Рабочая программа элективного учебного предмета Мой выбор 9 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняяобщеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
(МБОУ Тюменцевская СОШ)
Принята на заседании педагогического совета
«_____»_________20 г. Утверждаю
Директор школы__________(Т.Ф.Калужина)
Приказ №____ от «____»_________20 г.

Рабочая программа
Элективного учебного предмета
Мой выбор
9 класс
Антонюк Е.М., учитель математики
Тюменцево, 2016г.
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Программа профориентационной работы с учащимися 9 «А» класса разработана в соответствии с основными направлениями государственной политики в области воспитания и образования, на основе:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, а также анализе состояния и тенденций развития профориентационной работы в регионе;
Положения о порядке разработки, утверждения, реализации и корректировке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ Тюменцевская СОШ;
Базисного учебного плана.
Общие цели учебного предмета
Главная цель элективного учебного предмета «Мой выбор» - оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку в осознанном самостоятельном выборе учащимися 9-х классов профиля обучения, профессиональном самоопределении после окончания основной школы.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение элективного учебного предмета «Мой выбор»» в 9 классе отводится 34 ч. в год, по 1 ч. в неделю. Учебный курс «Мой выбор» проходит несколько этапов и предусматривает постепенную поэтапную структуру. Программа проходит 4 этапа: Информационный этап. Диагностический этап. Аналитический этап. Обобщающий этап.
УМК.
УМК по курсу «Мой выбор». 9 классе:
Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1989;
Климов Е.А. Памятка профконсультанту - М.: РОСТ, 2002;
Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. СПб, 2003;
Корнеева К.Ю. Специфика профконсультирования. М.: Юрайт, 2004;
Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М., 2004;
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996;
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Практическое руководство для школьных психологов. – М.: Вако, 2006;
Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профориентации/ «Феникс» Ростов-на-Дону, 2005г
Планируемые результаты образования.
овладеть навыками самопознания, состоятельного самостоятельного решения;
научиться критически анализировать сложившиеся ситуации и искать оптимальные пути решения проблем и трудностей разнопланового характера;
сформировать внутреннею готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного);
способствовать осознанию подростками собственных жизненных целей, ценностей и ценностей труда;
сформировать актуальное для подростков «информационного поля»;
познакомить учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;
изучить интересы, потребности и склонности учащихся 9 класса;
изучить возможности учащихся 9 класса: способность к общению и саморегуляции, тип интеллекта, достижения в учебной и досуговой деятельности;
соотнести интересы, потребности и склонности с возможностями в процессе совместной работы;
информировать учащихся 9 класса и их родителей о различных учебных заведениях;
способствовать формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;
обеспечить подростков средствами самопознания, психологическими методиками и диагностическим инвентарем.
Содержание учебного предмета, курса.
Содержание курса «Мой выбор»
Раздел 1. Выбор профессии – первые шаги. 9 часов.
Вводное занятие. «Знакомство». Анкета «Знакомство». Что такое профессия? Какие бывают профессии. Твоя профессия – твои выбор. Анкета «Готов ли ты к выбору профессии?» Тест "Я предпочту". Как выбрать профессию. Специальность. Квалификация. Время выбирает нас. Упражнение "Ищу друга". Психогеометрический тест. Классификация профессий. Типы. Классы. Отделы. На пороге взрослой жизни. Упражнение "Мои достоинства, мои недостатки". Формула выбора профессии. Хочу. Могу. Надо. Что влияет на выбор профессии? Мнения окружающих. Способности. Интересы.
Раздел 2. Оценка своих способностей и предрасположенностей. 7 часов.
Тест «Я предпочту» Климова Е.А. (5 типов профессий), карта ДДО. Карта «Мои интересы». Анкетирование «Тест Холланда» (определение типа личности). Методика поиска профессии. 7 этапов принятия решения. Ошибки при выборе профессии. Аксиомы профессионального самоопределения. Основные отличия разных профессий. Технологические, экономические, педагогические, медицинские характеристики профессий. Деловая игра с учащимися «Кем быть?»
Раздел 3. Знакомство с профессиями. Успешное трудоустройство. 17 часов.
Психологические типы профессий. Базовая классификация. Карта «Я могу». Карта «Мои интеллектуальные возможности». Новые профессии и исчезающие. Характеристика профессий. Мониторинг рынка труда. Востребованные профессии. Как подготовиться к собеседованию с работодателем. Рекомендации. Психологическая игра «В мире профессий». Как закрепиться на рабочем месте. Рекомендации. Темперамент и выбор профессии. Виды темпераментов. Самоанализ. Проф игра «Человек – профессия». Интересы и выбор профессии. Интерес. Потребность. Карта «Мои интересы». Склонности и профессиональная направленность. Что влияет на мои возможности? Тест «Матрица выбора профессии». Профессиональный тип личности. Краткая характеристика профессий и требований к ним. Деловая игра «Кадровый вопрос». Как достичь успеха в профессии – секреты успеха. Поддержка окружающих. Запасные варианты. Информация о ВУЗах и других учебных учреждениях г. Иваново и области, условия поступления, сроки и т.д. Презентация «Ивановские ВУЗы». «Портфолио». Знакомство с портфолио. Цель составления, структура. Достоинства. Индивидуальное консультирование.
Тематическое поурочное планирование

урока Наименование раздела программы, тем уроков курса « Мой выбор» Кол-во
часов
Раздел 1.Выбор профессии – первые шаги. 10 часов.
1 Вводное занятие. «Знакомство». 1
2 Что такое профессия? Какие бывают профессии 1
3 Твоя профессия – твой выбор 1
4 Анкета «Готов ли ты к выбору профессии?» 1
5 Тест "Я предпочту". 1
6 Как выбрать профессию. Специальность. Квалификация. 1
7 Время выбирает нас. Упражнение "Ищу друга". Психогеометрический тест. 1
8 Классификация профессий. Типы. Классы. Отделы. 1
9 На пороге взрослой жизни. Упражнение "Мои достоинства, мои недостатки". 1
10 Формула выбора профессии. Хочу. Могу. Надо. Что влияет на выбор профессии? Мнения окружающих. Способности. Интересы. 1
Раздел 2. Оценка своих способностей и предрасположенностей. 7 часов.
8 Тест «Я предпочту» Климова Е.А.» (5 типов профессий), карта ДДО. 1
9 Карта «Мои интересы». 1
10 Анкетирование «Тест Холланда» (определение типа личности). 1
11 Методика поиска профессии. 7 этапов принятия решения. 1
12 Ошибки при выборе профессии. Аксиомы профессионального самоопределения. 1
13 Основные отличия разных профессий. Технологические, экономические, педагогические, медицинские характеристики профессий. 1
14 Деловая игра с учащимися «Кем быть?» 1
Раздел 3. Знакомство с профессиями. 17 часов.
15 Психологические типы профессий. Базовая классификация. 1
16 Карта «Я могу». Карта «Мои интеллектуальные возможности». 1
17 Новые профессии и исчезающие. Характеристика профессий. 1
18 Мониторинг рынка труда. Востребованные профессии. 1
19 Как подготовиться к собеседованию с работодателем. Рекомендации. 1
20 Психологическая игра «В мире профессий». 1
21 Как закрепиться на рабочем месте. Рекомендации. 1
22 Темперамент и выбор профессии. Виды темпераментов. Самоанализ. 1
23 Профигра «Человек – профессия». 1
24 Интересы и выбор профессии. Интерес. Потребность. 1
25 Карта «Мои интересы». 1
26 Склонности и профессиональная направленность. 1
27 Что влияет на мои возможности? 1
28 Тест «Матрица выбора профессии». 1
29 Профессиональный тип личности. Краткая характеристика профессий и требований к ним. 1
30 Деловая игра «Кадровый вопрос». 1
31 Как достичь успеха в профессии – секреты успеха. Поддержка окружающих. Запасные варианты. 1
32 Информация о ВУЗах и других учебных учреждениях г. Иваново и области, условия поступления, сроки и т.д. Презентация «Ивановские ВУЗы». 1
33 «Портфолио». Знакомство с портфолио. Цель составления, структура. Достоинства. 1
34 Индивидуальное консультирование. 1
Лист внесения изменений и дополнений

п/пДата Причины изменений
(прописываются конкретные обоснования) Содержание изменений Подпись сотрудника, внесшего изменения Подпись
курирующего
администратора
1 2 3 4
5