Выступление на педагогическом совете «Формирование личностных ууд на уроках истории»


Развитие личностных УУД на уроках истории и обществознания.Современные условия определяют новые требования к социальному предназначению школы. Новые стандарты предполагают, что обучение будет направлено на овладение школьниками универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) в системе деятельностного подхода.
Я бы хотела остановиться на личностных универсальных учебных действиях. Что же такое вообще УУД? УУД – это совокупность действий учащегося, которые обеспечивают способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурное единство и толерантность. Это способность ученика саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Личностные УУД обеспечивают умение учащихся соотносить поступки и события с принятыми принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственную сторону поведения, а также умение правильно ориентироваться в обществе. Применительно к учебной деятельности следует выделить следующие этапы действий:
 I этап - личностный,
II этап - профессиональный, если эти два этапа достигнуты, то результатом становится жизненное самоопределение. Все этапы достигаются методами смыслообразования, то есть когда учащиеся понимают связь между учебной деятельностью и её необходимостью. У ребят возникает вопрос - «Какое значение имеет для меня учение», и они с легкостью находят на него ответ.
 К важнейшим личностным результатам при изучении истории и обществознания в основной школе относятся следующие убеждения и качества:· осознание своей принадлежности к истории своей страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;· осмысление исторического опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Например: на уроке обществознания в 5 классе, детям предлагается отрывок из произведения Сусловой «Лад».
А дом, заставленный добром,- ещё не дом.И даже люстра над столом – ещё не дом.И на окне с живым цветком – ещё не дом.И даже с чайника баском – ещё не дом.Когда вечерняя сгустится темнота,Так эта истина понятна и проста –Что от ладоней до окна наполнен домТвоим теплом. Твоим теплом.
После чтения стихотворения, после работы по его содержанию, ученики приходят к выводу, что главное в доме не материальный достаток, а добрые и уважительные отношения между членами семьи. На уроках рассматриваем отрывки из произведений, где ребятам предлагается оценить жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Ребята задумываются о таких понятиях, как добро, терпение, родина, природа, семья, мир, настоящий друг, справедливость, желание понимать позиции другого народа и т.д.Когда на уроках обществознания занимаемся проектной деятельность, например, по последней теме «Труд и творчество» учащимся заранее было предложено найти информацию и оформить мини-проект, где были бы отражены следующие вопросы: кто он-настоящий мастер?; какие творения создал мастер?; где могут пригодиться достижения данного мастера?; где можно познакомится с творениями мастера? В результате такой работы у ребят формируется накопление смыслов, оценок, позитивных поведенческих стереотипов, стремление научиться и быть мастером в своем деле.
На уроке истории по теме «афинская демократия при Перикле» использовали технологию ситуативного обучения с приемами критического мышления (наши кольца). В результате такого урока формируется умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения.
Личностные ууд формируются и при диффиринцированном контроле знаний, когда учащимся предлагается выбрать самим определенные задания, которые соответствуют определенному количеству баллов. На данном этапе формируется адекватная самооценка, учебная мотивация, умение ставить цели.
Итак, новые стандарты предполагают, что личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию и истории являются:• мотивированность и направленность на участие в будущем в общественной и государственной жизни;• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.