Классный час Агрессия и жестокость в детском мире для 9 класса


Провел и подготовил
Классный руководитель 9А класса
Павлова Елена Данисовна
- Мы его окружим и побьем!
- Нет, лучше вообще убьем!
- А если его родители узнают?
- Не узнают, если что, разберемся!
Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли.
Эрих Фромм.
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.
Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у младших детей, (я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.). У старших, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, её проявления путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке? Настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускает оскорбления, издевательства. Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретирую его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.
Так же как и учителю, педагогический такт нужен любому отцу, каждой матери, ибо он предполагает умение осторожно коснуться душевного состояния человека.
Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления.
Классный час для учащихся 9А класса.
Тема: «Агрессия и жестокость в детском мире».
Цель: воспитание в детях доброты.
Цитаты: Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло. (В. Ключевский).
Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней. (О. Бальзак).
Ход мероприятия.
Учитель. Мир устроен парадоксально. Во все времена мы говорим о том, что мир может спасти только доброта, а вокруг все больше жестокости. В наш 21 век пришли новые страшные напасти. Кроме преступности на улицах, идет война в «горячих точках» планеты и развивается терроризм.
Сейчас даже очень маленькие дети видят по телевизору исключительно кровь и убийства. А ведь детская психология – самая восприимчивая. Война идет в настоящей жизни, и даже в Москве взрываются дома и торговые точки. С детства видя одну кровь по телевизору, мы потом ужасаемся безжалостности юных солдат, которые попадают в военную реальность.
Все чаще ваши сверстники втягиваются в преступные группировки, секты, военные конфликты, становятся кто жертвами, а кто и соучастниками преступлений.
За последние десять лет в мире убиты в войнах более миллиона детей, шесть миллионов получили ранения, почти все подвергались смертельной опасности.
В Анголе 67% детей стали свидетелями пыток, причём, среди пострадавших было много их родственников. В Руанде почти все дети осиротели. 16% из них выжили, прячась под трупами близких. Какие страшные цифры! Ребята, как вы думаете, какие чувства будут развиваться у этих детей?
Возможные ответы: Агрессивность и мстительность. Когда ребята побывают в таких страшных ситуациях, их психика уже нарушена, и они могут совершать непредсказуемые поступки. Становится страшно. По- настоящему страшно. Ведь никто из нас не знает, что было бы с ним, если бы пришлось такое испытать. Но добрее после такого точно не станешь.
Учитель. Еще каких-то 15 лет назад нам все это казалось далеким и чуть- чуть нереальным .Но в прошлую чеченскую кампанию оказалось, что уже десятилетние мальчишки начали расхаживать с автоматами.
Вот одна история, каких сейчас в мире тысячи.
«…Когда Томас пошёл на войну, ему было одиннадцать лет. Автомат, который он носил, при случае пуская его в ход, хоть и был больше него самого, но весил немного, и носить его было необременительно. Для начала Томасу велели убить пленного в доказательство того, что он настоящий мужчина. Он попытался воспротивиться, но ему пригрозили смертью, и мальчик исполнил приказ. Затем он научился сбрасывать людей в колодцы, где они умирали медленной смертью, принимал психостимулирующий препарат, про который ему говорили, что это сделает его сильным и храбрым.
Томаса часто наказывали: связав ему за спиной руки, стягивали верёвку всё туже, пока не начинали хрустеть рёбра. Тогда пытка прекращалась, но руки надолго оставались парализованными…»
По свидетельствам очевидцев, из детей получаются отличные солдаты. Они послушны, не задают лишних вопросов, их легко подавить и наказать. А некоторые даже воспринимают войну как игру.
Вот что писал несколько лет назад журнал «Квакер»: там, где ведутся войны, детей насильно забирают в армию, и они быстро обучаются чистить и заряжать оружие, увертываться от пуль, мародёрствовать, ползать по-пластунски, минировать и убивать врагов. В Камбодже дети начали участвовать в вооруженных конфликтах с 1953 года, когда в стране была свергнута монархия.
А когда войну где-либо удается прекратить, встает другой вопрос: как быть с мальчиками-солдатами?
Само число этих солдат ужасает. В Либерии их, например, 6 тысяч. Разве можно вернуть детство десятилетним солдатам? Большинство из них неграмотны- учиться было некогда, да и негде. Неудивительно, что родители этих детей, если их удается найти, не хотят знаться с превратившимися в закоренелых убийц подростками. «Не погибни во мне, доброта!»-
Все отчаянней сердце стучит,
Реактивный дождик горчит,
Мир жесток, А юность чиста…
Над безумьем ядра расщепленного
Есть пронзительная высота,
И оттуда душой потрясённою
Слышу душу солдата смятенную:
«Не погибни во мне, доброта!» (Стихотворение читает заранее подготовленный учащийся). Жестокость не появляется сама по себе, она должна иметь причины своего появления.
Учитель. Да, конечно. Мы должны рассмотреть причины, чтобы никогда с ними не столкнуться, а если столкнуться, то преодолеть их.
Но сейчас я предложу вам подумать. Перед каждым из вас лежит лист бумаги. Расчертите его на две колонки. И, пожалуйста, напишите в одной колонке характерные черты жестокого человека, а в другой- доброго, или, назовём его так, обыкновенного человека. Времени вам дается немного, всего 5 минут.
Учитель. Я предлагаю записать на доске качества, присущие жестокому и обыкновенному человеку. Ну что же, давайте посмотрим, что у нас получилось.
Жестокому человеку присущи:
1.Агрессивность.
2.Раздражительность.
3.Нервозность.
4.Мстительность.
5.Отсутствие ласки и нежности.
6.Бессердечность.
7.Равнодушие.
8.Конфликтность.
9.Хамство.
10.Цинизм.
11.Хладнокровие.
12.Холодность.
Обыкновенному человеку присущи: 1.Доброта.
2.Ласка.
3.Нежность.
4.Забота.
5.Сдержанность.
6.Сострадание.
7.Умение оказать помощь в любую минуту.
8.Внимание.
9.Веселость.
10.Увлекательность.
11.Образованность.
12.Интеллигентность.
13.Вежливость.
14.Культурное поведение.
15.Неконфликтность.
16.Сердечность.
Учитель. Для хорошего человека вы нашли больше качеств. Так и должно быть. Только вот одно вы не учли. Психологи доказали, что в каждом из нас «сидит» жестокость. Только некоторые могут с ней справиться, а другие выпускают наружу. Да и обстоятельства бывают разные. Вот мы и подошли к проблеме: откуда берется жестокость, тем более у подростков, ваших ровесников?
Итак, первую причину мы с вами выделили, это…. Война. Влияние телевидения. Учёные выделили несколько факторов. Среди них важное значение имеют: Биологический фактор - это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма (нарушение умственного развития, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи). Они не дают человеку чувствовать себя полноценным членом общества, и потому происходит его озлобленность. Психологические факторы- это психопатологии. Выражаются в нервно- психических заболеваниях, психопатии, неврастении.
Социально- психологические факторы. В их основе- индивидуальные особенности, приводящие к процессу социализации. Чаще всего они вызываются внутрисемейными отношениями. Если в семье царит жестокость, то чему же можно научиться? Социально- экономические факторы. Это социальное неравенство, обнищание значительной части населения. А ведь любому хочется что-то иметь в жизни. Обидно, когда у одного много, а у меня нет, это может вызвать агрессию и неудовлетворенность жизнью. Морально- этические факторы. Отсутствие моральных ценностей в стране.
Учитель. Я думаю, что причины мы узнали. А как бороться с тем, чтобы жестокости стало меньше? Многое должны делать взрослые. Ни один ребёнок не должен знать, что такое война. Я приведу вам ещё один пример по этому поводу.
Вот что рассказывает английская писательница Кэролайн Мурхед, специалист в области прав человека. Она проводила занятия с солдатами- подростками: «Бывшие малолетние солдаты очень агрессивны, у них размыты представления о добре и зле, а некоторые из них откровенно порочны. Они рисуют только танки и взрывы бомб, играют в палачей, страдают бессонницей, фобиями, приступами тревоги. Кто-то не может есть. Кто-то абсолютно неконтактен. Из их памяти не удаётся вытравить воспоминания о жестокостях. Один маленький либериец, впервые взявшийся за оружие в десять лет, после того, как у него на глазах зверски убили сестрёнку, сказал на занятии: «Меня должны наказать за то, что я сделал…».
Больше всего в подростках, чьё детство прошло на войне, пугает равнодушие к жизни и смерти. Самое страшное для них стало обыденным и заурядным. А ведь этим ребятам потом жить в обществе и воспитывать детей.
Войны не хотим мы нигде, никогда,
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей-
В земле достаточно убитых!
Учитель. Вы тоже способны сделать мир добрее. Сами учитесь доброте, помогайте друзьям и знакомым в этом. Ведь мир прекрасен, и наслаждаться им должен каждый из нас. Думаю, каждому хочется жить в стране, где не страшно выйти на улицу, где вечерами можно спокойно гулять по парку, где по телевизору показывают действительно произведения искусства и где вы будете спокойны за жизнь своих детей. Нам не нужна жестокость. Нам нужен покой и красота. Помните об этом. Желаю вам всего самого доброго!