Окружающий мир «Мы не будем рвать цветы и ловить бабочек « 1класс


Урок по окружающему миру по теме: «Мы не будем рвать цветы и ловить бабочек » 1 класс
МАОУООШ п.Кневицы
Стройкина А.П. учитель начальных классов
Цель урока: Знакомство учащихся с цветами и бабочками луга; изучение и обобщение правил поведения в природе.
Задачи урока:1.Образовательные:- дать представление о цветах и бабочках, встречающихся на лугу; учить посредством мыслительных операций логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;- расширять кругозор детей.
2.Развивающие:- совершенствовать мыслительные операции: анализ, обобщение, сопоставление; - развивать психические процессы: память, мышление, внимание, восприятие; - развивать эстетические представления учащихся об окружающем мире.3. Воспитательные:- воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы; - воспитывать у детей интерес к изучению природы родного края; - воспитывать аккуратность, любознательность.
4Познавательные УУД:
- формулировать правила поведения в природе; - устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе полученной информации;
5.Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста); - отвечать на итоговые вопросы;      
6.Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - оценивать свои достижения на уроке и совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Тип урока: Открытия новых знаний.
Ресурсы: Учебник «Окружающий мир. 1 класс». А.А.Плешаков, атлас-определитель А.А.Плешаков.
Формы работы : фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах.
Технологии: ИКТ, групповая, проектная
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, карточки с изображением бабочек, сигнальные карточки для оценивания работы.
Ход урока
Организационный момент. (дети становятся в кружок)
- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку, на зеленую лужайку. Давайте возьмемся за руки, пожелаем друг другу хорошего настроения и приятных впечатлений.
Мотивация учебной деятельности.
(открывается плакат с изображением луга) Слайд 2
- Что вы увидели? (много травы и цветов)
-Как называется это место? (луг) Что вы знаете о луге.
-Что вы почувствовали? (красиво, радость, восхищение, дуновение ветерка, запах цветов).
- Давайте послушаем, какие звуки до нас доносятся с лужайки (дети слушают звуки (жужжание насекомых, пение птиц…)
-Что вы услышали? (жужжание , стрекот)
- Кто может издавать такие звуки? (насекомые)
- Каких насекомых вы знаете? (стрекозы, бабочки, шмели)
- Что у них общего (6 ног)
- Вам нравится на лугу? Что же мы будем тут делать? - А чего нельзя делать? (рвать цветы…)
3. Проблемная ситуация
Ребята, нашему Муравьишке очень понравилось это место и он захотел собрать девочкам большой букет из цветов и поймать для мальчиков самую красивую бабочку. Как вы думаете можно ли это сделать Муравьишке? (нельзя) Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
_-Сформулируйте тему нашего урока. (Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? Слайд 3
Подумайте, что мы должны узнать сегодня на уроке.
Цели формулируют дети
1.Познакомиться с растениями луга.
2 Познакомиться с насекомыми луга.
Познакомиться с правилами поведения на лугу.
4.Работа по теме урока.
- А какие цветы могут расти на лугу? (ответы детей)
(учитель загадывает загадки про цветы, выходят дети и читают стихи об этом цветке) Слайды 4-8
1.На лугу растут сестрички —Золотой глазок, белые реснички. (ромашки)
На лугу цветёт ромашкаСкромный беленький цветок,Что из жёлтого кармашкаУронила лепесток.
2.Эх, звоночки, синий цвет,С язычком, а звону нет. (колокольчики)
Колокольчик голубойПоклонился нам с тобой.Колокольчики - цветыОчень вежливы... А ты?
3.Я шариком пушистымБелею в поле чистом,А дунул ветерок —Остался стебелёк. (одуванчик)
У тропинки одуванчикСбросил жёлтый сарафанчик.Стал пушистым, словно пух:- Братцы! Как же я опух!
4.Спроси телёнка и барашка –
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно
Красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет. (клевер)
5.Синее небо упало на луг,Синим, пресиним всё стало вокруг,На лугу расцвели, у синей реки,Как синие небо, цветки… (васильки).
Я – синей небесной сини,Полевой простой цветок.От того я – не Василий,А всего лишь – василёк.
Работа в парах, группах.
- А почему нельзя рвать цветы? (дети выбирают правильные ответы в группах)
- будет пусто и некрасиво; - насекомые и птицы питаются нектаром и пыльцой; - мама будет ругать; - посадят в тюрьму.
- Правильно, будет пусто и некрасиво без таких прекрасных цветов. А про многих из них есть легенды (красивые придуманные истории)
- Совершенно верно, насекомые и птицы питаются нектаром или пыльцой цветов, и без цветов они просто погибнут
- И в тюрьму хоть и не посадят, но могут оштрафовать, так как многие цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом .
Итог: почему же мы с вами не будем рвать цветы? (дети делают вывод)
Работа в тетради.
- Откройте тетради на стр 30 и соедините цветок с его названием.
Оцените свою работу (дети показывают подходящий смайлик).
5. Физкультминутка:

Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
6.Работа над темой урока.
Слайд 9. Отгадайте загадку, кто это появился на нашей лужайке?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
- Ребята, как появляются бабочки? Кто из вас может объяснить?
Слайд 10.
Бабочки, должно быть, одни из самых красивых живых существ на земле!
В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька, причудливость и яркость окраски их крыльев поистине сказочная. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена.
- Муравьишка не знает, как зовут таких красавиц.
- А вы ребята знаете названия всех бабочек?
- Ваших знаний недостаточно. А где можно узнать название бабочек (в учебнике, атласе и т.д)
Слайды 11- 16
- Определите название бабочки.
Работа в парах, группах.(учитель показывает на слайде бабочку, а ребята находят её название в атласе)
Работа в тетради.
Откройте стр 31 в тетради и соединяйте название бабочки с рисунком.
(взаимопроверка тетрадей)
Оцените работу своего товарища. (дети показывают подходящий смайлик)
Работа с учебником
Рассмотрите рисунки на странице 46
Дети пришли на лужайку. Что они делают?
На рисунке слева: нарвали цветов, поймали бабочку, бросили упаковки от продуктов.
- Что принесли дети домой? (Букет цветов, бабочку)
Что стало с цветами? С бабочкой? ( Цветы повяли, мальчик нес бабочку и у нее сломались крылья. Бабочка умерла.)
Ребята, запомните: даже если просто подержать бабочку в руках, то она уже не сможет летать. Ее крылья покрыты мелкими цветными чешуйками. Мы повреждаем эти чешуйки, когда берем бабочку в руки. Чешуйки остаются у нас на пальцах, поэтому бабочка уже не полетит.
На лугу, где были эти ребята, помята трава, сломаны цветы, валяется мусор. И уже не летают бабочки. Правильно ли поступили дети? (Нет)
На рисунке справа; фотографируют бабочек, стрекоз, делают зарисовки, любуются красотой луга.
И что же принесли домой дети со второго рисунка? (фото, рисунки)
Произошло что-то с цветами, бабочками? (Нет)
Назовите правила поведения на лугу.(Нельзя бросать мусор, рвать цветы и
ловить бабочек)
Слайд 17-18.
Могут ли жить бабочки и цветы друг без друга?
Чтение текста в учебнике на странице 47
-Почему бабочки не могут жить без цветов? ( Они питаются их нектаром)
-Почему цветы не могут жить без бабочек? ( Потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не было бы плодов и семян )
7. Рефлексия учебной деятельности.
Слайд 19.
- Ребята, так кто же объяснит Муравьишке: «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?» ( Они не могут жить друг без друга)
-А сейчас мы выполним проект «Летний луг»
- Создайте свою бабочку, яркую и красивую, чтобы мир вокруг стал краше!
(детям раздаются шаблоны бабочек, и они раскрашивают их на свой вкус)
Предлагаю подарить Муравьишки свой собственный луг с уже известными нам цветами и бабочками.
- Наш урок подошел к концу. Сейчас мы проверим свои знания.
Слайд 20.
Тест: (правильное утверждение – ставим +, если нет, то ставим – )
Пришёл на луг, нарви большой букет  цветов (– )
Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их  (без этого не будет плодов и семян) (+)
Не рви  цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром (+)
В лесу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать (– )
Сколько красивых  бабочек на лугу, можно их поймать и засушить! (–)
– + + – –
- Кто не допустил ни одной ошибки, посадите своих бабочек на желтый цветок!
- Кто допустил одну или две ошибки – на голубой!
- А кто три и больше – на красный!
8. Итог урока.
- Чему мы сегодня учились на уроке, какие вопросы ставили для себя?
(Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?)
- Так почему же мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
(ответы детей)
Таким образом, бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Но и цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их. Без этого у цветов не будет плодов и семян.
Слайд21.
Давай пройдёмся медленно по лугу,И “здравствуй”, скажем, каждому цветку.Я должен над цветами наклонитьсяНе для того, чтоб рвать или срезатьА чтоб увидеть добрые их лицаИ доброе лицо им показать.
Домашнее задание раскрасить луг в тетради на стр 32.
2014 г. Стройкина Антонина Павловна