Доклад на тему: Нравственное воспитание в системе православных духовных ценностей


Включение православных ценностей в повседневную работу учителя начальной школы приведет к тому, что дети осознают нормы, идеалы, эталоны, регулирующие жизнь всего общества и отдельных людей, а также выбрать каждому ребенку социальные, культурные и нравственные ориентиры, помогающие правильному влиянию, сделать правильный жизненный выбор.
Православные духовные ценности - наше национальное достояние, без использования которого воспитание будет ущербным. Каждый школьный предмет, каждые воспитательные мероприятия, вся атмосфера школьной жизни будет ущербной.
Нравственное воспитание в системе православных духовных ценностей – это самая устойчивая и совершенная система воспитания, в которой не теряют своего значения основные понятия: добро, зло, любовь, долг, Отечество.
Это особенно важно сейчас, когда смешиваются понятия нравственности учителя, учитывая бесконтрольность пользования интернета, мобильников, просмотра телевизионных передач, не верит в то, что школа в настоящее время может противостоять пропаганде бездуховности, цинизма, потребительства, насилия и жестокости.
В противовес этому православные духовные ценности говорят о тех самых качествах человеческой души, которые многие поколения присущи русскому человеку и составляют неотъемлемую часть его жизни: любовь к Богу, любовь к ближнему своему, любовь к Отечеству.
Каковы основные направления использования ценностей православной культуры в духовно-нравственное образование детей?
Это:
- Приобщение к культурным ценностям мировой цивилизации;
- Нравственное воспитание в системе христианских ценностей и моральных ориентиров;
- Формирование исторического сознания;
- Гражданское воспитание с духовным осмыслением его содержания;
Наиболее эффективно данные задачи решаются при включении знаний о религии в существующие образовательные предметы. Новый образовательный стандарт предлагает изучение религиозной культуры на специальных предметах. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России.
Использование текстов религиозного и духовно-нравственного содержания являются эффективным средством воспитания христианских качеств личности. Многочисленные образы с положительными качествами, иносказания, сюжеты православной словесности содержит в себе русская литература. Огромное влияние на детей оказывают сказки. Они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный (детьми и учителем) анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию правильного поведения в тех или иных ситуациях. Удивительный мир духовности русского народа открывается детям при изучении житии святых Сергея Радонежского, Петра и др.
Большие возможности для учителя по духовно-нравственному воспитанию учащихся открыты и во внеклассной работе. Внеклассные мероприятия по темам: «Традиции» , «Праздники», «Путешествия», «Достопримечательности», «Живопись» способствуют развитию интереса к изучению православия и формируют гражданскую позицию учащихся.
Экологическое обучение и воспитание также можно наполнить православным содержанием. Здесь надо выделять четкое осознание своей личной ответственности. За происходящее в природе и мире.
Для начальной школы основной деятельностью является учебная, поэтому основной материал можно включать в различные уроки:
-на уроках окружающего мира материал распределяется по классам соответственно темам разделов;
- на уроках литературного чтения дети знакомятся с произведениями русских писателей, посвященным православным ценностям;
- на уроках математики материал вводится в содержание задач или в зашифрованные задания;
- на уроках русского языка введение соответствующих предложений, творческих работ( сочинения, рассказы);
- на уроках труда уроки:
«Готовимся к рождеству»-подарки своими руками, открытки.
«Роспись яиц» к пасхе и т.д.
- на уроках ИЗО индивидуальные творческие задания.
Итак, осознавая необходимость нравственного православия воспитания в школе, соответствующую работу можно проводить регулярно и плодотворно.