«Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании младшего школьника»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №81
VIII педагогические чтения
по теме «Ценностные ориентиры духовно-нравственного воспитания детей и молодежи»
«Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании младшего школьника»
Выполнила: Гребенщикова Ю.Н., учитель начальных классов
Воронеж 2017 г.
«Основа нравственного убеждения закладывается в детстве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».В.А. Сухомлинский
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности, закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли и искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей. Огромная роль в духовно-нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является:- гармоничное духовное развитие личности школьника.- привитие основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России. В реализации этих целей я ставлю перед собой следующие задачи:- превратить социально необходимые требования общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка,- воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, творить добро,- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций,- способность формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений,- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика,- формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей. Я, как классный руководитель, постоянно и всесторонне изучаю учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом. Я совершенно убеждена, что только в свободном общении можно полностью познать детскую душу, поэтому строю свою воспитательную работу через внеурочную деятельность. К средствам духовно-нравственного воспитания относятся общие и специфичные методы и формы. Нравственное просвещение, как один из методов, состоит в информировании обучающихся в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. Наиболее распространенной формой педагогического воздействия на обучающихся является классные часы, для проведения которых, я выбрала следующие направления воспитательной деятельности: любовь к Родине, уважение в семье, потребности в здоровом образе жизни, осознание красоты, трудолюбие, бережное отношение к Земле, культура общения. В моей методической копилке имеются такие темы классных часов: «С чего начинается Родина», «Моя родословная», «Дорогою добра», «Вредные привычки», «Живая память поколений». На классных часах я провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности. Основное требование к классному часу – это активное участие в нем всех учащихся. «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его», - говорил Л.Н. Толстой. Дети не являются просто слушателями. В процессе таких классных часов у ребят вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей. Другим методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение в трудовую, общественную, художественную, спортивную деятельность. Очень многие внеклассные мероприятия происходят по инициативе самих ребят. Духовно-нравственное воспитание немыслимо без воспитания любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, приобщения к высшим духовным ценностям. Исходя из этого, я вижу воспитание личности через знакомство с историей школы, с культурой родного края, чему способствует краеведческая работа: знакомство с подвигами героев-земляков, экскурсии в краеведческий музей, поход в Храм святого великомученика целителя Пантелеймона. Одним из направлений в моей работе является пропаганда здорового образа жизни, как составной духовно-нравственного воспитания. Часы здоровья, беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области оздоровления; динамические паузы, деловые игры, игры-соревнования, праздники здоровья, походы, экскурсии способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви: - святитель Василий Великий писал: «Если хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге». Одной из своих задач в работе с родителями я вижу в организации системы мер по просвещению семей в вопросах традиционных подходов к духовно-нравственному воспитанию детей. С этой целью в классе создана и постоянно пополняется библиотека семейного чтения, в которой находятся не только книги для детей, но и адресованные родителям классические и современные сочинения педагогов, духовных писателей, жития святых, небесных покровителей семейной жизни. Родители – это мои главные помощники, коллеги. Совместно с родителями были подготовлены и проведены следующие мероприятия: «Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться», «Понимание – начало согласия», «Праздник родных сердец» и другие. Перечень направлений внеурочной деятельности в моем классе является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и родителей. Конечно, предложенные методы и формы работы по духовно-нравственному воспитанию, не являются исчерпывающими. Я только коротко показала, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в моем классе детей интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.