Олимпиада по экономике школьный этап 2015-2016 учебный год

Олимпиада по экономике 9-11 класс
2015-2016 учебный год.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

I. Ответьте «да» или «нет».
1. Обесценивание денег, проявляющееся в виде долговременного повышения цен на товары и услуги, называется инфляцией.
2. К основным функциям государства в рамках современной рыночной системы хозяйства относится регулирование заработной платы.
3. Конкуренция между производителями – это борьба за покупателя через повышение стоимости товара.
4. Цены товаров и услуг на рынке устанавливают производители без участия потребителей.
5. Традиционное общество имеет основой своей экономики сельское хозяйство.
6. ВВП представляет собой стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране в течение определенного периода.
7. К категории безработных относятся все неработающие совершеннолетние жители страны.
8. Внешним источником финансирования предприятий являются средства государственных фондов поддержки предпринимательства и инвестиционных компаний.
9. Постоянные затраты – это затраты, которые не меняются с изменением объема производства.
10. Экономика учит эффективно использовать ограниченные ресурсы.

II. Выберите правильный ответ.
1. Государство в условиях командно-административной экономики:
1. законодательно закрепляет господство единой формы собственности;
2. разрабатывает законы, ограничивающие деятельность монополий;
3. выводит льготное налогообложение малого бизнеса;
4. представляет экономическую самостоятельность производителям.
2. Интенсивный экономический рост обеспечивается
1. расширением производства
2. увеличением числа работников, занятых в производстве
3. вовлечением в производство неиспользованных ресурсов
4. совершенствованием технологий производства
3. Четыре фактора производства – это:
1. труд, земля, товары, деньги;
2. земля, капитал, производительность труда, прибыль;
3. труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность;
4. производство, распределение, обмен, потребление.
4. Доход получаемый собственником акций называется:
1. прибылью; 2. капиталом; 3. дивидендом; 4. рентой;
5. На рисунке отражена ситуация на рынке электроники и бытовой техники: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q- количество товара). Это перемещение может быть связано в первую очередь с
1. увеличением себестоимости электроэнергии
2. существенным ростом доходов населения
3. повышением пошлин на ввоз электроники и бытовой техники иностранного производства
4. открытием новых сетевых магазинов, торгующих электроникой и бытовой техникой.


6. Понятие собственности складывается из
1. владения; 2. владения и распоряжения;
3. владения, распоряжения и использования; 4. владения, распоряжения и дарения.
7. Какую экономическую систему характеризует следующее положение: вопросы производства и распределения продукции жестко регламентируются государством, государство устанавливает цену на продукцию?
1. командную; 2. свободную рыночную экономику;
3. социально ориентированное рыночное хозяйство; 4. традиционную экономику.
8. Спрос потребителя непосредственно определяется:
1. уровнем его индивидуальных доходов; 2. ограниченностью природных ресурсов;
3. затратами на производство товара; 4. качеством трудовых ресурсов.
9. При свободных рыночных отношениях вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают (-ет)
1. государство;
· 2. продавцы; 3. производители; 4. покупатели.
10. Экономика – это
1. наука о законах развития хозяйства и способах его рационального ведения;
2. правила ведения хозяйства;
3. хозяйство каждой конкретной страны;
4. все перечисленное.
11. К главным вопросам экономики не относится вопрос
1. как производить? 2. что производить? 3. когда производить? 4. для кого производить?
12. На потребительский выбор влияет
1. мода;
2. доход потребителя;
3. период потребления (товары длительного и кратковременного пользования);
4. все перечисленное.
13. Верны ли следующие суждения о особенностях натурального и товарного производства?
А. При натуральном производстве блага создаются исключительно для удовлетворения личных потребностей самого производителя.
Б. При товарном производстве блага создаются специально для продажи.
1. верно только А; 2. верно только Б; 3. верны оба суждения; 4. оба суждения не верны.
14. Новый руководитель фирмы «П.» стремится выяснить, какое количество товаров может быть изготовлено работниками фирмы «П.» за определенный период времени (час, месяц, год). Это позволит определить насколько результативно соединились в процессе производства рабочая сила с техникой, технологией, организацией производства. О каком показателе идет речь?
1. интенсивности труда; 2. специализации труда;
3. стимулировании труда; 4. производительности труда.
15. Верны ли следующие суждения о соотношении цены и спроса?
А. Чем ниже цена на товар, тем ниже спрос на него.
Б. Чем выше цена на товар, тем ниже спрос на него.
1. верно только А; 2. верно только Б; 3. верны оба суждения; 4. оба суждения не верны.

III. Выберите правильные ответы.
1. На вооружении государства есть четыре способа воздействия на экономику и население:
1. регулирование;
2. убеждение;
3. налогообложение;
4. силовое давление.
5. льготы;
6. привлечение к уголовной ответственности.

2. Семья Афониных состоит из шести человек. Бабушке 65 лет, она уже не работает. Афонину Сергею 40 лет, он работает экономистом в банке. Его жене 36 лет, она учитель в школе, но сейчас находится в отпуске по уходу за ребенком. Старший сын Афониных студент-первокурсник, отличник. А их дочка – ученица 5 класса.
Выберите из приведенного ниже списка положения, отражающие доходы этой семьи, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. пособие по безработице
2. стипендия
3. дивиденды
4. пенсия
5. заработная плата
6. доход от предпринимательской деятельности.


IV. Решите задачи, выполнив вычисления. В качестве ответа укажите получившуюся цифру.
1. При ставке подоходного налога в 13% рассчитайте располагаемый доход, который останется в распоряжении семьи после уплаты налога с суммы 46000 рублей.
2. В первый год цены на сахар выросли на 6%, а на второй – на 12 %. На сколько процентов изменилась цена на сахар за два года?
3. Курсовая стоимость евро на 01.06.2014 г. составляла 49 рублей, а доллара – 35 рублей. Сколько долларов можно было купить за 1 евро?




Ответы:
I. Ответьте «да» или «нет».
1 балл за правильный ответ
II. Выберите правильный ответ.
1 балл за правильный ответ
III. Выберите правильные ответы.
2 балла за правильный ответ
1 балл если есть 1 ошибка
IV. Решение задачи
2 балла за каждую задачу

1- да
2- нет
3- нет
4- нет
5- да
6- да
7-нет
8-да
9-да
10-да


1-1
2-4
3-3
4-3
5-4
6-3
7-1
8-4
9-3
10-4
11-3
12-4
13-3
14-4
15-2
1- 1,2,3,5
2- 2,4,5

1. 40020
2. 18,72
3. 1,4


10
15
4
6










Рисунок 715