Конспект урока на тему Упражнения в распознавании однокоренных слов


Конспект урока русского языка во 2 классе.
Тема урока: Упражнения в распознавании однокоренных слов.
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 95 с УИОП»
Октябрьского района г. Саратова
Белякова Светлана Викторовна,
высшая квалификационная категория
Тема: «Упражнения в распознавании однокоренных слов»
Цели:
- упражнять в определении родственных слов, находить общую часть – корень;
- тренировать в подборе однокоренных слов;
- развивать интонационную выразительность речи;
- развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
- закрепить у учащихся представление о характерных признаках весны;
- активизировать словарь по теме «Весна»;
- воспитывать интерес и любовь к природе;
- способствовать воспитанию самостоятельности и самоконтроля на письме;
- развитие общей и мелкой моторики;
- формирование самооценки. 
ХОД УРОКА
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас и ваши улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет вам радость.
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, чтобы посмотреть, чему мы научились, как умеем работать на уроках, какие мы дружные и дисциплинированные. Давайте поприветствуем наших гостей.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Хоть заданья нелегки,
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
- Ребята, вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший, дружный класс.
Все получится у нас!
- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем
звучит прекрасная музыка.- Какое у вас настроение?- Улыбнитесь друг другу.
С чего начинается урок? (открываем тетрадь, записываем число, классная работа)Актуализация опорных знаний- А вместе с вами улыбается и тучка. Её капельки принесли нам буквы.(в е с н а)- На какие две группы их можно разделить? (гласные и согласные)- Составьте слово из всех букв, которые записаны на капельках.- Какая орфограмма в слове? Подберите устно проверочное слово.- Как проверить безударную гласную в корне?
С какой буквы начинается слово весна? Какой звук она обозначает? Что можете сказать об этом звуке? (согласный, парный, звонкий, бывает твердым и мягким)
Чистописание Вв вв ВвВесна – фонетический разбор слова.
А вот и весна к нам пожаловала. 
А вместе с ней пришла к нам девочка. А как ее зовут, угадайте: «Золотые монетки на щеках у нашей детки» (Веснушка). Она принесла нам задание.
- Стихотворение о весне зачитывает учитель:
Весенний воздух свеж и чист
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля. (растаять или стать талым)
Вокруг ручьи бегут звеня…
Ватага вольных воробьев (шумная толпа, сборище)
Ворону гонит из кустов…
Весна готовит свой парад-
Весь мир весне веселой рад.
- О чем это стихотворение? Какие слова непонятны?
- Какой звук чаще всего встречается в словах этого стихотворения? [в, в’] В каких словах?- Это любимая буква нашей гостьи Веснушки. Как вы думаете почему?
- Найдите в этом стихотворении словарные слова.
Воробей, ворона, вокруг, весело, ветер.
- Ребята, а вы знаете стихи о весне?
- Учащиеся читают наизусть стихотворения о весне.
Видите, какое лучистое солнышко принесла нам весна. А вместе с ним и задание.
- Составить из слов предложение, записать его и разобрать.
Весной ярко светит солнышко.
2.Орфогрфическая минутка. Устно.( Текст на доске.) Солнце землю согревая, Гонит с нашей речки лёд. Тает баба снеговая И ручьями слёзы льёт. (Г. Ладонщиков) - Вот как весна вступает в свои права. 
- А знаете, что в старину весну закликали (зазывали). Давайте и мы зазовём весну. Сна – сна – сна – к нам пришла весна. Сне – сне – сне – рады мы весне! Пели – пели – пели – звонкие капели. Ели – ели – ели – птицы прилетели. Очки – очки – очки – распустились почки. 
- Веснянка – народная песня-закличка. Этой песней зазывали весну, чтобы она скорее пришла, хороший урожай принесла.
 -Образуйте от слова весна прилагательное. Весенний– Что ещё происходит в природе с приходом весны? - Давайте хором прочитаем четверостишие на ваших карточках. Каждый год с погодой вешней Все гостей крылатых ждут. Только вынесли скворечник, А скворцы уж тут как тут. (С. Михалков) - Найдите однокоренные слова (родственные). - Как вы понимаете слова погода вешняя?ВЕШНИЙ, -яя, -ее. О времени, погоде состоянии природы: весенний. Вешние деньки. Вешние воды.
- Что мы можем сказать о словах весна, Веснушка, веснянка, весенний, вешняя? (близкие по значению)
Так какова тема нашего урока?
- Сегодня мы с вами продолжаем работать с однокоренными словами. Будем учиться находить родственные слова, выделять общую часть родственных слов – корень. Тренироваться в подборе однокоренных слов, будем учиться распознавать однокоренные слова, учиться правильно и грамотно говорить и писать; обогащать свой словарный запас.
Они слова похожие, Как родственники схожие. Они живут одной семьёй, И дружить хотят с тобой! 
ПРАВИЛО - ВЫВОД
- А как вы думаете какая она весна? - Я желаю, чтобы ваш день тоже был тёплым, добрым. Давайте возьмёмся за руки и подарим друг другу частичку тепла. - Какие весенние месяцы вы знаете? - На Руси названия месяцев отличались от современных, и было это связано с описанием наиболее характерных явлений. Март (березол) Апрель (цветень) Как вы думаете почему так назывались месяцы? Май (травень) Физкультминутка
Весна
К нам весна шагает Дети идут по кругу,
Быстрыми шагами. Высоко поднимая колени.
И сугробы тают под её ногами. Приседают и садятся на корточки.
Чёрные проталины Наклоны к правой и левой
На полях видны. Ногам, руки на поясе.
Видно очень тёплые Бег на носочках по кругу.
Ноги у весны.

Учитель  Перед вами лес. Он готовится встретить весну. Давайте соберем родственников леса. А какие слова в русском языке называют родственными?
Дети: Родственными называются слова, которые имеют общую часть и общее значение.
Учитель: Скажите, как ласково можно назвать лес?
Дети: Лесок.– Шум, зверёк, гриб – …. (какой?)
Дети: Лесной.
Учитель: Человек, ухаживающий за лесом.
Дети: Лесник.
Учитель: Небольшой редкий лес, отделённый полянами от других участков леса.

Дети: Перелесок.
Учитель: Как назовем сказочного персонажа, проживающего в лесу.

Дети: Лесовичок.
На доске запись:
Л…сок, л…сной, л…сник, п…р…лес…к, л…с...в…чок.
Учитель: Можно ли эти слова назвать родственными?
Дети: Эти слова родственные, т.к. они объясняются словом “лес”,
Учитель:
Уж тает снег, бегут ручьи,В окно повеяло весною”.Засвищут скоро соловьи,И лес оденется листвою!
– При таянии снега в лесу много воды, а значит и влаги. Только сойдет снег, как появляются первые цветы и деревья одеваются в листву.
Слова вода и влага можно ли считать близкими родственниками? Почему?
Дети: Слова вода и влага близкие по значению, но не родственные. У этих слов разные корни.
Корень слова – главная, значимая часть.
Подберём однокоренные слова.
Работа в группах. - Запишите список родственников. Игра «Заселите домик» Упражнение в распознавании однокоренных слов.
Работа в группах.
-сад-
-цвет-
-м--момор-ор-
-вод-
-трав-
-лист-
1 группа - вод: «Вода, водичка, водяной, подводный, водица».
2 группа – цвет: «Цветок, цветочек, цветник, цветет, цветочная»
3 группа – трав: «Травинка, травка, травушка, травянистый, травяной, травник»
4 группа – сад: «Садовый, посадить, посадки, садовник
Весна, весна, пришла весна!Тепло на крыльях принесла.И вот на самом солнцепёкеС поднятой гордо головойРасцвёл подснежник голубойЦветок весны, идущий к нам по снегу,Простой цветок, но сколько он несётДобра и радости, и счастья человеку.
- А какие ещё первые цветы распускаются весной? Как они называются? (Первоцветы)
Упражнение на дыхание. С приходом весны всё в природе оживает. Становится теплее, но ветерок ещё холодный. Давайте мы с вами покажем, как он дует. Я подую высоко, (поднять руки вверх, тянуться вслед за ними и дуть.) Я подую низко, (наклониться вперёд и дуть) Я подую далеко, (руки на пояс, и дуть) Я подую близко. (положить ладони на грудь, прижать к ним подбородок) 
- Легкий весенний ветерок дунул и разбросал по поляне предложение.
На лесной полянке расцвели первые подснежники.
Закрепление изученного. Самостоятельная работа
- А теперь поработаем в парах. Возьмите карточку.
- На ней три разных по сложности задания. Выберите задание себе по силам и выполните его. Можно выполнить каждому по одному заданию. Можно вместе выполнять задания. Решите в парах самостоятельно.
- Запишите в верхней части листа свои фамилии. Начинайте работать.
1.Соедините слова левого столбика с однокоренными словами из правого:
лес сад
вода больной
море деревянный
садовый лесной
боль водичка
дерево моряк
2.Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах.
лес мёд
лесок мёдиклестница медведь
лесник медовый
лесной сладкий
3. Подберите и запишите однокоренные слова. Выделите корень.
Весел - ______________________________________________________

веселый, радость, веселье- Почему лишнее слово «радость»? ( У слов разные корни)- Назовите родственные слова к слову «радость». ( Рад, радостный, радоваться.)
Работа с учебником.
Упр. 116 Работа по карточкам
Физминутка. Игра «Да-нет»
- А сейчас нас ждет игра. - Сейчас я буду называть вам пары слов. Если я называю пару однокоренных слов, то вы хлопаете в ладоши, а если слова не являются однокоренными, то вы топаете ногами.
Цветник-цветочек, сладкий-вкусный, пахнет-запах, молоко- молочник, весенний-весельчак, дорога-дорожный, слон-слоник, бережет-бережок, дом – домашний, река – озеро.
 Работа по развитию речи
У. На доске записаны деформированные предложения. Из слов каждой строки надо составить предложения и записать их, правильно оформив. Пропустите строку для заголовка текста и начинайте записывать. На доске:
земля, зимнего, пробудилась, ото, снапроталинке, появился, на, подснежникпо, весело, поглядывают, первые, цветы, сторонам
-вод-
Итог урока. Рефлексия. - С какими словами мы сегодня работали? - Как называется общая часть родственных слов?  У весны есть ещё один вопрос для вас: как каждый из вас сегодня работал? На уроке мне было… - За вашу работу на занятии весна дарит вам самое главное, что есть у неё – солнышко. Она очень рада за вас, что вы все её задания выполнили. Молодцы!
V. Домашнее задание.
Придумать сказку про корень…
«Сказка про корень дом»;
«Сказка про корень род»
Например: «Сказка про корень Уч».
Жил-был корень Уч. Он ходил- бродил по книге. Книга эта называлась « Русский язык». Он не знал, какие слова состоят из его корня, и поэтому он был очень грустный. Однажды зашёл корень Уч к ребятам во 2 «А» класс и увидел, что ученики изучают тему «Корень слова», поучился вместе с детьми.Тогда корень Уч повеселел, ведь он узнал, что корень - главная часть слова и есть во многих словах: ученье, учёба, ученик, ученица, учитель, учебник и в других. Корень Уч обрадовался, что нашёл себя в таких хороших словах, и остался доволен собой.И тут он вспомнил, что у него есть друзья – это суффикс и приставка. Вместе они и научат, и изучат другие части речи.

Карточки для дополнительной работы
-сад-
-цвет-
-м--момор-ор-
-вод-
-трав-
-лист-

_______________________
1.Соедините слова левого столбика с однокоренными словами из правого:
лес сад
вода больной
море деревянный
садовый лесной
боль водичка
дерево моряк
2.Зачеркните лишние слова. Выделите корень в однокоренных словах.
лес мёд
лесок мёдиклестница медведь
лесник медовый
лесной сладкий
3. Подберите и запишите однокоренные слова. Выделите корень.
Весел - ______________________________________________________
Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.
Горка, горочка, горевать, горный, пригорок.
Домик, домовой, бездомный, домчать, домашний.
Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.
Домик, домовой, бездомный, домчать, домашний.
Горка, горочка, горевать, горный, пригорок.
Разделите слова на две группы.
Выделите корень в однокоренных словах.
Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.
_______________ ___________________
_______________ ___________________
_______________ ___________________
_______________ ___________________
Разделите слова на две группы.
Выделите корень в однокоренных словах.
Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская._______________ ___________________
_______________ ___________________
_______________ ___________________
_______________ __________________
Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.
Стоит, поляна, могучий, на, дуб.Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.
________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
1 вариант 2 вариант
Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.
Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок.
Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.
Горка, горочка, горевать, горный, пригорок.
Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.
Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок.
Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.
Горка, горочка, горевать, горный, пригорок.
Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.
Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок. Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень.
Горка, горочка, горевать, горный, пригорок.
Разделите слова на две группы.
Выделите корень в однокоренных словах.
Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.Разделите слова на две группы.
Выделите корень в однокоренных словах.
Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.
Разделите слова на две группы.
Выделите корень в однокоренных словах.
Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.Разделите слова на две группы.
Выделите корень в однокоренных словах.
Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.
Разделите слова на две группы.
Выделите корень в однокоренных словах.
Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская.Разделите слова на две группы.
Выделите корень в однокоренных словах.
Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.
Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.
Стоит, поляна, могучий, на, дуб.Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.
Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.
Стоит, поляна, могучий, на, дуб.Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.
Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.
Стоит, поляна, могучий, на, дуб.Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.
Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.
Стоит, поляна, могучий, на, дуб.Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.