Мастер-класс по окружающему миру Моя дружная семья


Тема: Наша дружная семья.
Цели: ввести понятие «семья», «культура общения в семье», прививать семейные ценности воспитывать внимательное и уважительное отношение к родителям.
Оборудование: учебник А.А Плешаков « Окружающий мир» 2 класс, мультимедиа, карточки-слова «семья», «любовь», «забота», «уважение», «радость», «покой», карточки с пословицами , ребус «7 я», набор букв к слову «понимание».
Ход урока.
I. Организационный момент.1. Психологический настрой.
-Возьмите друг друга за руки и посмотрите друг другу в глаза. Мысленно пожелайте товарищу хорошей работы на уроке!
II Работа по теме урока.1. Чтение рассказа.
-Послушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком:
«Жил-был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошёл в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его к доске отвечать.
-Ах, если бы я мог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал,- подумал он.
Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил : «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль. Что Толя не пришёл сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.
После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его.
Толе стало скучно, и он побежал домой.
Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждёт его.
- Мама, вот он я! - закричал Толя.
Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.
- Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Толя. - Хочу. Чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!
И Толя снова стал обыкновенным мальчиком».
2. Беседа.
-Затронула ли вас эта история?
- Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой?
- Как изменилось это чувство в конце?
- Понравились Толе быть невидимкой?
- Какой вывод он делает после всего случившегося?
Вывод. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми. Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.
3. Сообщение темы урока.
-Назвать тему сегодняшнего урока вы сможете, разгадав ребус. (7 я).

-Сегодня мы поговорим о вещах - приятных и согревающих душу каждого человека .
О семье!
- Нам предстоит очень серьёзная и интересная работа. Мы получим много новых знаний. А знания - это орешек, который нужно расколоть.

- А смогли вы его расколоть или нет, мы узнаем в конце урока.
- Итак, тема урока: «Наша дружная семья».
III Актуализация опорных знаний. - А что такое семья?

Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе.
- А знаете ли вы, что в нашей республике, наступивший 2016 год, объявлен годом матери и ребёнка?

- Конечно, замечательно, если семья большая. Однако семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
1.Высказывания детей «Что такое семья»
( Видеофильм)
2. Работа в парах. Ассоциация.

- Для каждой пары на столе лежит лист с изображением дерева. Это семья. И лежат листочки от дерева с написанными на них словами. С чем у вас ассоциируется слово семья? Выберите такие листики и наклейте на основу.
спокойствие, любовь, добро, счастье, дружба, согласие, грубость, ссора, вражда
Проверка слайд

Физминутка2. Фронтальная работа

 - А всегда ли бывает хорошо дома? Наверное, бывает и так, что вы не слушаетесь родителей, ссоритесь с родными братьями и сёстрами. Давайте посмотрим, как вы понимаете друг друга в семье. И сделаем это так: каждый раскрасит одежду фигуркам, лежащим у него на парте, в один из цветов – синий или красный. Большая фигурка-это родители, фигурка поменьше – это ваши братья или сестры.
- Если вы дружны – закрасьте эти фигурки в синий цвет, а если вы
часто ссоритесь, не понимаете друг друга, то в красный.
(Выполнив работу, дети размещают фигурки на доску. ) - Посмотрите, какая разноцветная картина взаимопонимания у нас получилась. Конечно же, в любой семье бывают проблемы, недопонимания. Но нужно учиться правильно решать эти проблемы. Поэтому в семье важна «культура общения»

-Подумайте , что такое «культура общения».
(Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение друг к другу).
3. Обсуждение рассказа Валентины Осеевой «Печенье»
(читает заранее подготовленный ученик).
- Но в жизни случается и такое, что дети обижают взрослых.
- Выскажите свою точку зрения на эту ситуацию.
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно... Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба...
– Хорошо ли поступили мальчики?
– Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было хорошо?
4.Разбор жизненных ситуаций.


-Вы часто говорите маме, что любите её?
-Папа уставший приходит с работы, и вы тут же, с порога начинаете докучать его просьбой пойти погулять.
-Ваша бабушка не живёт рядом с вами, вы ей звоните и интересуетесь её здоровьем, поздравляете с праздниками.
-Любимый дедушка принёс вам шоколад, вы развернёте обёртку и отломите половину дедушке.
-Старшая сестра (брат) в школе получили плохую отметку. Вы не бежите к маме и папе рассказывать о случившемся, а будете подбадривать её, поможете исправить ситуацию.
IV. Итог занятия. Вывод.

- В любой семье взрослые помогают детям, а дети - взрослым.
Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.
В любой семье очень важны добрые взаимоотношения.

V. Рефлексия.

-Оцените, насколько успешны вы были на уроке, выбрав и раскрасив орешек знаний:
1. Справился со всеми заданиями ( расколотый орешек)
2. Выполнил половину заданий ( наполовину расколотый)
3. Частично справился (орешек с трещинкой)

ПРИТЧА
«В давние времена жила удивительно дружная семья. В ней было 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить семью. Когда правитель убедился, что это всё правда. Он спросил главу семьи «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга. Тогда глава семьи взял и написал на листке 100 слов. Правитель быстро прочитал и удивился. На листе 100 раз было написано одно и тоже слово. Что это за слово?» (Понимание).
-Запишите это « волшебное» слово на сердечке и подарите родителям. И пусть оно принесёт в ваши семьи счастье.
понимание


Песенка Мамонтёнка