Урок русского языка по теме: «Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов».

Урок русского языка по теме: «Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов».
Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Задачи урока:
Обобщить представления детей об однокоренных словах (двух признаках однокоренных слов);
Научить находить лишние слова в группе однокоренных слов, объединять однокоренные слова в группы, находить однокоренные слова с заданным корнем;
Совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь.
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные: В процессе наблюдений над словами формировать у учеников мыслительные операции (анализ, сравнение, аналогия и др.), умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме, определять основную и второстепенную информацию, учить делать выводы из наблюдений, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Регулятивные: Самостоятельно определять учебную задачу на основе соотнесения знакомого материала и того, что ещё неизвестно, формировать умения мобилизовать свои силы, сосредоточиться.
Коммуникативные: Знакомство с точным определением понятия, формирование речевых умений: расширить тематику самостоятельного высказывания учащихся, учить высказывать суждения с использованием определений понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказывать верность или неверность выполненного действия, обогащать словарный запас обучающихся .
Личностные: Самоопределение: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. Смыслообразование: развитие познавательных интересов. Ценностно-нравственная ориентация: развитие доброжелательности, доверия,готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Проблемная ситуация строится на столкновении ранее изученного материала и незнания точного определения корня слова.
- Создание проблемной ситуации: детям предлагается практическое задание “на ошибку”. Показываются разные варианты выполнения задания, недостаточность знаний для точного определения понятия.
- Метод постановки учебной проблемы – побуждающий диалог от проблемной ситуации.
- Поиск решения – подводящий диалог
- Тип знания – понятие (корень слова)
Планируемый результат: научатся находить и выделять корень в группе однокоренных слов. Осознают значимость этой морфемы.
В перспективе: Формировать навыки правописания однокоренных слов, развивать орфографическую зоркость.





Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД, (технология оценивания учебных успехов)


Деятельность учителя
Деятельность учителя



·. Актуализация знаний.















1. Мотивация
- Доброе утро, ребята! Пусть этот урок будет не только деловым, но и радостным. Подарите свою улыбку друг другу и нашим гостям.
Сядут тихо те ученики 2-го класса, кто готов сегодня на уроке узнать что-то интересное и новое для себя.
2. Откройте тетради.
– Что надо записать? (Дату.) 9 декабря.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа». 1 3 3
4. Словарная работа. Звонит
5. Актуализация знаний.
– Назовите основные понятия прошлого урока. (Корень, однокоренные слова.)
– Что такое корень слова?
– Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)
– Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова?
– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно?


Пишут в тетради






Они однокоренные
- у них есть одинаковая часть
- близки по смыслу


Многозначными.

Познавательные УУД
1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.

Создание проблемной ситуации. (практическое задание “на ошибку”)
Детям выданы карточки со словами:
Вода, водица, водитель, проводить, пар, водяной, дождик
Проделайте то же самое, найдите однокоренные слова среди всех предложенных слов. Для этого вам нужно будет:
Прочитать слова
Найти слова, близкие по смыслу
Вычеркнуть лишние
В остальных выделить общую часть – корень
Задание выполняется индивидуально.
- Давайте посмотрим, как вы выполнили задание.
Разные ответы детей, их варианты фиксируются на доске.
- Почему? В словах одинаковые части, а смысл разный. Надо проверять оба признака.
После выделения двух групп однокоренных слов задаём вопрос:
– Одинаковый ли корень в словах бережок, побережье и бережёт? Почему?
– Чем они похожи и чем различаются? (Похожие по звучанию корни, но слова не являются однокоренными.)
– Ответьте на вопрос: как отличить однокоренные слова от слов с корнем сходным по звучанию?
– Нужно определить значение, объяснить слова, найти в них общий смысл.
– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.
Составим план урока.
Какие слова можно назвать однокоренными?
Нахождение по заданному корню однокоренных слов.
– Что мы сейчас делали?
Повторяют правило. Читают правило на стр. 87






Корень слова.











Планировали свою деятельность
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



·
·I. Развитие умений – применение знания.
3 5 3 1 4 1. Работа в группах. Подбирают однокоренные слова.
I группе – слово лес; II группе – слово дом, III группе – бег IV группе – слово ёлка V группе – слово лук
Первичное закрепление
Гусь и гусыня со своими гусятами гуляют. - Га-га-га! – гогочет гусь, -  Я семьёй своей горжусь! На гусят и на гусыню Всё гляжу – не нагляжусь. (Н. Костарев)
Гусь, гусыня, гусята
Но и вредители-ошибки всё время норовят в сад пробраться.
Вон навстречу им гусеница ползёт.
А я ваша родственница – говорит.
Права ли гусеница? Примут ли такую родственницу в свою семью гусь с гусыней?
Физкультминутка
Работа по учебнику.
Упр. 119 – развивается умение находить общую часть однокоренных слов.














Работа в парах
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и познавательной деятельности.









·V. Рефлексия

– Найдите правильное определение корня.
Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов».
Буратино: «Корень – это главная часть предложения».
Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов». 4 4
Рефлексия: – Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
Вы считаете, что урок прошёл для вас
плодотворно, с пользой. Вы научились и
можете помочь другим.
Вы считаете, что научились выделять корень
в словах, можете подобрать однокоренные слова,
но иногда вам ещё нужна помощь.
Вы считаете, что было трудно на уроке
















V.Домашнее задание.
1. Упр. 118 2. Вырастить дерево с любым корнем :пар, снег, зим, дом и др.
















13 PAGE 14315



Заголовок 315