Нестандартные формы и методы обучения в начальной школе.


«Нестандартные формы и методы обучения в начальной школе»
Федорова Екатерина Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназия № 7, г.Бугульма РТ
Во все времена педагоги искали различные способы, пути и средства обновления и оживления урока с целью повышения его эффективности. Эффективность учебного процесса в школе и урока в целом, прежде всего, зависит от правильного выбора методов и форм организации обучения. При их выборе необходимо учитывать условия, в которых проходит учебный процесс. Наличие разнообразного дидактического материала, специального оборудования позволяет интерпретировать содержание учебного материала, которое может иметь разную степень трудности и новизны, и тем самым обеспечить индивидуальный подход к ученикам. Важно учитывать, как форма способствует проявлению определённой степени самостоятельности и познавательной активности учеников, выражающейся в стремлении отстаивать своё мнение, опровергать и доказывать, работать в команде.
Я убедилась в том, что нестандартные уроки формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Несмотря на трудоёмкость подготовки и проведения, нестандартные формы уроков прочно вошли в практику моей педагогической работы. Мной разработаны и проводятся: урок-игра «Идём в гости!», урок-путешествие «Откуда берутся грязнули?», урок-игра «Строим новый дом», урок-праздник «Масленица» и др.
У каждого учителя в «методической копилке» накоплены свои «фирменные» методы и приёмы. Также в своей педагогической деятельности использую следующие активные методы и приёмы обучения: постановка проблемных вопросов, работа с карточками, «подарок» за работу на уроке, телеграмма или письмо от известных литературных героев, разговор по телефону, эстафеты, выборное чтение, чтение пословиц «наоборот», составление и разгадывание кроссвордов, нетрадиционное начало урока с элементами театрализации, взаимопроверка и оценка работ.Мой опыт показал, что использование в учебном процессе начальной школы вышеперечисленных форм и методов обучения позволяет оптимизировать взаимодействие учителя и учеников, создавать положительный эмоциональный фон, активизировать познавательную деятельность школьников, как на уроке, так и при выполнении домашнего задания.