Рабочая программа по Итория Донского края


Пояснительная записка
Рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов, составлена и реализуется на основе следующих документов:
Авторская программа по истории Донского края О.Г.ВеряскинаОбразовательный стандарт основного общего образования по региональной истории Ростовской области
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ
Устав МБОУ Грузиновская СОШ
Основная образовательная программа МБОУ Грузиновская СОШ (по реализации БУП-2004) 2015-2016 учебный год (5-11 класс).
Целью изучения истории Донского края является формирование у учащихся целостного и своеобразного исторического образа родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии школьников.
Задачи:
повысить эффективность изучения основного (инвариантного) содержания истории в контексте новых целей российского образования;
формировать ключевые компетенции учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта населения Донского края в прошлом и настоящем.
Общая характеристика учебного предмета
Региональный компонент по истории реализуется на ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в 5-8 классах введено по 1 часу для преподавания учебного предмета «История Донского края» из регионального (национально-регионального) компонента образовательного учреждения.
Перспективными видами учебной деятельности для реализации регионального компонента являются: моделирование, коммуникативная и исследовательская деятельность, самостоятельная работа с источниками, работа в библиотеках, музеях, архивах, учебные «погружения» в эпоху.
Целями реализации регионального компонента по истории Донского края является:
воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни; формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия Ростовской области.
Задачи реализации регионального компонента по истории Донского края:
дать выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;
сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями народов, населяющих Донской край для применения полученных знаний и умений на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;
обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыков безконфликтного поведения;
способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения Ростовской области;
помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней; способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;
пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;
развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;
развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края;
создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры;
формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.
Место учебного предмета в учебном плане.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Согласно плану школы на изучение предмета История Донского края в 5 классе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю. В соответствии с Постановлением минтруда России о переносе выходных дней в 2015 году от 27.08. 2014 года №860 в 2014-2015 учебном году в связи с праздничными днями 1.05 программа скорректирована и будет выдана в полном объеме 34 часа за счет уменьшения часов на изучение темы «Скифы».
Последовательность изучения тем:
Темы разделов. Кол-во часов.
Донской край в древности 17
Донской край в эпоху средневековья 17
Содержание учебного предмета.
Раздел Основное содержание Кол-во часов
Донской край в древности Донской край в трудах выдающихся ученых древности и средневековья. Археологические памятники Ростовской области как вещественные источники. Музей-заповедник «Танаис».
Первобытные племена на территории Дона. Киммерийцы. Скифо-сарматская эпоха. Греки. Танаис. Занятия, культура, быт, верования.
Великое переселение народов. Готы в Приазовье. Гуннское нашествие.
17
Донской край в эпоху средневековья Смена населения. Хазары. Саркел. Разгром Хазарии. Славяне на Дону. Белая Вежа.
17
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
1. О.Г.Веряскина «История донского края» (с древних времен до конца XVIв.) (5-6кл.), Ростов-на-Дону «Донской издательский дом», 2014.
2. «История донского казачества» (учебное пособие, автор Астапенко М.П.).
3. «История Казачества в вопросах и ответах», (книга для чтения, Шумов В.В.).
4. «Шахты» (историко-краеведческий очерк, автор Т.К. Кобец).
Результаты освоения конкретного учебного курса и система их оценки.
Требования к уровню подготовки обучающихсяВ результате изучения региональной компонента по Истории Донского края учащийся должен: знать/понимать
место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории, своеобразие истории Донского края;
последовательность смены населения на Дону, взаимоотношения оседлых и кочевых племен;
даты и содержание важнейших событий истории края, в том числе связанные с формированием многонационального состава Донского края;
гипотезы о происхождении донского казачества;
казачье заселение Нижнего и Верхнего Дона, первые казачьи городки и столицы, физический облик, социальный и этнический состав, основные занятия и быт донских казаков в XVI в., первые письменные упоминания о донских казаках, Войске Донском;
уметь
использовать знания и способы познавательной деятельности, полученные в курсе всемирной, отечественной истории, истории Донского края для характеристики и оценки историко-культурной ситуации в Ростовской области;
анализировать историческую карту, показывать на карте:
а) стоянки, поселения древнейших жителей края;
б) известные города и крепости древности и средневековья (Танаис, Саркел, Азак, Тана);
в) территорию Войска Донского, крупнейшие центры торговли, промыслов, промышленного производства;
г) территорию Ростовской области, Южного Федерального Округа;
описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древних времен до современности, их занятия, облик, обычаи;
объяснять значение основных понятий;
приводить собственные оценки важнейших событий истории Донского края;
определять синхронность событий и процессов региональной и российской истории;
соотносить историю своей семьи с региональной историей;
использовать сведения по истории Донского края для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами;
представлять результаты изучения региональной истории в различных знаковых системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе, проектной и исследовательской деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора моделей поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных ценностей, с осознанием своей этнонациональной, региональной и государственно-политической идентичности;
вступления в диалог культур, проявления толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения края;
самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменными историческими источниками и устными свидетельствами как формы самообразования;
самостоятельной интерпретации информации;
объяснения уклада жизни своего города, поселка, местности, участия в решении проблем местного сообщества;
анализа текущих событий, высказывания и аргументирования своей оценки важнейших событий и личностей.
Календарно-тематическое планирование по истории Донского края.

Дата. Тема урока. Цели изучения. Вид контроля. д/з.
1 5.09 Введение «Моя малая Родина»
Определить роль и место Донского края в контексте отечественной и всемирной истории, своеобразие истории Донского Края Стр. 6-9
2 12.09 Вспомогательные исторические дисциплины
Дать представление о музеях, библиотеках и архивах как хранителях исторического наследия. Стр. 10-12
3 19.09 Донской край
Умение работать с текстом учебника. Лабораторная работа
4 26.09 Древнейшие стоянки на Нижнем Дону
Знать какие следы обитания человека каменного века находят учѐные на Дону. Стр. 15-19
5 3.10 Начало эпохи металлов Дать представление об историческом периоде Стр. 23
6 10.10 Урок-исследование «Древние орудия труда» Создать представление о внешнем облике и назначений орудии труда эпохи палеолита 7 17.10 Повторяя путь предков Контроль умения соотносить процессы и события региональной истории с хронологическими периодами Составление хронологической таблицы
8-9 24.10-31.10 Урок – рассуждение «О чем могут рассказать древние Курганы?» Раскрыть значение курганов как археологических источников.
Стр. 24-26
Стр. 27-90
10 14.11 Урок – практикум «Я учусь читать карту» Умение читать историческую карту 11 21.11 Таинственные киммерийцы
Иметь представление о расселении, обычаях, традициях киллерийцев, об их вкладе в мировую культуру. Стр. 33-35
12 28.11 Урок с элементами театрализации «Скифское вторжение» Развитие фантазии, постановка речи, умение общаться.
Лабораторная работа
Стр. 36-38
13 5.12 Текст с ошибками «Киммерийцы в походе» Умение работать с текстом исторического источника, анализировать. Стр. 37
14 12.12 Урок – экскурс «Греческие авторы о Скифии» Рассмотреть различные свидетельства греческих авторов о занятиях и образе жизни скифов. Терминологический диктант
Стр.38-39
15 19.12 Экспресс – опрос по теме «Скифы» Контроль и коррекция знаний учащихся территории проживания, религии и основных занятий скифов Стр.40-42
16 26.12 Виртуальное путешествие в азовский краеведческий музей «Скифы – воины. Занятия и обычаи скифов» На основе фотографий, брошюр, открыток, рассказа учителя, ознакомиться с направлением работы Азовского краеведческого музея, «пройтись» по его залам. 17 16.01 Курганы «Пять братьев» На примере археологических раскопок из курганной группы « Пять братьев» исследовать переплетение греческой и скифской культур. Стр. 48-50
18 23.01 Кино рассказывает «Легендарный курган» Формировать умение учащихся устанавливать внутрикурсовые и межпредметные связи . Контрольная работа
19 30.01 Сочинение на тему «О чем бы мог рассказать курган кургану?» Контроль знаний учащихся характерных черт и особенностей «звериного стиля», его влияние на русское искусство .20 6.02 Первые греческие поселения на Дону Помочь учащимся установить связь между великой греческой колонизацией и появлением греческих поселений в Приазовье и на Нижнем Дону Стр. 52-54
21 13.02 Урок – практикум «Составление плана – конспекта к параграфу». Умение составлять развѐрнутый план параграфа.
22 20.02 Урок-презентация «Наш край глазами древних греков» Подвести учащихся к выводу о значении культурных контактов эллинов и местного населения Стр. 56-60
23 27.02 Урок – знакомство «Танаис – город боснорских греков» Дать представление о Танаисе как о самой северной греческой колонии, крупном центре торговли и ремесла Боспорского царства. 24 6.03 Урок – творчества «Я пишу историю» Создать представление о составлении энциклопедий и попытаться написать статью о г. Танаис. 25 13.03 Урок – знакомство «Сарматы» Уметь определять роль кочевых племѐн в древней истории нашего края. 26 20.03 Дон в III-IV веке нашей эры Уметь характеризовать племена, пришедшие на Дон в эпоху Великого переселения народов. Стр. 61-64
27 3.04 Тестирование «Донской край в древности Контроль и коррекция знаний учащихся донской истории в первобытную эпоху. Стр.66-70
28 10.04 Обзорная экскурсия по городу Шахты Изучение основных этапов 140 – летней истории города Шахты .Стр.71-73
29 17.04 Экскурсия в музей угольной промышленности Пробуждать интерес к судьбам родного края, к истории повседневности. 30 24.04 Экскурсия «Старочеркасск – символ казачьей доблести Раскрывать сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале. Стр. 77-81
31 15.05 Экскурсия «Танаис – город загадок» Раскрывать сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале Стр. 82-85
32 22.05 Итоговое повторение Повторение изученного в 5 классе. Проверка уровня знаний материала и овладения основными умениями и навыками 33 29.05 Народные игры «Дворовая чехарда» С помощью игр на свежем воздухе сплотить классный коллектив; узнать, какие игры были популярны у детей донских казаков.