Конспект урока по русской литературе на тему Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе


Урок литературы в 8 классе
Тема: Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе
Тип урока: урок-раздумье
Цель: Воспитание нравственно-эстетического восприятия мира, понимания и любви к родной природе через самостоятельную работу учащихся с основными видами искусства: литература, живопись, музыка
Задачи:
1. Пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта в сопоставлении с классическими примерами живописи и музыки, показать внутреннюю связь поэзии с живописью и музыкой.
2. Воспитывать способность слушать друг друга, эмоционально воспринимать музыку, поэзию, живопись.
3. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного.
Ход урока:
( в основе урока групповая работа: класс разделён на три группы, в которых ученики работали, выполняя предварительное задание поискового и аналитического характера, так они работают и на уроке)
Эмоциональный настрой для работы с лирическим произведением.
Ученикам предлагается послушать музыкальную зарисовку, при этом сосредоточиться
1 группа – на чувствах, которые испытывали при прослушивании музыки; (чувствовать)
2 группа – на картине, которая возникала в момент прослушивания; (видеть)
3 группа – на мыслях. (думать)
После прослушивания музыки ребята делятся своим восприятием.
- Как вы думаете, почему мы с этого начали урок? Какая связь между лирикой как родом литературы и музыкой? (чувства на первом месте)
II. Определение темы урока (выводится на слайд)
Вступительное слово учителя:
Зеркало души – это природа. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она всегда останется его Родиной, частью его самого.
Нам, ребята, предстоит сегодня очень интересная работа: мы постараемся проникнуть в мир ощущений и переживаний, которые испытывает талантливый человек при соприкосновении с миром природы.
- Какие виды искусства способны наиболее тонко воздействовать на мир человеческих чувств? (Живопись, музыка, литература)
- Что же является орудием художника? Музыканта? Поэта?
Итак, художник говорит цветом, линиями, мазками. Музыкант – звуками. Поэт – словами. Но поэзия – это особый, синтетический вид искусства, в котором соединяются возможности и живописи, и музыки, потому что слово может обладать музыкальным эффектом, может раскрасить изображаемую картину в самые разнообразные тона. Послушайте:
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчание
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршание.
- Какие зрительные образы возникли у вас, когда вы слушали эти строчки? Какие звуки вы слышите? Какие краски видите?
- Какое воздействие на читателя оказывают эти стихи?
Родная природа интересна нам в любой ипостаси. Зима, весна, лето, осень – вот годовой цикл, через который проходит природа, и каждое время года дарит нам удивительные мелодии, многоцветные краски, волнующие душу стихи. Чтобы пейзаж стал картиной душевной жизни человека, необходимо научиться чувствовать, понимать природу. Попробуем воспроизвести свои зрительные и звуковые ассоциации, связанные с поэтическим словом, сопоставив стихотворение с шедеврами русской живописи и музыки.
Представление результатов самостоятельной работы учащихся с конкретным стихотворением.
Каждая творческая группа заранее получила стихотворение для анализа.
1 группа: Д. Мережковский «Родное»
2 группа: Н. Заболоцкий «Вечер на Оке»
3 группа: Н. Рубцов «Привет, Россия»
Учащиеся должны были в результате совместных наблюдений выполнить ряд заданий :Выразительно прочитать стихотворение.
Подобрать картину русского художника, которая отражает образ, созданный поэтом, и чувства лирического героя. Прокомментировать свою позицию.
Подобрать фрагмент из музыкального произведения, отражающий настроение, переданное в стихотворении. Объясните свой выбор.
Выступление групп.
Обобщение выступления групп.
Основной предмет лирических переживаний поэтов— страстно любимая ими природа. Как сказал И. А. Бунин в одном из своих стихотворений,
«Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.» Я предлагаю вам послушать ещё одно произведение – песню. (звучит песня на стихи С. Есенина «За окошком месяц»)
- Что вы испытываете, слушая эту песню?
- На чьи стихи написана песня? Почему многие стихи С. Есенина стали песнями?
Заключение
В каждой эпохе у каждого народа были и есть свои певцы природы, которые, возможно, иногда мало известны другим народам. Но есть Земля, есть наша общая родина. И если в нас воспитывается мало-помалу чувство этой общей родины… если мы осознаем, что красивее нашей планеты, может быть, и нет ничего в мироздании, то этим мы тоже обязаны нашим воспитателям: художникам, поэтам, музыкантам, которые помогли нам понять красоту, воспитывали в нас любовь к ней.
- с чем вы уходите с урока?
VII. Домашнее задание: прочитать стихотворения поэтов русского зарубежья о Родине (с. 227). Подумайте, каково отношение поэтов-эмигрантов к покинутой им Родине.