Проект Кто такой Дед Мороз?


Познавательно-творческий проект «Кто такой Дед Мороз?»
Паспорт проекта
Авторы проекта: Лаптева О.В.Тип проекта:  краткосрочный, с 10.10.2016-28.10.2016г.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети младшей разновозрастной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Проблема:
При подготовке к  празднованию Нового года возникли сложности в определении происхождения традиционного сказочного персонажа – Деда Мороза. В связи с этим возникла необходимость изучения данного вопроса для расширения кругозора детей.
Цель: Создание условий для расширения и углубления представлений детей о главном традиционном сказочном персонаже Нового года – образе Деда Мороза.
Задачи:
Для детей:
1.Создать условия  для формирования познавательного интереса дошкольников к изучению традиций .2. Развивать коммуникативные навыки детей.3. Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
4. Создать праздничную атмосферу в преддверии Нового года.
Для педагогов:
1. Повысить уровень творческой инициативы педагогов.2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
1. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.2. Повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в деятельность ДОУ.
Подготовительный этап
Составление паспорта проекта.
Сбор материала о Деде Морозе (сведения о том, кто такой Дед Мороз, его родственники, где он живет, почему его так зовут, чем занимается все лето, с кем живет, с кем дружит?)
Подборка художественных произведений, иллюстраций книг, картинок с изображением Деда Мороза.Подборка с/р, дидактических подвижных игр. 
Основной (практический) этап
Проведение беседы с детьми: «Кто ты, Дедушка Мороз?»;
Где живет Дед Мороз?
Чем занимается летом?
Кто помогает Деду Морозу?
Как встречают новый год?
18 ноября – день рождения Деда Мороза.
Организация творческих мастерских по конструированию и ручному труду детей.
Просмотр с детьми иллюстраций с изображением Дед Мороза и его друзья;
Просмотр мультимедийных презентаций;
Чтение детям стихов, загадок и сказок про Деда Мороза;
Заучивание стихов наизусть;
Прослушивание песен;
Изготовление подарков для Деда Мороза; рисунки в подарок Деду Морозу.
Подвижные игры в группе и на прогулке.
Сюжетно-ролевая игра «Семья», сюжет «Украшаем дом к празднику», сюжет  «Готовимся к встрече Нового года», сюжет «Поездка в магазин за подарками»
Дидактические игры:  «Какой дед мороз пришел к нам в гости» (большой, маленький, средний); «Собери портрет деда Мороза» (разрезные картинки);«Один, много»,  «Где спрятался дед Мороз?» (перед, за, на, справа, слева).Дефиле сказочных масок-самоделок.
Мультфильмы «Когда зажигаются ёлки», «Снеговик-почтовик», «Новогоднее путешествие», «Ну, погоди!», новогодний выпуск, «Дед Мороз и серый волк», « HYPERLINK "https://www.google.com/url?q=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259D%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D1%258F%25D1%258F_%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BA%25D0%25B0_%25D0%2594%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25B0_%25D0%259C%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B7%25D0%25B0&sa=D&sntz=1&usg=AFQjCNH6mxuDnzusdB_8dtVJ3JqT0UnoWA" Новогодняя песенка Деда Мороза», «Зима в Простоквашино» ( в маску Деда Мороза переодевается папа Дяди Фёдора)
Оформление стенгазеты.
Формы работы с родителями
Беседы;
Консультации;
Поручения.
 Предполагаемый результат:
Для детей:
– расширение кругозора детей;– привитие творческих навыков;
– развитие интереса к коллективной, командной работе со всеми участниками образовательного процесса.
Для педагогов:
– самореализация, повышение творческого потенциала;– повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Для родителей:
– оптимизация детско-родительских отношений;– создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса;– повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Продукт проектной деятельности: 
Стенгазета, информационный стенд «18 ноября - день рождения Деда Мороза», творческие работы детей.
Приложение
 
 
Конструирование из различных материалов
«Замок деда Мороза»
Цель: Формирование умения анализировать постройку, выделять её части, форму, размеры, расположение деталей. Развитие конструктивных навыков, фантазии и воображения. Воспитание навыка сотрудничества в коллективном творчестве, чувства ответственности за общее дело,  умения доводить до конца начатое дело.
Содержание
   1.Игра «Волшебный мешочек». 2.Мини-беседа с рассматриванием иллюстраций. 3.Творческая работа детей. 4.Обыгрывание постройки. 5.Сюрпризный момент: дед Мороз  прислал вам раскраски, чтобы вы не забывали о нем и красивых замках, которые сегодня построили.
Познавательно-исследовательская деятельность
«День рождения деда Мороза»
Цель: Формирование представлений о сказочном персонаже. Развитие умения участвовать в коллективной беседе, делиться своими впечатлениями с окружающими.  Воспитание добрых чувств к сказочному персонажу, к традиционным праздникам.
Содержание
1.Загадка «Один раз в год в гости приходит, всем подарки приносит» 2. Рассказ воспитателя о дне рождения деда Мороза. 3.Рассматривание иллюстраций с изображением деда Мороза в разных странах.  4. Игра «Дед Мороз» 5.Чтение стихотворения  В. Астапенко «Новый год» 6.Рассуждения детей на тему «Помощники деда Мороза».
Речевая деятельность
Составление рассказа «Новый год на пороге»
 по серии сюжетных картин.
Цель:Формирование умения чувствовать и понимать характер произведения. Развитие умения аргументировать свои симпатии и антипатии. Развитие памяти,   интонационной выразительности речи. Воспитание интереса  к литературе.
Содержание
1.Чтение рассказа 2.Мини-беседа с рассматриванием сюжетных картинок 3. Физминутка «Мороз»  4. Игра «Дед Мороз и дети».
Изобразительная деятельность
Аппликация «Дед Мороз».
Цель: Формирование умений    наклеивания готовых форм частей лица, одежды, украшений.  Развитие мелкой моторики, воображения, внимания. Воспитание самостоятельности, желания доводить начатое дело до конца.
Содержание
1.Мини-беседа о предстоящем празднике  2. Рассматривание игрушек.  3.Пальчиковая гимнастика «Дед Мороз»:
Этот пальчик – Дед Мороз. У него есть красный нос,  Есть седая борода,              
 Очень ждем его всегда!   Со Снегурочкой он придёт и подарки принесет.    
 4.Творческая работа детей. 5 Экспресс-выставка.
Познавательная деятельность
«Где живет Дед Мороз?»
Цель: Познакомить детей с историей празднования Нового года в России. Дать сведения, где живет Дед Мороз. Обогащать лексику. Активизировать память, воображение. Воспитывать интерес, любознательность.
Содержание
1. Загадка:«У избы побывал –Все окно разрисовал,
У реки погостил –Во всю реку мост мостил». (Дед Мороз)
2. Рассказ педагога о том, где живет наш Дед Мороз с просмотром презентации 3.Физминутка  4. Слушанье песни «Дед Мороз» 5.Игры с игрушкой Дедом Морозом«Делай, как я» (разминка). 6.«Вспомните и назовите сказки, где встречается Дед Мороз». (Мороз хвалит детей, кто больше назовет сказок).

Конструирование из различных материалов
«Игрушки для украшения елочки»
Цель: Формирование  умения планировать этапы выполнения работы, соблюдать последовательную цепочку действий. Развитие мелкой моторики, координации движения рук, творческого воображения. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Содержание
1. Загадка: «Зимой и летом одним цветом?» 2. Мини-беседа о том, чем можно украсить елку. 3.Физминутка «Новый год»: Раз, два, три, четыре, пять, будем ёлку украшать: Бусы, шарики, игрушки, дождик, звёздочки, хлопушки.Ель в сиянии огней – Можно приглашать гостей! 
Кто снежинки  делал эти?  За работу  Кто в ответе? - Я! - ответил Дед Мороз  и схватил меня  за нос!  4.Рассматривание игрушек, уточнение приемов работы. 5.Творческая работа 6.Украшение ёлочки.
Речевая деятельность Творческое рассказывание
«Сочиняем сказку про Деда Мороза»
Цель: Активизация детского воображения, подготовка к литературно-словесному творчеству.
Содержание
1.Мини-беседа о празднике с рассматриванием фотографий и иллюстраций. 2. Чтение знакомых стихотворений  3. Творческие рассказы детей 4. Игра «Дед Мороз и дети».
Изобразительная деятельность
Лепка «Зверята  на новогоднем празднике»
Цель: Формирование умения по представлению лепить знакомых животных комбинированным   способом, создавая выразительные лепные образы, передавая форму,  пропорции животных. Развитие умения составлять из вылепленных фигурок коллективную композицию, располагая её на макете. Воспитание аккуратности, самостоятельности доброжелательных отношений между детьми.     Воспитание интереса к жизни сказочных животных.
Содержание
1.Мини-беседа 2. Рассуждения, какого животного будут лепить и каким способом (спрашиваю 3-4 ребенка) 3.Творческая работа детей. 4.Оформление макета.
Изобразительная деятельность
Рисование «Ёлочка»
Цель: Формирование умения передавать в рисунке свои впечатления от окружающего мира. Вызвать положительные эмоции, умение выражать свои чувства в рисунке, рассказывать о своей работе. Воспитание самостоятельности, уверенности, аккуратности.
Содержание
1.Мини-беседа «Что бы вы хотели изобразить в рисунке?» 2.Самостоятельная деятельность детей. 3.Выставка детских работ.
Викторина «Дед Мороз»
Дед Мороз приходит к нам на праздник, который дети любят больше всего – Новый Год. Под Новый Год случаются разные чудеса, исполняются желания, люди готовятся к чему-то необычному, желают друг другу счастья.
А хорошо ли мы знаем, кто такой Дед Мороз?
Викторина «Дед Мороз» содержит 12 вопросов. На все вопросы даны ответы.
1. Отгадайте загадку:Это дед, но необычный,Ходит с посохом приличным.Шуба у деда до пят,Он у ёлки ждёт ребят.
Ответ: Дед Мороз
2. Как называется праздник, на который приходит Дед Мороз?Ответ: Новый Год
3. Что спрятано в мешке у Деда Мороза?Ответ: новогодние подарки
4. Как зовут внучку Деда Мороза?Ответ: Снегурочка
5. Вокруг чего Дед Мороз, Снегурочка и дети водят хоровод?Ответ: вокруг новогодней ёлки
6. Какие ещё есть имена у Деда Мороза?Ответ: Дед Трескун, Мороз – Красный Нос
7. Кто знает, где живёт Дед Мороз?Ответ: варианты ответов могут быть разные: в Лапландии, на Северном полюсе, в Мурманске, в Архангельске, у Снежной Королевы. Скорее всего, все ответы верные
8. Как называется длинная палка в руках Дед Мороза, с помощью которой он вершит чудеса?Ответ: посох
9. Какие пословицы про мороз вы знаете?Ответ: «Мороз невелик, да стоять не велит».«Береги нос в большой мороз».«В мороз добрый хозяин и собаку не выгонит за ворота».
10. Какие вы знаете зимние слова?Ответ: холод, стужа, вьюга, иней, метель, снег, лёд, метелица, мороз, снежинка11. Что на ногах у Деда Мороза?а) унтыб) валенкив) сапогиг) черевички
12. Как вы считаете, можно ли написать письмо Деду Морозу?Ответ: можно, почтальон должен доставить его адресату
Заключительное слово к викторине
Дед Мороз – аккуратный дедушка, он никогда не забывает приходить к нам на Новогодние праздники. Шутки, прибаутки, загадки так и сыплются из его уст. Дед Мороз любит всех детей, всем он дарит подарки.
На следующий Новый Год приходи к нам снова, Дедушка Мороз, мы будем тебя ждать!
Отвечайте « Да!», « Нет!».
Что мы делаем зимой?
Что мы делаем зимой,Дай, дружок, ты нам ответ.Слушайте внимательно,Отвечая “да” иль “нет”.В снежки играем мы с друзьями?Грибы по лесу собираем сами?С горки на санках катаемся?В деревне на речке купаемся?По лесу на лыжах бродим?А много цветов находим?В саду своем грядки копаем?И с Дедом Морозом плясать мы будем?Друзья, не устали еще отвечать?Ну, что ж, тогда всего доброго вам
Отвечайте « Да!», « Нет!».
 1.​ Елка в праздничном наряде, все мы ей сегодня рады? Да
 2​. Елка ветки опустила, в праздник сильно загрустила? Нет
 3.​ Вокруг елочки попляшем в этом славном зале нашем? Да
 4.​ Дед мороз увидев деток достает мешок конфеток? Да
 5​. Из рогатки постреляем и шары повыбиваем? Нет
 6.​ Всюду радостные лица, значит будем веселиться? Да
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТЕНД
18 ноября в России официально празднуют
день рождения Деда Мороза.
Каков возраст зимнего волшебника — доподлинно неизвестно, но точно, что более 2000 лет.
Дед Мороз  — персонаж русских легенд, в восточнославянской мифологии — олицетворение зимних морозов; в современности — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, местный вариант рождественского дарителя. Часто изображается в синей или красной шубе с длинной, белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Неразлучен со своей внучкой, Снегурочкой.18 ноября в России с 2005 года официально празднуют день рождения Деда Мороза. Эту дату придумали дети, а связано это с тем, что, по наблюдениям, именно в этот день в Великом Устюге ударяют сильные морозы, и вступает в силу настоящая зима . Интересно, что в 1999 году Великий Устюг был официально назван родиной российского Деда Мороза. Особенно тщательно к этому празднику готовятся на родине именинника. В этот день открывают специальный почтовыйящик, в который можно опустить поздравление для Деда Мороза. Этой возможностью с удовольствием пользуются и местные детишки, и приезжие туристы. Поздравить сказочного именинника приезжают его многочисленные родственники — Санта-Клаус из Финляндии, Чисхан — якутский Дед Мороз, карельский Паккайне, зимний сказочник Микулаш из Чехии, Снегурочка из Костромы, а также официальные делегации из Вологды, Москвы, Нижнего Новгорода и многих других городов. А надежные помощники Деда Мороза каждый год готовят ему в подарок новый костюм, украшенный самобытной вышивкой. А дети зовут его ласково — «Дедушка Мороз».
А  существует  ли  на  самом деле  Дед Мороз
   Уважаемые родители, на свете существует очень много вопросов, над которыми мы не задумываемся:
«А существует ли на самом деле Дед Мороз»,«а где он живет? Сотни тысяч “почему, а для чего” требуют своего полного немедленного и ясного ответа. К сожалению, многие из детских, вполне естественных вопросов так и повисают в воздухе, оставаясь без внимания взрослых. Не всегда находится время все растолковать и объяснить ребенку, да что там – многое самим неизвестно, а сходить в библиотеку и поискать нужные сведения в литературе, просто нет времени.
Что ж, в нашей консультации мы попытаемся сообща ответить на некоторые, наиболее актуальные вопросы:
Сколько лет Деду Морозу?
Представьте себе, наш Дедушка Мороз не такой уж и старый. Ему всего где-то около двухсот лет. По сравнению с Бабой-Ягой и Лешим – он просто малыш. Оттого, наверное, они и злятся, что дети не уважают их и боятся, а Мороза Ивановича просто обожают. Где тут справедливость?!
Мы привыкли к образу доброго деда в долгополой шубе и в шапке-боярке, с окладистой седой бородой и сверкающим волшебным посохом. Под Новый год он выходит из своего ледяного терема и на тройке быстрых коней, запряженных в расписные сани, отправляется к детям с большим мешком подарков. Но такой образ властелина метелей и холодов сложился в русском фольклоре лишь в середине XIX века.
Давным-давно образ Мороза был иным. Наши предки представляли его себе богатырем, которому под силу воду сковать льдом и с ветрами буйными справиться, где он ни пройдет – там жестокая стужа и студеная зима. Да и имя у Мороза было другое. В сказках его называли Карачуном, Позвиздом, Зимником и характером наделяли суровым. Свой красивый посох дедушка часто использовал для того, чтобы наказать непослушных детей, а подарки из мешка доставались только умным и послушным, прилежным ребятам. Но со временем дедушка подобрел, повеселел, может, потому, что обзавелся внучкой?
Где родилась Снегурочка?
Она родилась в старой русской народной сказке про девочку, которую вылепили из снега бездетные дед и баба. Русский писатель, драматург Александр Николаевич Островский написал замечательную сказку “Снегурочка”, где простая девочка из снега превратилась в красавицу в русском костюме, любимицу-внучку Деда Мороза. А русский композитор Римский-Корсаков сочинил прекрасную оперу “Снегурочка”. С тех пор Снегурочка стала нашим любимым персонажем на новогоднем празднике.
Родиной внучки Деда Мороза считается деревня Щелыково, которая находится в 100 километрах от Костромы. Именно там когда-то жил автор сказки А. Н. Островский.
Сколько лет песенке “В лесу родилась елочка” ?Совсем недавно этой песенке исполнилось 100 лет. Однажды, незадолго до Рождества, в 1903 году учитель Раиса Адамовна Кудашева сочинила большое стихотворение (в 24 четверостишия) под названием “Елка”. По совету друзей, которым оно очень понравилось, Раиса Адамовна отнесла его в детский журнал “Малютка”. Стихотворение тут же было напечатано.
Через два года известный агроном и большой любитель музыки Л. К. Бекман сочинил для своей маленькой дочурки Верочки песенку “В лесу родилась елочка” на слова Р. А. Кудашевой. Для простоты исполнения (Верочке было всего два года) были оставлены только 6 четверостиший. Девочке так понравилась песенка, что она тут же ее выучила и как-то исполнила перед гостями. Вскоре все распевали эту песенку.
Существует ли на самом деле Дед Мороз ?На этот вопрос ответить достаточно сложно. С одной стороны, хочется, чтобы ребенок как можно дольше верил в чудеса и сказку. Но, с другой стороны, он взрослеет, и граница между вымыслом и реальностью становится все отчетливее.
Так существует ли Дед Мороз на самом деле? Да, он существует, но не как реальный, живой человек, а как персонаж старинных преданий, сказок, песен, легенд о прошлом родной земли. Совсем недавно принято решение “оживить” любимого не только детьми, но и взрослыми персонажа. Главный Дед Мороз России, теперь живет в резиденции, которая находится в г.Великий Устюг. Он живет в добротном резном тереме, в его распоряжении находится тройка лучших лошадей с настоящими расписными санями. На них Дед Мороз в сопровождении Снегурочки ежегодно отправляется в свое новогоднее путешествие по нашей стране.