Методическая разработка. Слава хлебу на столе

Методическая разработка внеклассного мероприятия:
«Слава хлебу на столе»

Цель :
воспитание уважения к историческому прошлому страны;
воспитание уважения к труду хлебороба;
воспитание бережного отношения к хлебу;
знакомство с трудовыми династиями комбайнёров села Костино;

Оформление :

- изображение солнца, лучи с надписями предприятий к-за им.Чапаева
- колоски
- стенд с фотографиями трудовых династий,
- самовар
- вышитое полотенце
- выставка продукции хлебобулочных изделий пекарни
- снопы пшеницы
На мероприятие приглашены представители династий хлеборобов, ветераны труда, родители учащихся.

Подготовительная работа:
1.Работа с Костинским историко-художественным музеем:
посещение экспозиций «Женские ремесла», «Предметы быта из дерева», «Школьный зал», «История развития колхоза».
Встречи со старожилами колхоза. Сбор информации о династиях хлеборобов села Костино.
2.Посещение предприятий инфраструктуры колхоза имени Чапаева.
3.Оформление стенда «Династии хлеборобов колхоза им.Чапаева»











Ход мероприятия.

Участники и гости рассаживаются.


· Звучит музыка «Русское поле»

Учитель. – Сегодня в нашем классе в тёплой дружеской обстановке я хочу поговорить с вами о том, что важно для каждого из нас : о людях нашего села, о традициях, о трудовых династиях, и о том, что является самым главным для каждого селянина – о хлебе.
Для нас с вами это неслучайная тема. В преддверии дня сельского хозяйства наше село отмечает две юбилейные даты – 385лет со дня его основания и 65 лет со дня образования колхоза им.Чапаева.











( На лучах надписи : мукомольный цех, хлебопекарня, макаронный цех, пельменный цех, мясной цех, свиноферма, МТФ)

Учитель. Наш колхоз по праву считается одним из ведущих колхозов района. Судите сами: сколько нужных и важных производств действует в селе : мукомольный цех, хлебопекарня, макаронный цех, пельменный цех, мясной цех, свиноферма, МТФ.

- Нельзя оставить без внимания тот факт, что за последнее трудное десятилетие в селе вступила в действие школа, больница, музей.

- Вы обратили внимание , что все производства так или иначе связаны с хлебом .
Ученик. Хлеб – это один из самых удивительных продуктов человеческого труда. И в наш век великих достижений, когда люди вырвались в космос, покоряют реки, моря и океаны, хлеб составляет основу жизни. Недаром народ создал пословицы
( Появляются на доске пословицы )
Хлеб –всему голова
Хлеб – кормилец
Хлеб – это жизнь

Учитель . Мы привыкли видеть хлеб на своём столе каждый день и порой забываем об истинной цене хлеба.

Ученик. Перед этой пашнею
Шапку скинь, сынок.
Видишь, пробивается
Хлебный колосок.
Сколько в это зёрнышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
ветер да вода.

Ученик. Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!

Ученик. Хлеб! Сколько гордости, мужества и труда в этом слове.
Ученик. Хлеб! Это - воплощение всего самого светлого, мудрого и дорого для русского человека
Ученик. Хлебом и солью встречали самых дорогих гостей.

Девочки несут каравай на рушнике.
Ученик. Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном,
С белоснежным рушником!

Ученик . С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим-
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук.

Ученик. Вот он, хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот онтеплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.

Ученик. В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло,
В нём земли родные соки,
солнца свет весенний в нём.

Ученик. Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Уплетай за обе щёки,
вырастай богатырём!
Учитель.
День и ночь - и в палящий зной, и в дождь – идёт битва за урожай. Лёгкого хлеба не бывает. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоёван – и в союзе, и в противоборстве с природой. Вдумайтесь - тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб. Слава всем, кто прошёл этот нелёгкий путь – путь от зёрнышка до каравая.

Только снег сошёл в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим «хлеб»

Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим «хлеб»
Вот зерно течёт рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим «хлеб»

Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим «хлеб»

Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.

У народа есть слова:
«Хлеб всей жизни голова».
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава, слава!
Учитель. Трудные, скорбные военные годы В нашей стране выросло не одно поколение людей, которые не имеют понятия о том, что такое хлебные карточки, длинные очереди за хлебом, который и хлебом-то назвать трудно – в нём примеси мякины, сена, семян лебеды.

Ученик. В суровое военное время, когда в армию призвали мужчин и городов и сёл, остались только женщины, дети и старики. Стране, фронту был нужен хлеб, и все – от мала до велика , назло бомбёжкам и обстрелам самоотверженно трудились. Каждый понимал - нужно было работать, нужно вырастить хлеб для фронта во имя Победы, во имя жизни .
Трудный хлеб военный-
Горький, со слезами.
Навсегда запомни –
Дорогой он самый.
Ученик. Какой ценой доставался хлеб в военное время знают жители блокадного Ленинграда. 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 граммов хлеба, а жители города – по 125 граммов.
( Ученик несёт кусочек чёрного хлеба весом 125гр).
Учитель. Послушайте воспоминания жительницы Ленинграда, Богдановой В.И., пережившей блокаду.
Ученик . « Помню тёмный, вязкий , маленький кусочек хлеба. Только кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама режет его на одинаковые кубики помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паёк. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжём мне сердце ненависть к войне».
Учитель. В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой.
« Женя умерла 28 декабря в 123 часов утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года. Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 января в 2 часа ночи 1942г. Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942г».
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась Таня, которую увезли в посёлок Шатки Горьковской области, но истощённая голодом девочка умерла.


· Звучит «Реквием»Моцарта.

Учитель. Сегодня в нашем классе присутствует человек, который пережил войну и не понаслышке знает о военных тяготах – это Самкова Галина Сергеевна. Слово нашей гостье. (Выступление Галины Сергеевны)

Учитель. Видите, порой кусочек хлеба спасал жизнь. А в наше время мы бережём и ценим хлеб?
Мы провели исследование и подсчитали, что если каждый недоест и выбросит 50 гр. хлеба, то в месяц это составит почти две булки .

Учитель. Я прошу Вас, запомните завет наших предков - «При сытости помни голод». Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте хлеб.
Прошу тебя: не оброни, сынок,
Когда лепёшку ешь, хоть крошку хлеба!
Мы собирали каждый колосок,
когда грозой войны гремело небо.
Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже крошка хлеба
Но и сейчас оплачена стократ
Трудом нелёгким каждая лепёшка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю: детство без игры нелепо.
Но не смогу простить лишь одного –
Хоть крошка всуе брошенного хлеба.
Учитель. Бережно будем относится к хлебу, ведь труд землепашца нелёгок.
Святое дело – вырастить хлеб.
В нашем селе есть не просто хлеборобы, а живут целые трудовые династии.
( Стенд с фотографиями)
- Посмотрите, может быть вам кто-то знаком?
- Вы видите несколько династий хлеборобов: династия Поповых, Моисеевых, Барышниковых.
- В нашем классе есть учащиеся, которые имеют непосредственное отношение к этим семьям. Дед и папа Оли – комбайнёры. Дед и прадед Саши тоже были хлеборобами. И как знать, может быть, Саша продолжит эту славную традицию – растить хлеб.
Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, их зёрен делают муку, из муки делают хлеб и низко поклонимся им!
Почёт и честь, вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай,
За то, что Родине вы дали,
Душистый хлеба каравай.

Учитель. Я очень надеюсь, что вы будете с большим уважением, бережно относится к каждому кусочку хлеба. Помните – «Хлеб – всему голова!».












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615



Мукомольный цех

Хлебопекарня

Молочно- товарная ферма

Пельменный цех

Мясной цех

Макаронный цех

свиноферма

Колхоз имени
В.И.Чапаева