83%D0%BC%D1%87%D0%B0%D0%BA" \o "Тулумчак" Тулумчак и  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%B5%D1%87&action=edit&redlink=1" \o "Карпеч (страница отсутствует)" Карпеч (Керченский полуостров, Крым) И. Н. Левченко оказала медицинскую помощь 30 раненым и лично эвакуировала с поля боя 28 человек с оружием, при этом захватила одного пленного и румынский пулемёт, доставив их в часть. Бывший командир отдельного танкового батальона Т. Туркатов в своих воспоминаниях рассказывает о героизме санинструктора И. Н. Левченко: «В 1942 г. наши войска вели бой на Керченском полуострове. Танки вышли из укрытия и развернутым фронтом пошли в атаку. За одним из наших танков, прикрываясь его броней, бежала с медицинской сумкой санинструктор… Девушка метнулась к пылающему танку. Она быстро открыла люк и стала вытаскивать из машины раненых… Загорелся ещё один танк. Его экипаж выбрался из машины и залёг в ближайшей воронке. Ирина подбежала к танкистам, перевязала им раны…»
При этом была сама тяжело ранена и эвакуирована в госпиталь, где избежала ампутации правой руки. После выздоровления медицинская комиссия постановила снять И. Н. Левченко с военного учёта. Однако Ирина решила связать свою судьбу с танковыми частями. После неоднократных просьб добилась встречи с командующим бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии генерал-лейтенантом танковых войск Федоренко и была зачислена курсантом в Сталинградское танковое училище, эвакуированное в город Курган.
В 1943 году окончила ускоренный курс Сталинградского танкового училища. До победоносного завершения войны служила офицером связи 41-й гвардейской танковой бригады 7-го механизированного корпуса, действовавшего на 2-м и 3-м Украинском фронтах, командовала группой лёгких танков Т-60.
Экипаж её танка участвовал в штурме Смоленска, где в 1941 году она вывозила раненых, освобождала Карпаты, Румынию, Болгарию, Венгрию. Войну Ирина Левченко окончила под Берлином.
За совершенные подвиги в годы Великой Отечественной войны И. Н. Левченко награждена тремя орденами Красной Звезды и 10-ю медалями.
Именем Ирины Левченко назван жилой квартал в городе Луганске. В 1975 году её именем названа улица в Москве. В городе Алмазная (Луганская Народная Республика) названа улица им. Ирины Левченко, на которой расположен ж/д вокзал станции Стаханов.
- Можно ли назвать воинский путь И. Н. Левченко подвигом?
- Слово «подвиг» связано только с военным временем?
- Кто такие подвижники?
- Расскажите, а ради вас кто-то чем-то жертвует?
- Объясните, почему жертвенно служение врача, учителя, мамы?
- Узнайте у родителей, совершали ли они подвиги ради кого-то в своей жизни.
-Также спросите у родителей, крестили ли вас? Как проходил этот обряд?