Педагогический проект для 5-6 классов Интеллектуально-интерактивная игра Поле чудес по теме Поморы


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
«АРХАНГЕЛЬСКИЙ МОРСКОЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС ИМЕНИ АДМИРАЛА ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.Г.КУЗНЕЦОВА»
«Формирование духовно - нравственных качеств через изучение истории малой родины»
Педагогический проект
для учащихся 5-6 классов
Руководитель: воспитатель I кв.
Сендецкая Т.В.
Актуальность: Духовно-нравственные и морально-волевые качества всегда были главными идеями в воспитании подрастающего поколения. Для формирования национального самосознания, развития системы общечеловеческих ценностей, принадлежности к своему великому народу, для понимания своей гражданской позиции и для получения знаний о своей малой родине мы обращаемся к истории наших предков. Поэтому изучение темы «Поморы» является актуальной в учебно-воспитательном процессе. Культура и традиции русского севера составляют основу народной поморской педагогики. Это сохранение и передача социального опыта, духовных ценностей из поколения в поколение. Северный климат делал поморов смелыми, выносливыми и находчивыми, а также формировал в людях глубокое уважение друг к другу. «Поэтому одной из важных воспитательных традиций была взаимная уважительность соседей, членов семьи». Уважение и особое отношение воспитывалось к женщине. Она была хранительницей быта и имела равные права с мужчинами. Поморы были грамотным народом. Детей начинали обучать грамоте с пятилетнего возраста. «Особенность народного поморского воспитания состояла в предъявлении высоких требований к нравственности человека. Региональные условия жизни способствовали тому, что в людях ценились такие качества, как патриотизм, честность, коллективизм, гуманное отношение к другим, смелость». Передача опыта от старшего поколения к младшему начиналось уже с детства, и сначала проходило в форме игры.
И сейчас игра является одной из форм и приемов обучения. У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность.
Задача педагога - всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть.
Правильно организованная работа учащихся и с книгой, и с компьютером может способствовать росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых как на уроке, так и во внеурочное время.
Данный проект направлен на изучение истории малой родины через познавательно-игровую деятельность.
Цель проекта: привить интерес к изучению истории родного края через чтение книг, закрепить пройденный материал посредством игры.
Задачи:
Воспитание у учащихся чувства любви и гордости за свой народ, за свою родину.
Способствовать развитию познавательного интереса.
Подвести к пониманию необходимости получения и усвоения знаний через прочтение книг, их осмысление.
Создание условий для эмоционально - благоприятного микроклимата в коллективе учащихся.
Тип проекта:
социально-педагогический
информационный
игровой
Срок проекта: краткосрочный в течении 2 месяцев
Участники проекта:
Воспитатель, учитель информатики
Сотрудники библиотек
Обучающиеся
Этапы проекта:
Этап Мероприятие Деятельность
1 неделя ноября (каникулы) Произведение Светланы Ефремовой «Сказание о старом поморе»,
Прочтение книги
2 неделя ноября Лекторий «Похвальное слово поморам» Посещение библиотеки им. А.П.Гайдара
3 неделя ноября Произведение Б.Шергина «Для увеселенья» Прочтение рассказа
4 неделя ноября «Поморская былина» Просмотр мультфильма
1 неделя декабря Игра «Поле чудес» по теме «Поморы» Выбор участников 3-х туров по тематическим вопросам.
2 неделя декабря Подготовка мультимедийного интерактива.
Поле барабана разбито на 16 секторов: очки от 10-100, Б – банкрот, П –приз,
-23495132162600 + -дополнительно открывается одна буква, Ш – шанс спросить букву у ведущего, Х2 – полученные очки удваиваются, - переход хода другому игроку, Ч – черный ящик.
Оборудование: мультимедиа, книга С.Ефремовой «Сказание о старом поморе», стенд с изображениями поморов (семья, промысел), шкатулка с призами.
Ожидаемый результат: обучаемые ознакомятся с историей своего края, сформируются познавательные интересы через чтение литературы, коммуникативные навыки.
Интеллектуальная интерактивная игра «Поле чудес»
по теме «Поморы»
Ход игры: Ведущий рассказывает о теме и правилах игры. Вначале каждого тура дает определение слову, которое должны угадать по буквам или сразу назвать слово.
Игра проходит в 6 туров. Участвуют 9 человек в три команды. В каждом туре определяется победитель. В 4 туре проходит игра со зрителями. Для того, чтобы участвовать в игре, называя букву, зрителям необходимо дать правильное современное название поморским словам. В 5 туре - финале – определяется победитель игры. 6 тур – супер-игра. Участники по одному крутят барабан, выбирая сектор.
Победивший в финальной игре участник получает приз по сумме заработанных очков: от 10-50 очков - набор ручек; от 50-100 очков - органайзер; от 100 и более – сертификат на пятерку по литературе и сладкий приз.
Заключение:
Мы закончили изучать тему «Поморы» - о великом северном народе. Об арктических исследователях, мастерах морского дела, о людях свободолюбивых и сильных духом. Нам есть кем и чем гордиться, и самим брать пример. Поморская культура является неотъемлемой частью нашего народного достояния. Наш северный край богат не только природными ресурсами, но и талантливыми людьми. Одним из них является ученый – энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов. Который был силен духом, жаждой знаний и любви к своему народу.
«-Дерзайте отчизну мужеством прославить» - М.В.Ломоносов
Приложение №1
Выбор участников игры.
Для выбора участников игры класс отвечает на вопросы по теме «Поморы». Кто правильно ответил, становится одним из игроков 3-х туров игры.
Вопросы Ответы
1. О каком северном крае говорится в книге С.Ефремовой «Сказание о старом поморе»? О Мезени
2. Что означает название Мезень? «Удачливая» (Мозань)
3. Что означает волок? Дорога между реками, специально сделанная для перетаскивания судов.
4. Как называют северный ветер? Сиверко
5. Каким промыслом владели поморы? Рыбалка, охота.
6. Что считали поморы своим оберегом? Колокольчик.
7. Как назывались поморские морские суда? Карбас, коч, лодья.
8. Как называлась судоходная книга? Лоция
9. Для чего рыбаки одевали белые рубахи? На случай гибели на промысле.
10. Как называется музыкальный инструмент с язычком? Колокол.
11. Что значить белковать? Охота на белку.
12. В названии какой улицы использовано слово помор? Поморская.

Приложение №2
Вопросы игры.
1 тур. Поморы – народ Российского Севера, живущий по берегам рек и морей. Это самая северная славянская народность в мире, в древности единственные хозяева арктических просторов, имевшие корабли, способные плавать среди льдов. Они владели знаниями о пространствах и землях, расположенных за арктическими льдами, за Белым морем, осваивали Арктику, им были известны острова архипелагов Груманта и Матки, так поморы называли Шпицберген и Новую Землю. Назовите поморское название Белого моря. (Гандвик)
2 тур. Поморы имели свои традиции, свой язык, свою национальную одежду с мудрёными названиями. Одежда помора-промысловика состояла из совика с капюшоном, шапки-цебаки с длинными до пояса ушами и непромокаемых длинных кожаных бахил. Как назывались валенки? (Катанцы)
3 тур. Чтобы прокормить себя и семью поморы занимались рыбным промыслом. «Море – наше поле» - говорили они. Близость моря и постоянные опасности вырабатывали из помора человека смелого, трудолюбивого и находчивого. Так как в море, одному было ходить опасно, собирались рыболовецкие артели. Вся команда слушала одного старшего. Как называли старшего в рыболовецкой артели, управляющего судном? (Кормщик)
4 тур-игра со зрителями. Поморские семьи были большими, жили все в одном доме, ели из одной миски. В поморской семье женщина занимала особое место, она дает жизнь, держит на себе весь дом, отвечает за три главные земные ветви – детей, землю, скотину. Встает спозаранку, обряжает домашних животных, готовит еду. Она хранитель рода, его главная защитница. Как называли главную женщину в поморской семье? (Большуха)
5 тур-финал. О смелости и находчивости моряков-поморов рассказывает история о четырех робинзонах, оказавшихся на безлюдном острове архипелага Шпицберген, проживших там шесть лет. Назовите поморское название архипелага Шпицберген. (Грумант)
6 тур супер-игра. Северный край всегда был природно богат. Освоения поморья началось с прибытием новгородцев в 10-11 веке. Проникновение на берег Белого моря новгородцы осуществляли с помощью этого судна. Как называлось судно? (Ушкуй)
Приложение№3
Вопросы тура «игра со зрителями».
Ведущий использует краткий словарь поморских слов «Поморьска говоря».
Зрители называют современное название поморских слов. Кто дает правильный ответ, имеет право назвать букву или загаданное слово.
«Поморьска говоря» Современное понятие
Робить Работать
Пошто Зачем
Сейгод Нынешний год
Ветрить белье Сушить белье
Кажет Показывает
Скусна наеда Вкусная еда
Озяб Замерз
Окутка Шейный платок
Серётка Середина

Приложение №4
Вопросы для сектора «Черный ящик»
1. Этот природный материал, был в применении как писчий материал, а также его использовали в быту для изготовления обуви, корзин, кузовов, для розжига. (береста)
2. Чашелистики этой северной ягоды используют как отхаркивающее средство во время кашля. (Кукли морошки)

Используемая литература.
1. Буторина Т.С., Щекина С.С. «Поморская семья – основа поморской педагогики» - Архангельск,1999. – 102 с.
2. Ефремова С. «Сказание о старом поморе», Архангельск:2009. (ОАО «ИПП «Правда Севера»). – 64с.
3. Культурно-историческое наследие. [Электронный ресурс]. http://www.cultnord.ru/Kulturno-istoricheskoe_nasledie_Arhangelskogo_kraja.html4. Моисеев И.И. Краткий словарь поморских слов «Поморьска говоря», Архангельск:2005. [Электронный ресурс]. http://narfu.ru/upload/medialibrary/ff9/Moseev_I_I_Kratky_slovar_pomorskogo_yazyka.pdf