Чем отличается Чёрное и Азовское моря?


Тема урока: Чем отличаются Черное и Азовское море?
Цель: рассказать ученикам о Черное и Азовское моря; способствовать формированию экологического мышления учащихся; воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Тип урока: комбинированный.
Методы: практические, ночные.
Оборудование: мультимедийный комплекс, таблицы, карты.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем.
II. Повторение пройденного материала
1)Стих про воду.
Вы слыхали о воде?Говорят она везде!В луже, в море, в океанеИ в водопроводном кране.Как сосулька замерзает,В лес туманом заползает,Ледником в горах зовется,Лентой серебристой вьётся.Мы привыкли, что вода –Наша спутница всегда!Без неё нам не умыться,Не наесться, не напиться.Смею я вам доложить:Без неё нам не прожить.
- О чем это стихотворение? ( Это стихотворение про воду)
- Вода это живая или неживая природа? (Вода это неживая природа)
4261485273685Прозрачная
Не имеет запаха
Бесцветная
Не имеет вкуса
Растворитель
Обладает текучестью
00Прозрачная
Не имеет запаха
Бесцветная
Не имеет вкуса
Растворитель
Обладает текучестью
41700451670052) Создание ассоциативного куста «Свойства воды»- Назовите известные свойства воды.
344805318770Вода
00Вода
276225227330
169354588900
3) Разгадывание кросворда
По горизонтали.
2.Водный поток, имеющий исток и устье.
5.Огромное пространство соляной воды на земле.
6.Постоянный природный водный поток.
По вертикали.
1.Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой.
3.Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой.
4.Часть океана, вдающаяся в сушу и отделённая от него островами и полуостровами.
7.Выход подземных вод на поверхность.
Ответы: 1.Пруд. 2.Ручей. 3.Озеро. 4.Море. 5.Океан. 6.Река. 7.Ключ.4) Распредели по группам.
Нам нужно распределить эти водоемы по двум группам – природные и искусственные.
Река, море, пруд, озеро, водохранилище, лиманы, канал, плавни.
5)Загадки.
1. По волнам гуляет зонтик,Если встретите – не троньте!Вот так чудо, вот так диво!Зонтик жжется как крапива. (Медуза)2. Он плавает на дне глубоком,А иногда — у берегов.Он своим могучим токомРазгоняет тьму врагов. (Скат)3. По сути зверь – а с виду рыба,Огромен, я его боюсь.А догадаться вы смогли бы,Кто пищу цедит через ус? (Кит)Зубы в пасти: в три ряда.Это не страсти, а беда.Этот хищник знаменит,Тем, что он – «морской бандит».Мускулисты его скулы,Остерегайтесь встреч с… (Акулой)5. Подставляя людям спиныВ море нас спасут… (Дельфины)6. Ты со мною не знаком?Я живу на дне морском.Голова и восемь ног,Вот и весь я - … (Осьминог)- Где же живут эти организмы? (моря, океаны)
6) Словарная работа.
-Что такое море или океан? Океаны – большие пространства воды. Все они соединены между собой и образуют Мировой океан.Море – прибрежная часть океана.
- Есть ли на территории нашей страны моря или океаны? Какие? (Есть Черное и Азовское моря).
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы будем учеными, которые должны выяснить « Чем отличаются Черное и Азовское море?»
Наше исследование будет проходить за таким планом:
Где море находится?
Почему имеет такое название?
Какие тайны хранит?
Какие растения и животные живут в море?
IV. Изучение нового материала.
Работа с учебником Стр.115-116. ( ученики)
Так где моря находятся ( Черное море на юге, Азовское на юго-западе)
Какое море глубже? Какое теплее?
Работа с картой
Давайте обратимся к географической карте которая лежит у вас на партах.-- -А теперь посмотрите на карту.
Берега, каких государств омывает Черное море? Азовское? (России, Украины, Болгарии, Румынии, Турции, Грузии и Абхазии, входящей в состав Грузии.)
- Какие области омывает Черное море? Азовское море?
- Какая область омывается двумя моря ?- Какой протокой моря соединяются?
Физкультминутка (под звуки мморя)
3.Рассказ учителя
Почему же Черное море, которое большую часть года сверкает своей зеленовато-синей поверхностью под лучами южного солнца, называется «Черным»? Всегда ли это море так называлось? Нет, не всегда. Древние греки называли его Понт Эвксинский, то есть гостеприимное море. Наши предки – Понтийским или Русским. Есть несколько гипотез по поводу современного названия моря. Одна из них основана на том его свойстве, что металлические предметы, опущенные на некоторую глубину, поднимаются на поверхность почерневшими под действием находящихся в глубинах моря веществ, о которых мы сегодня поговорим позже.
Азовское море переименовывалось многократно (Самокиш, Салакар, Майутис и т. п.). В начале XIII в. утверждается название Саксонское море. Татары его называли Рыбным морем . Как вы думаете почему? Наиболее достоверно, что современное название моря происходит от города Азова, который построил царь Петр I.
Показ видеоролика « Как горело Черное море?»
Черное море уникально. Ни одно море на Земле не имеет разделения по глубине на две зоны – кислородную и лишенную жизни сероводородную . Вся беда в том, что сероводород горюч и ядовит, как и продукты его сгорания. Были случаи, когда сероводородная зона поднималась близко к поверхности воды, в результате сильных землетрясений и происходило самовозгорание огромного количества горючего газа. Так Черное море горело в 1927 году вблизи Севастополя и Евпатории. ( показ видеоролика)
На Черноморском побережье построены большие города. В море одновременно находятся сотни нефтяных танкеров, военных кораблей. Разрушаются берега, накапливается мусор на побережье, пятна мазута покрывают поверхность воды. Поэтому Черное море было объявлено морем особого режима чистоты. 31ОКТЯБРЯ названо международным днем Черного моря.
31 ОКТЯБРЯ – День Черного моря
В этот день жители Причерноморья проводят уборку побережья, различные акции против тех, кто загрязняет море, ярмарки, выставки, конкурсы. А чем же мы, ребята, можем помочь нашему морю?
Беседа про животных и растения морей
- Каких морских обитателей вы знаете?
- Почему медузы не живут в Азовском море?
V. Закрепление изученного материала
1. Заполнение таблицы «« Чем отличаются Черное и Азовское море?»
Вот наше исследование и закончилось. У вас на партах лежат таблички. Вам нужно их заполнить.
2.Чтение таблиц (2-3 ученика)
VI. Итог урока
-Ребята, что нового вы сегодня для себя узнали?
- У вас на партах лежат ракушки. Прицепите свою ракушку на море исследовать которое вы бы хотели продолжать.
Конспект урока по природоведению 4-Б класс
«Чем отличаются Черное и Азовское море?»
Учитель Низбузинская В.О.