Конспект урока русского языка. Обучающее сочинение Огонь печали (5 класс)

Конспект урока русского языка
Обучающее сочинение о памяти «Огонь печали»
Тип урока: урок развития речи
Вид урока: урок обучающего сочинения
Форма урока: мастерская письма
Возрастная группа: уч-ся 5 класса
Цель урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения «Огонь печали».
Задачи урока:
1. составление рабочих материалов к сочинению;
2. формирование орфографической зоркости;
3. расширение лексикона у учащихся;
4. воспитание чувства коллективизма через работу в парах;
5. развитие творческого мышления;
6. воспитание уважения к защитникам Родины.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Огонь печали», листы-путеводители, листы с напечатанными стихами и текстами песен о Великой Отечественной войне.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Введение в тему. СЛАЙД 2.
- В 80-х годах газета «Неделя» рассказала своим читателям волнующую историю о солдате, который вернулся домой с войны через 30 лет. Ростислав Кравчук потерял память – для работников госпиталя он был просто солдатом. А для своих земляков впоследствии он стал живой памятью о войне.
В нем видят всех солдат, чьи имена золотыми буквами вытиснены на обелиске в центре его родного села. С этого обелиска стерто одно имя – Ростислав Кравчук. Он часто приходил к этому месту и, обхватив руками голову, думал, вспоминал. Родные и близкие воинов, не вернувшихся с войны, чаще стали приходить к этому памятнику и подолгу стоять у него в молчании

III. Актуализация нового материала.
- Как вы думаете, для чего Ростислав Кравчук часто приходил к обелиску? О чем он вспоминал? Почему после тридцатилетнего возвращения солдата односельчане чаще приходили к памятнику?
- Как вы думаете, почему у памятников в честь героев Великой Отечественной войны принято зажигать Вечный огонь? СЛАЙД 3
- Сегодня на уроке мы готовимся к сочинению о памяти, которое вам предстоит написать дома. Чем больше вы соберете материала, тем легче будет работать дома над сочинением.

IV. Практическая работа.
- Ребята, перед вами - путеводитель.
- Какое заглавие вы бы предложили будущей работе?
-Интересные идеи я нахожу в ученических работах, возможно, и вы мне сегодня подарите открытие. «Огонь печали», «Пламя памяти» - так несколько лет назад предложили назвать подобную творческую работу мои ученики. Тему или идею отражают эти заглавия?
- Представьте себе, что огонь у памятника ожил и теперь может говорить. О чем он может нам поведать? СЛАЙД 4.

(Уч-ся работают в группах по плану в путеводителеВ середине работы необходимо провести физкультминутку. Словарный диктант – проверка данного этапа практической работы – СЛАЙД 5. Этап «Эпиграф» - СЛАЙД 6. После работы с текстами стихотворений как пример эпиграфа – СЛАЙД 7. )

V. Итог урока. Задавание домашнего задания. СЛАЙД 8.
-Ребята, в начале урока вы услышал историю о Ростиславе Кравчуке, который только через 30 лет вернулся домой с войны. Почему ему не удавалось вычеркнуть из памяти страшные события прошедшей войны?
- Почему поэты и писатели призывают нас, людей, которые не видели войну, помнить о ней?
- На уроке вы собрали материал к сочинению. Из каких еще источников дома можно взять материал? (беседа с родителями, дедушками, интернет, книги о войне). При написании сочинения дома вы можете воспользоваться приложением №2. Спасибо за урок.

В конце урока можно показать фрагмент фильма о войне.














Приложение 1 (Путеводитель)
Сочинение

« .».

I. Внимательно прочитайте текст, ответьте на вопросы, выполните задание.
К Вечному огню приходят не на экскурсию. Этот огонь горит для того, чтобы в самые значительные, самые главные мгновения жизни мы могли проникнуться его светом, согреться его теплом, прикоснуться к его вечности.
В этом огне - доблесть солдат Победы.
В этом огне - верность сегодняшнего поколения подвигу отцов и дедов.
В этом огне – свет, устремленный в завтрашний день.

Какова тема данного текста? Как можно озаглавить этот текст?
Можно ли найти в данном тексте ответ на вопрос: «Почему у памятников в честь героев Великой Отечественной войны принято зажигать Вечный огонь?»

Задание:
1.Составьте словарный диктант по данному тексту.
2.Объясните смысл последних предложений текста. В них заключается основная мысль нашей творческой работы, попробуйте ее сформулировать.

II. Вспомните, что такое эпиграф, как он оформляется. Внимательно прочитайте стихи, выпишите отрывки, которые могут служить эпиграфом к нашей творческой работе.

III. Какое заглавие вы бы предложили будущей работе?

IV. Индивидуальная работа. Создание чернового варианта работы.




Приложение 2
(Структура сочинения)

Сочинение.
Огонь печали.
Вступление (можно изменить):
Издавна на Руси принято зажигать свечи, огонь на могилах павших на боях за Родину.
Дышит теплом огонь, согревая живые цветы и сердца тех, у кого болит душа памятью.
Основная часть «О чем мне поведал Вечный огонь?»

Заключение (можно изменить).
Огонь – это знак вечной памяти, ведь душа погибших такая же светлая, как пламя. Их жизнь была короткой, но яркой, как отблески огня на братских могилах.


15