Родительское собрание по теме Подростковая жестокость

Цели: осознание родителем собственного стиля взаимодействия; выработка навыков активного слушания при взаимодействии со своим подростком; получение обратной связи.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, компьютер.
Содержание
Собрание начинается с чтения фрагмента стихотворения, на слайдах в это время идет демонстрация фотографий, демонстрирующих сцены насилия.(Слайд 1)
В наш общий мир, в наш общий дом Вошли жестокость и усталость. И я жалею лишь о том, Что к сущему исчезла жалость. Мы разучились отличать Добро от зла и тьму от света. И, покорив себе людей, Жестокость празднует смотрины, Наотмашь бьет врагов, друзей, Сердца, и лица, и витрины. И нам как - будто не видна Всей этой жизни однобокость, Поскольку в душах лишь одна Её величество – ЖЕСТОКОСТЬ.
Подростковая жестокость - эта тема становится актуальной в России. С каждым годом преступников, не достигших 18 лет, становится все больше. В чем причина «озверения» подростков?
О том, почему такое происходит с нами сегодня я и хотела поговорить. Итак, тема нашего классного часа «Подростковая жестокость». (Слайд 2)
Работа в группах: Каковы, на ваш взгляд, причины агрессивного поведения подростков?
Психологи и социологи, изучая данную проблему, выделяют следующие возможные причины агрессивного поведения подростков.(Вывести все причины на слайд). (Слайд 3).
Семья.
Окружение подростка вне дома.
Современный кинопрокат.
Отсутствие авторитетов (особенно положительных).
Отсутствие толерантности (терпимости) в обществе, в том числе и среди молодежи.
Популярность компьютерных игр - стрелялок.
Так ли это на самом деле, нам взрослым интересно ваше мнение. Поговорим об этом. Итак, семья. Если родители, старшие брат или сестра позволяют себе применение физической силы по отношению к ребенку, то в будущем сам ребенок, как правило, следует их «примеру». Для проверки этого мнения я просила ответить ваших детей на вопросы анкеты. Давайте посмотрим на результаты опроса, и при этом не будем забывать, что не всегда вы отвечаете честно, даже, если анкета анонимная.
Результаты анкетирования (Слайд 4).
Часто ли ваши родители ссорятся друг с другом? Да – 1, нет – 19.
Применяли ли родители по отношению к вам меры физического воздействия (шлепок, подзатыльник, ремень)? Да – 0, нет – 20.
Доставалось ли вам от старших братьев или сестер? Да – 8, нет – 2.
Применяли вы физическую силу по отношению к младшим братьям и сестрам? Да – 8, нет – 12.
Как вы думаете, могли ли вы в этих ситуациях обойтись без мер физического воздействия? Да – 10, нет – 10.
Случалось ли такое что вам доставалось от родителей просто из-за их плохого настроения? Да – 5, нет – 15.
Анализируя результаты, мы видим, что отношения в семье действительно влияют на наше поведение и на наши поступки. Агрессия рождает ответную агрессию. Вы согласны с этим? (Обсудить с родителями вопрос о физическом наказании детей в семье.)
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Происходит всё наоборот. Почему?
Сегодня мы поговорим об особенностях подросткового возраста.
Как бы определения вы могли бы дать подростковому возрасту? (высказывания родителей).
СЛАЙД
Существует такое понятие «трудный подросток».
Что же скрывается за этим понятием? Какой он трудный подросток?
Попробуйте нарисовать словесный портрет трудного подростка
(записывают на листах, листы вывешиваются на доску)
СЛАЙД
Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «Не»
- Что же может стать причиной проблем в поведении ребёнка?
ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИИ
В качестве примера рассмотрим следующую нередкую ситуацию. Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!»
- Что обычно говорят родители в таком случае? (варианты ответов)
СЛАЙД
Возможно, родители поступают так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки... А на самом деле - выплескивают свои негативные эмоции. И конечно, такое родительское поведение не способствует установлению лучшего контакта и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают еще более и могут перерасти в конфликт.
Избежать этого можно используя приём активного слушания.
РАССМОТРИМ СИТУАЦИИ
Что вы говорите ребёнку, когда он в очередной раз не убрал в своей комнате?
Когда он прогулял уроки?
Когда ребёнок в очередной раз пришёл домой в неназначенный час?
(варианты ответов)
СЛАЙД
1. «Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате!»
2. «Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем!»
3. «Ты никогда не приходишь вовремя! В следующий раз будешь ночевать под дверью!»
Ошибка этих и подобных высказываний заключается в том, что все они в негативной форме оценивают не только поведение, но и саму личность подростка.
Из-за преобладания местоимений «ты», «тебе», «у тебя» они названы «Ты-высказываниями».
Между тем психологи рекомендуют для выражения своих чувств использовать более эффективные «Я-высказывания».
Вот как можно изменить высказывания, приведенные выше в качестве примера:
СЛАЙД
1. «Мне становится неловко, когда гости видят неубранную постель. Под покрывалом она смотрится гораздо лучше».
2. «Сегодня звонила классная руководительница по поводу твоей посещаемости. Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний. Каждый сам отвечает за свои поступки, а если тебе нужна помощь, мы можем поговорить об этом».
3. «Когда в семье кто-то приходит позже, чем мы договаривались, я волнуюсь так, что не нахожу себе места. Мне хочется видеть тебя дома к десяти часам вечера, а в особых случаях мы можем договариваться отдельно. Тогда я буду чувствовать себя спокойно».
Несмотря на кажущуюся простоту подобных высказываний, их использование дается большинству родителей нелегко. Непривычно в такой форме говорить о своих чувствах, трудно удержаться от оценивания, от проявления родительской власти.


Рассмотрим следующие причины: окружение подростка вне дома и отсутствие авторитетов (особенно положительных). В большинстве случаев насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой. Вот вам и следующая причины: желание утвердиться за счет более слабого человека и безнаказанность. Подростки не всегда понимают, какие последствия может за собой повлечь жестокость, не думают, что могут быть наказаны за это, поэтому с легкостью вершат «правосудие». А ведь это самообман. Обижая заведомо «слабого» мы не становимся сильнее, а наоборот показываем свою слабость, а часто и трусость.
Давайте посмотрим фрагмент передачи «Пусть говорят» от 26 ноября 2012 года «Девочки из Владика» (слайд 6). (Обсуждение).
Отсутствие толерантности в обществе. Это следующая возможная причина проявления подростковой жестокости. Толерантность – это готовность признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. (Слайд 7). При этом даже в том случае, когда эти убеждения и взгляды тобой не разделяются и не одобряются.
Вернемся к теме собрания. Современный кинопрокат, телевидение, компьютерные игры – это огромный поток негативной информации, в который ежедневно мы с вами окунаемся. По данным исследований, в среднем ребёнок может видеть на телеэкране сцены насилия – каждые 15 минут, вечером – каждые 10 минут. В процентном отношении от всего показа сцен насилия убийства составляют 30,3%, избиения – 20,8%, сексуальные насилия – 16,7 %, катастрофы – 11,3%, оскорбления – 9,5 %, групповая агрессия (войны, теракты). (Слайд 10).
Популярность жестоких игр, тоже является фактором усвоения агрессивных форм поведения. (Слайд 11) Игра в некотором смысле снимает ограничения и делает жестокое поведение безопасным, не без последствий. Однако опасный источник такого поведения в том, что люди переживают унижения и оскорбления в обычной жизни. Давайте посмотреть видео ролик выпуска передачи "Неделя с Марианной Максимовской" от 29 января 2011 года и фрагменты передачи «Профессия репортер» «Дети интернета – катастрофическая зависимость». (Слайды 12,13,14). Что вы об этом думаете?
Сегодня мы вели разговор о причинах проявления подростковой жестокости. Целью данного разговора было желание дать вам повод задуматься о себе и своих детях, о своих привычках и вытекающих из них поступках.
Подведение итогов. Рефлексия. Каждой группе раздаются бумажные силуэты ребёнка и родителя, на которых написаны фразы: «Теперь я знаю», «В общении с родителями я буду» (подростки); «Теперь я знаю», «В общении с ребёнком я буду» (родители).
Источники:
Материалы сайтов: http://stihidl.ru/poem/1077/ http://vginekolog.ru/debate/zhestokie-podrostki http://tipslife.ru/40290-podrostkovaya-zhestokost.html
Материалы классного часа «Урок толерантности» Коноваловой Е.Н., МОУ СОШ № 5 п. Печенга.
Материалы презентации методиста-психолога Луганского методического центра Таратыновой Т.В.
Видео с You Tube: http://www.youtube.com/watch?v=Qr3vFQ3e06g http://www.youtube.com/watch?v=61RmTM2r6-c http://www.1tv.ru/sprojects_edition/si5685/fi19615