Рабочая программа Народно-сценический танец

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования «Железногорская детская школа искусств»
управления культуры администрации г. Железногорска











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


УП.04. НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ



дополнительной общеразвивающей программы в области хореографического искусства ПО.01.
«Хореографическое творчество»






Срок обучения 5 лет













Железногорск 2015




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА стр. 2;

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ стр. 4;

III.УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН стр. 5;

IV.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА стр. 11;

V. КОНТРОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ стр. 20;

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 23;








I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Народно - сценический танец является неотъемлемой частью начального хореографического образования. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует укреплению мышц. Учащиеся овладевают различными знаниями и манерами исполнения танцев различных народов.
Данная программа рассчитана на 8-летний курс обучения. Для одарённых детей возможен дополнительный год обучения в предпрофессиональном классе. При составлении программы использованы материалы из типовой программы по народному танцу М.1983г., специальной программы «Народно – сценический танец» М. 2009г.
Цель программы – создание условий для реализации максимальных возможностей каждого учащегося в освоении народно-сценического танца, приобретении устойчивых знаний по истории русского танца и его современного сценического состояния.
Задачи программы включают обучающий, воспитательный и развивающий компоненты.
Обучающие задачи:
- активизировать мыслительный процесс и познавательную деятельность в области хореографического искусства;
- привить любовь к русскому народному танцу;
- обучить технике исполнения народно-сценического танца и его элементов;
- изучить стилевые особенности исполнения танцев, бытующих в различных областях России.
Воспитательные задачи:
- сформировать интерес учащихся к народно сценическому танцу;
- выявить творческий потенциал каждого учащегося;
воспитать:
- эмоциональную выразительность исполнения;
- трудолюбие и выносливость;
- национальное самосознание через познание народных обрядов, обычаев и традиций.
Развивающие:
развить:
- индивидуальные способности;
- эстетическую ориентацию через хореографическую деятельность;
- физические и танцевальные данные;
- исполнительское мастерство;
- чувства ансамблевого исполнения и общения с партнёром.
Планируемые результаты освоения программы:
-знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнёрами на сцене;
-знание балетной терминологии;
-знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
-знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
-знание средств создания образа в хореографии;
-знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
-умение исполнять на сцене различные виды народно - сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара;
-умение исполнять народно - сценические танцы на разных сценических площадках;
-умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно - сценических танцев;
-умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно - сценического танца;
-умение понимать и исполнять указания преподавателя;
-умение запоминать и воспроизводить текст народно - сценических танцев;
-навыки музыкально - пластического интонирования.

Важнейшей задачей курса обучения является воспитание эмоциональной выразительности исполнения. Предлагаемый материал должен учитывать технические возможности детей и строится с учётом детской возрастной психологии. Практическое освоение данного курса «Народно-сценический танец» даёт учащимся знания, навыки, умения, танцевальный материал, необходимый для создания хореографического образа с использованием элементов народного танца.
В результате прохождения данного курса учащиеся получают разносторонние знания в области народной хореографии, знакомятся с историей возникновения и эволюцией народного танца, его художественной спецификой. Практически осваивая образцы хореографического наследия, они вникают в особенности стиля и характера изучаемых танцев и танцевальных комбинаций, приобретая технические умения и навыки их выразительного исполнения. В процессе обучения учащиеся получают знания о содержании основных элементов народно-сценического танца, осваивают их, учатся показывать и объяснять движения, замечая и устраняя ошибки при исполнении.
Учащиеся знакомятся с танцевальной культурой различных народностей, изучают принципы построения и основные элементы танцев народов мира, разучивают этюды, уделяя особое внимание манере исполнения, точной передаче национального колорита того или другого танца. Программа курса составлена с учётом возрастных особенностей учащихся.


II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Усвоение программы должно опираться на дифференцированный подход к детям. Педагог не должен стремиться к прохождению максимального объёма материала в ущерб правильности исполнения и задачам эстетического образования. На первом году обучения все движения исполняются в медленном темпе и « чистом» виде или в виде простейших комбинаций. От правильной постановки корпуса, рук, ног, головы, развития их координации в значительной степени зависит продуктивность в обучении танцу и достижении конечной цели этого обучения. Ошибки, допущенные в начале обучения, препятствуют последующему развитию мастерства учеников. На первом году обучения народно - сценическому танцу предусматривается освоение основных упражнений у станка в основном без характерной окраски, проведение занятий на середине зала и исполнение танцевальных элементов в виде этюдов. В конце каждого года обучения в качестве закрепления полученных умений и навыков целесообразно использовать развернутую композицию или небольшой законченный танец.
Необходимым условием обучения народному танцу является обязательное обучение детей основам классического танца. Программа курса составлена с учётом возрастных особенностей учащихся.
Рабочие задачи:

- сформировать первоначальные навыки: развить суставно-связочный аппарат, выработать пластичность, силу мышц и натянутость ног.
- изучить элементы танцевального экзерсиса: комплекса упражнений, тренирующих костный и суставно-мышечный аппарат.
- выработать музыкально осмысленное исполнение элементов на основе создания гармоничных по форме и музыкальному содержанию упражнений и комбинаций.
- воспитывать общую танцевальную сценическую выразительность на основе гармоничного соединения танцевальных комбинаций, подчиненных мелодическому рисунку музыкального произведения.



III. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения
4 класс

Т е м а

Экзерсис.
Кол-во уроков

1.
Постановка корпуса, позиции ног в народном танце
3

2.
Demi plie по выворотным и невыворотным позициям
ног, плавное по 1, 2, 3 позициям.
4

3.
Battement tendu с переходом работающей ноги с носка на каблук.
4

4.
Battement tendu jete с акцентом о себя
3

5.
Releve на полупальцы по выворотным позициям ног и невыворотным позициям ног по 1, 2, 3 позициям.
3

6.
Наклоны и перегибы корпуса
3


Упражнения на середине
1.
Постановка корпуса, рук, ног, головы в народном танце
6

2.
Позиции и положения рук и ног
6

3.
Разучивание поклона
5


Танцевальные элементы и комбинации на середине зала
1.
Port de bras в характере русского народного танца
4

2.
Простые и переменные шаги
7

3.
«Гармошка», «ёлочка», припадания
6

4.
«Ковырялочки», «моталочки», «молоточки»
7

5.
Подготовка к дробям (притопы, удары полупальцами, каблуком, выстукивания – притопы)
6


Итого:
66


Второй год обучения
5 класс

Т е м а
Кол-во уроков


Экзерсис



1.
Вводное занятие: беседа «отличительные особенности русского танца»
2


Упражнения у станка
1.
Переводы ног из позиции в позицию
2

2.
Подготовка к началу движения (preparations)
1

3.
Скольжение ногой по полу (battement tendu)
4

4.
Броски работающей ногой на 35 градусов
4

5.
Подготовка к «верёвочке»
4

6.
Flic-flac
2

7.
Растяжка у станка на опорной ноге лицом к станку
4



Упражнения на середине зала
1.
Русский танец: боковые перескоки с ударом каблуком, дробная дорожка, подбивка, «ключ простой», хлопушки, присядки, прыжки
12

2.
Литовский танец «Козлик»: положение рук, основной ход, прыжки с ноги на ногу и выбрасыванием ног в сторону
10

3.
Белорусский танец «Бульба»: основной ход, основной ход в паре, основной ход в повороте.
10

4.
Итальянский танец «Тарантелла»: положение рук и ног в танце, основной ход, соскоки двумя ногами во 2 позицию
11


Итого:
66


Третий год обучения
6 класс

Экзерсис


1.
Plie в комбинациях
2

2.
Battement tendu в комбинациях
2

3.
Battement tendu jete
2

4.
Rond de jambe par tere
2

5.
Pas tortille
1

6.
Battement fondu
3

7.
Battement developpe
2

8.
Flic-flac
2

9.
« Качалочка»
1

10.
«Голубцы»
2

11.
Подготовка к «верёвочке»
1

Упражнения на середине зала

1.
Лексика русского танца: боковые перескоки с ударами, дроби, бег,
8


Хлопушки, присядки,
4


Вращения
6

2
Лексика украинского танца: ходы,
2


Веревочка», «тынок», «выхилясник»
6

3.
Лексика молдавского танца; положения ног, рук в сольном и массовом танцах,
1


Бег, боковые ходы ,ход с прыжком
8


Выбросы ног
2

4.
Лексика польского танца: позиции и положения рук,
1


«Ключ», pas balance, cabriole
8


Итого:
66


Четвёртый год обучения
7 класс


Экзерсис

1.
Demi plie, grand plie
2

2.
Battement tendu
2

3.
Battement tendu jete
1

4.
Rond de jambe par terre
3

5.
Battement fondu
3

6.
Battement developpe
2

7.
Flic-flac
2

8.
Растяжки
2

9.
Grand battement jete
1

10.
«Голубцы»
1

11.
Револьтат Revoltet
1


Упражнения на середине зала
1.
Русский танец: боковой ход с каблука, переборы, «ключ» сложный, «верёвочка» (одинарная и сложная: с «ковырялочкой», с перескоками, в повороте), дробная дорожка, поочередное выбрасывание ноги на каблук перед собой и в сторону
12

2.
Украинский танец: «голубцы» в сторону на 45 градусов и 90 градусов, «бегунец», «обертас», «подбивочка»
10

3.
Грузинский танец: положения рук в танце, движения кисти, ходы на полупальцах, «гасма», « сарули»
11

4.
Венгерский танец: Основные положения рук в танце, «ключ», боковой шаг с переступанием, «переборы», кабриоль, пируэт.
12


Итого:
66


Пятый год обучения
8 класс
1.
Demi plie, grand plie с port de bras по 6-5-4-2 позициям

4

2.
Battment tendu c разворотом бедра
4

3.
Круговое вращение ногой по полу с заворотом опорной ноги


4.
Двойная «верёвочка» с переступанием на каблук
2

5.
Battment fondu c battement develppe в позах
Большие броски с падением на рабочую ногу и ударами опорной ногой сзади по 5-й позиции
4

7.
Растяжки с перегибом корпуса и releve в положении epaulement
3


8.
Штопор
2

9.
Прыжки с поджатыми ногами по 6-й и 5-й позициям
4


Упражнения на середине зала
1.
Русский танец: припадания с перескоками и продвижением в сторону и в повороте, дробные переборы, двойная дробь с проскоком, три «верёвочки» с прыжком по 5-й позиции, присядка - растяжка, гигантские шаги по диагонали, вращения на середине и диагонали
12

2.
Венгерский танец « Чардаш»: положение рук в парном танце, боковой ход, перекрёстный ход, ход с каблука, парное вращение, винтообразный поворот, переходы из стороны в сторону, вращение под соединенными руками, переступания с ноги на ногу, одинарные и двойные отскоки в сторону
16

3.
Польский танец «Краковяк» (лексика): положение рук в парном танце, лёгкий бег, «ключ» с продвижением вперед, два « голубца» с притопом, переменный ход с вращением
15


Итого:
66


Дополнительный год
предпрофессионального обучения
9 класс

Т е м а
Кол-во
уроков


Экзерсис


1.
Demi plie, grand plie, releve, port de bras
2

2.
Battement tendu, battment tendu jete
2

3
Rond de jambe parter
2

4.
Каблучное упражнение
3

5.
«Верёвочка»
2

6.
Комбинированное выстукивание
3

7.
Flic-flac
2

8.
Adajio
2

9.
Grand battement jete
2

10.
Револьтат Revoltet в прыжке

2


Упражнения на середине зала

1.
Лексика испанского танца. Упражнения: по вращению кистями, по отбиванию дробей, по усвоению мелкой дроби с «пробежкой», со шлейфом платья, для игры с веером
14

2.
Лексика украинского танца: «упадания», низкие «голубцы» и высокий «голубец» (мужской), маленький и большой « тынок», присядка - «ползунок», присядка - «подсечка», «дорожка плетёная»
14

3.
Лексика русского танца: перескоки с двойной дробью, двойная дробь с проскоком на одной ноге и выносом другой вперёд - вверх, «моталочка» в сочетании с «молоточками», «моталочка» с «ковырялочкой» в повороте, двойная дробь в повороте по диагонали и на середине зала, прыжки в повороте на середине зала.
16


Итого:
66


IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Первый год обучения
( 4класс)

1. Позиции ног:
- 5 прямых;
- 5 свободных;
- 2 закрытых;
2. Позиции и положения рук:
- 7 позиций;
- подготовительное положение;
3. Русский танец:
- основные положения ног;
- основные положения рук;
- положения рук в парных и массовых танцах («круг», «цепочка», «звёздочка», «карусель», «корзиночка»);
- притопы (простые, двойные, тройные);
- «гармошка», «ёлочка», припадание, «ковырялочки», «моталочки», «молоточки»;
- танцевальные шаги: простой бытовой, переменный, тройной с остановкой, тройной с выносом ноги вперёд;
- бег на месте и с продвижением;
Экзерсис:
- demi plie по выворотным и невыворотным позициям;
- battement tendu в чистом виде и переходом работающей ноги с носка на каблук;
- battement tendu jete c акцентом от себя;
- releve на полупальцы по выворотным позициям ног и не выворотным позициям ног по 1, 2, 3 позициям;
- наклоны и перегибы корпуса;

Второй год обучения
(5класс)

Второй год обучения включает в себя изучение элементов у станка, которые потом можно перенести на середину зала, а также более сложные танцевальные композиции, способствующие развитию координации движений учащихся. Изучаются элементы русского, белорусского, литовского и итальянского танцев. На основе усвоенного материала составляются танцевальные этюды.

Экзерсис:
- 5 позиций ног и 6-ая;
- подготовка к началу движения: движение руки, движение руки в координации с движением ноги;
- demi plie, grand plie no 1 - 2 - 3 - 5 - 6 позициям с переводом ноги указанным способом;
- battement tendu ( носок-каблук-носок) по всем позициям, с demi pliй;
- battement tendu jete по 1 и 5 позициям, demi plie на опорной ноге, с двойным броском;
- подготовка к «верёвочке»:
- в открытом положении на всей стопе, в открытом положении с проскальзыванием по полу на опорной ноге и на полупальцах;
- растяжки из 1 позиции в demi plie и grand plie на опорной ноге, стоя лицом к станку;

Упражнения на середине зала
Русский танец:
- поочерёдное раскрывание рук, движение рук с платком;
- дроби (перескоки простые, перескоки с одним ударом, простая одинарная дробь на месте, тройная дробь на месте, дробная дорожка);
- присядки (по 1-й позиции с выбрасыванием ноги на ребро каблука вперёд и в сторону, с выбрасыванием ноги на воздух вперед и в сторону);
- прыжки с поджатыми ногами;

Белорусский танец «Бульба»:
- основной ход;
- основной ход в паре;
- основной ход в повороте;

Литовский танец» Козлик»:
- положение рук;
- перескоки с ноги на ногу;
- прыжки с выбрасывание ног в сторону;
- прыжки с поджатыми ногами;

Итальянский танец «Тарантелла»:
- положение рук в танце;
- движения рук с тамбурином (мелкие движения кистью - « трель», и удары пальцами и ладонью);
- основной ход;
- перескоки с ноги на ногу;
- соскоки двумя ногами во 2- ю позицию с подниманием ноги согнутой в колене;

Третий год обучения
6 класс

Третий год обучения предлагает дальнейшее изучение элементов народно-сценического танца у станка и на середине, более сложных, требующих координации в исполнении и силовой нагрузки. Разучивание комбинаций с элементами русского украинского, молдавского и польского народных танцев. Работа над характерной особенностью и выразительностью. Танцевальные этюды на основе усвоенных упражнений.

Экзерсис:
- приседания: резкие и плавные( demi plie, grand plie) с подниманием на полупальцы (releve);
- battement tendu : в комбинации с plie , рабочей пяткой опорной ноги, с ударами в позицию;
- battement tendu jetes :c plie на опорной ноге, с pur le pied, c balancoir;
- rond de jambe par terre: носком с остановкой в сторону и назад, ребром каблука с остановкой в сторону и назад;
- pas tortilla: одинарные, двойные;
- battement fondu: на всей стопе и с подъёмом на полупальцы;
- подготовка к «верёвочке»: с поворотом колена работающей ноги в закрытое положение и обратно;
- battement developpe : резкие и плавные;
- flic-flac: вперёд, в сторону, назад, в сторону;
- подготовка к « качалочке» и « качалочка»;
- «голубцы» лицом к станку;

Упражнения на середине зала.

Русский народный танец:
- боковые перескоки с ударами полупальцами в пол;
- «ключ» с двойной дробью;
- двойная дробь дорожкой с продвижением вперед и в повороте;
- дробь в «три ножки»;
- хлопушки: на подскоках с ударом по голенищу сапога перед собой, на подскоках с ударом по голенищу сапога сзади, удары по голенищу вытянутой ноги»
- присядки: с «ковырялочкой», с ударом по голенищу, гусиный шаг, «ползунок»;
- прыжки: с поджатыми перед грудью ногами, с согнутыми от колен ногами;
- вращения: на подскоках с продвижением вперёд, с движением «моталочка», с откидыванием ног назад;

Украинский танец:
- медленный женский ход;
- ход назад с остановкой на третьем шаге;
- «верёвочка»;
- «тынок»;
- «выхилясник с угинанием»;

Молдавский танец «Молдовеняска»:
- положение ног;
- положение рук в сольном и парном танцах;
- ход с подскоком;
- бег на месте, с поворотом, с продвижением вперёд;
- боковой ход на одну ногу, другая поднимается под колено;
- припадания (перекрёстный ход) со сменой позиции впереди и сзади;
- боковой ход с каблука;
- выбросы ног крест - на - крест с подскоком на одной ноге;

Польский танец «Мазурка»:
- позиции ног;
- положение рук в танце;
- волнообразное движение руки;
- «ключ» - удар каблуками: одинарный, двойной;
- pas balance;
- cabriole;

Четвёртый год обучения
7 класс

Продолжается изучение новых элементов у станка и середине. Больше времени уделяется изучение парного танца. Знакомство с манерой и лексикой исполнения грузинского и венгерского танцев. Продолжается изучение русского и украинского танцев.

Экзерсис:
- полуприседания и полное приседания, плавные и резкие по 1- 2 - 3 -4 - 5 позициям;
- battement tendu : c поворотом ноги в закрытое положение в сторону, с поворотом ноги в закрытое положение в сторону с полуприседанием;
- battement tendu jete сквозные по 1-й открытой позиции со встречным проскальзыванием на опорной ноге в полуприседании;
- rond de jambe par terre: ребром каблука около опорной ноги, носком или ребром каблука по полу в полу приседании на опорной ноге с остановкой в сторону или назад;
- batement fondu: с наклоном корпуса в координации с движением руки;
- battement developpe на 90 градусов с двойным ударом каблуком опорной ноги (плавное и резкое) в координации с движением руки;
- flic-flac c двумя мазками подушечкой работающей стопы, с акцентом от себя;
- растяжка : в сторону с наклоном корпуса, plie и в координации с рукой;
- grand battement jete полукругом на всей стопе;
- cabriolle : в сторону на 45 градусов, в сторону на 90 градусов;
- revolted Револьтад на полу, в прыжке на 45 градусов;

Движения на середине зала.

Русский танец:
- перекат - боковой ход с каблука на всю стопу и полупальцы;
- «ключ» дробный, сложный;
- двойная дробь в сочетании с проскоками и переступаниями;
- «верёвочка» : простая и двойная, простая и двойная с «ковырялочкой», простая и двойная с перескоками с ноги на ногу по 5-й позиции, простая и двойная в повороте;

Украинский танец:
- «голубцы» в сторону на 45 градусов, в сторону на 90 градусов;
- «бегунец»;
- «подбивочка»;
- вращения на месте «обертас»;

Грузинский танец:
- положение рук;
- позиции ног;
- «хелсартави» - движения кисти, сгибания рук со взмахом перед грудью и назад;
- ходы: тройные переступания на полупольцах, «гасма», «сарули» - скольжение с остановкой у носка;

Венгерский танец:
- положение рук;
- «ключ»;
- боковой шаг с переступанием;
- переборы с открыванием ноги на 35 градусов;
- кабриоль с подбиванием ноги в сторону;
- пируэт из 5-й позиции;

Пятый год обучения
8 класс

Продолжается изучение основ народно-сценического танца, укрепляется суставно-мышечный аппарат. Увеличивается физическая нагрузка на определённые группы мышц. Усложняются упражнения у станка. Увеличиваются требования к качеству музыкальности и выразительности. На середине зала допускается построение комбинаций на основе русского, польского, венгерского танцев. В конце года можно использовать развёрнутую композицию для закрепления материала. При изучении каждого из разделов необходимо знакомить учащихся с национальными особенностями, рассказывать о народных обрядах, традициях, и истории народа.

Экзерсис.
- demi plie, grand plie по 6-5-4-2 позициям в сочетании с port de bras;
- battement tendu с поворотом бедра;
- круговое скольжение по полу с заворотом опорной ноги;
- двойная «верёвочка» с переступанием на каблук;
- battement fondu с сочетанием battment developpe в позах;
- большие броски с падением на работающую ногу и ударами опорной ноги в 5-й позиции;
- растяжки с перегибами корпуса и releve в положении epaulement;
- штопор;
- прыжки с поджатыми ногами по 6-й и 5-й позициям;


Упражнения на середине зала.

Русский танец:
- припадание с перескоками и продвижением в сторону и в повороте;
- дробные переборы;
- три « верёвочки» с прыжком по 5-й позиции;
- присядка - растяжка по 1-й позиции: вперёд на каблук одной ногой и на носок другой – назад;
- гигантские шаги на месте и по диагонали;
- вращения по диагонали с двойной дробью;
- вращения по диагонали, шаг на каблук;

Венгерский танец «Чардаш»:
- положение рук в парном танце;
- боковой ход;
- переступания с проскальзыванием вперёд;
- перекрёстнй ход;
- ход с каблука;
- парное вращение;
- винтообразный поворот;
- переходы из стороны в сторону;
- вращения под соединенными руками;
- переступания с ноги на ногу;
- одинарные и двойные отскоки в сторону;

Польский танец «Краковяк»:
- pas marche- легкий бег;
- отбивание с одной ноги;
- «ключ» с продвижением вперёд;
- два «голубца» и три притопа;
- парное вращение;
- переменный ход с вращением;


Дополнительный год
предпрофессионального обучения

Шестой год
9класс

Продолжается изучение упражнений у станка и на середине зала, освоение наиболее сложных элементов и усложнение ранее изученных комбинаций. Комбинирование ранее изученных форм одного движения между собой. Работа над выразительностью исполнения характерных комбинаций и этюдов. Изучение наиболее сложных по технике и манере исполнения народных танцев: испанский, русский, украинский и т.д.
Содержание и формы исполнения усложняются, увеличивается нагрузка на все группы мышц. Некоторые движения у станка переводятся в исполнение в epoulement.

Экзерсис:
- demi plie , grand plie, releve, port de bras;
- battment tendu , battment tendu jete;
- rond de jambe parter;
- каблучное упражнение:
- «верёвочка»;
- дробные выстукивания в сочетании полупальцев и каблуков;
- flic-flac;
- adajio;
- grand battment jete;
- revolted Револьтат в прыжке;

Упражнения на середине зала.
Лексика испанского танца:
- упражнения по вращению кистями рук;
- упражнения по отбиванию простой и сложной дроби (canateado);
- упражнения для усвоения мелкой дроби с «пробежкой»;
- упражнения со шлейфом платья;
- обучение прищелкиванию пальцами;
- упражнения для игры веером;

Лексика украинского танца:
- «упадание»;
- низкие» голубцы» и высокий «голубец» (мужской);
- маленький и большой «тынок»;
- присядка - «ползунок»;
- присядка - «подсечка»;
- «дорожка плетёная»;

Лексика русского танца:
- перескоки с двойной дробью;
- двойная дробь с проскоком на одной ноге и выносом другой ноги вперед-вверх;
- «моталочка» в сочетании с «молоточками»;
- «моталочка» с «ковырялочкой» в повороте;
- двойная дробь в повороте по диагонали и на середине;
- прыжки в повороте на середине;

V КОНТРОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
По итогам первого года обучения учащиеся должны:
Знать и понимать
-терминологию народного танца;
-основные требования к выполнению программных элементов и движений народного танца;
- средства танцевальной выразительности;
Уметь:
- выполнять элементы и упражнения народно-сценических этюдов и танцев;
- применять танцевальные навыки и средства танцевальной выразительности на уроках и в концертной деятельности;
Иметь навыки:
- наблюдения за собственным развитием;
- индивидуальной работы;

По итогам второго года обучения учащиеся должны:
Знать и понимать;
- последовательность движений у станка;
Уметь:
- выполнять упражнения и танцевальные элементы народно -сценических танцев;
Обладать:
- «подтянутостью», хорошо поставленным корпусом, головой, руками, ногами;

По итогам третьего года обучения учащиеся должны:
Знать и понимать:
- основные требования к выполнению программных элементов;
- последовательность их исполнения;
- средства танцевальной выразительности;
Уметь:
- выполнять элементы народно-сценического танца в зале и на сценической площадке;
- различать особенности национальной культуры и манеры исполнения в русском, украинском, молдавском и польском танцах;
Иметь навыки:
- техники выполнения необходимых элементов и упражнений;
- самосовершенствования и работы над собой;
- наблюдения за собственным физическим развитием;
- достижения поставленной цели;

По итогам четвёртого года обучения учащиеся должны:
Знать и уметь:
- навыки техники исполнения дробей в русском танце;
- различать лексику и манеру исполнения русского, украинского, грузинского и венгерского танцев;
Обладать:
- «подтянутостью», хорошо поставленным корпусом, головой, руками, ногами;
Иметь навыки:
- самостоятельной и коллективной работы;

По итогам пятого года обучения учащиеся должны:
Знать и уметь:
исполнения упражнений и танца;
Владеть навыками:
- танцевально – двигательными; - правильно выполнять движения и передавать национальный колорит танца;
- иметь навыки создания хореографического образа с использованием элементов народного танца;
- знать принципы построения и основные элементы танцев разных народов;
- уметь показать и объяснять движения, замечая и устраняя ошибки;
- уметь подобрать соответствующий музыкальный материал для упражнений и танцевальных комбинаций;
- сложной координацией ног, рук, корпуса головы;
- исполнительского мастерства;
- ансамблевого исполнения;

Дополнительный год
предпрофессионального обучения
Шестой год обучения
9 класс
Предполагает дальнейшее технологическое и музыкальное развитие учащихся, закрепление навыков исполнения программных упражнений основного этапа обучения, освоение новых наиболее сложных элементов народно-сценического танца. Усложняются комбинированные задания за счёт быстрой смены элементов и варьирования музыкально-ритмического рисунка, а также за счёт координационных задач. Большое внимание уделяется подготовке репертуара и концертных номеров. В этот период в исполнительский репертуар включаются русский, украинский и испанский танцы.


VI. СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Ткаченко Т. Народный танец «Искусство» 1667 г.
2. Ткаченко Т. Народный танец « Искусство» 1975 г.
3.Устинова Т. Русский народный танец «Искусство» 1976 г.
4.Чурко Ю. Белорусский народный танец. Минск « Наука и техника», 1972 г.
5.Курбет В.Мардарь М. Молдавские танцы. Кишинев, 1969 г.
6.Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. М. «Искусство»,1976 г.
7.Бочаров А., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец.1978 г.
8.Климов А. Основы русского народного танца. М. МГИК, 1994 г.
9.Альфонсо Пуиг Кларамунт, Флора Альбайсин «Искусство танца фламенко.М., «Искусство», 1984 г.
10.Методическая разработка к программе»народно-сценический танец» М.1985 г.
11.Методическая разработка к программе Народно-сценический танец» М., 1987 г.
12 .Кудашева Т. Народный танец. Упражнения и этюды. М., ГИТИС, 1980 г.
13.Заикин Н.И. Заикина Н.А.Областные особенности русского народного танца. Орел. 1999 г.








13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15