Исследовательская работа Самовар. Традиции русского чаепития.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ©Рассветовская средняя общеобразовательная школаª Томского района Исследовательская работа Самовар. Традиции русского чаепития. Выполнила : ученица 6 класса Макаркина Яна Руководит ель: учитель технологии Казакова О.Н. 2012 - 2013 уч.год 2 Содержание Введение ………………………………………………………………… ……… 3 1. Самовар душа русского чаепития ……………………………………… ….. 4 2. Появление самоваров в России ……………………………………………... 6 3. Тула ‬ родина самоваров … …………………………………….....................7 4. Устройство самовара …………………………………………………… …...10 5. .Традиции чаепития в России ………………………………………………..12 6. Самый, самый самовар… ……………………………………………………15 7. Тема самовара и чаеп ития в литературе …………………………………...17 8. Практик а ……………………………………………………………………...20 9. Заключение ………………………………………………………… ………...21 10. Список литературы …………………………………………………………22 11. Приложение ………………………………………………………………....23 3 Актуальность исследования: Каждое утро, собираясь в школу, я пью чай. И вот однажды я задумалась: а откуда чай попал в Россию? Как его раньше приготавливали? Как правильно заварить этот бодрящий напиток? З аинтересова вшись этим вопросом, я решил а изучить данную тему. В прошлом году я побывала в Нижнем Новгороде на выставке са моваров. Там я узнала , что в России для приготовления чая использовался самовар, который явл яется изобретением нашего народа , и в частности уральских мастеров. Каждому человеку необходимо знать традиции своего народа. Я счита ю , что человек, не знающий сво ей культуры , не может ни чего оставить своим потомкам. Актуальности исследования позволила сформулировать цель моей работы : изучить историю самовара, ознакомит ь ся с традициями чаепития на Руси. Задачи: 1. Изучить литературные источники по теме исследован ия. 2. Познакомиться с традициями чаепития русского народа. 3. Выпустить буклет о традициях чаепития. Методы исследования: - анализ литературы - работа с ресурсами Интернет Продуктом работы являются буклеты о традициях чаепития в России , которые содержат наибол ее важную информацию об истории и особенностях чаепития в России. Практическая значимость работы состоит в том, что собранный материал может использоваться на уроках, а также он может пригодиться всем людям, которые интересуются традициями России , а также любителям чая. 4 1.Самовар душа русского чаепития . Что такое самовар? В Словар е русского языка говорится: "Самовар - металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями". В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Дал я сказано: "Самовар - водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный, с трубою и жаровнею внутри ". Всем известно, что самовар - это устройство для приготовления кипятка "Сам варит" ‬ отсюда и слово произошло. Такой предмет на столе был необходим для рус ской церемонии чаепития. Е го изобрели на рубеже XVIII века русские мастера. Самовар вошел в каждый дом. Самовар стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Этот предмет вошел в клас сику русской литературы и искусства как непременный атрибут семейного покоя. Он сам стал объектом художественного интереса, и целый ряд мастеров декоративно - прикладного искусства принимал участ ие в создании его декоративного убранства. На Руси задолго до самоваров в обиходе пользовались особыми "кухнями" (приложение 1) . Сверху они разделялись на два отделения: одновременно можно варить щи и кашу. Ч аепитие, а тем более приготовление чая, - занятие многотрудное. И сегодня далеко не все знают, как правильно приготовить этот напиток. А в прежние времена дело доходило до конфуза. Вот отрывок из стихотворения середины прошлого века: 5 С амовар был обязательным предметом и в путешествии. Люди, отправлявшиеся в дальний путь, брали с собой дорожный самовар и погребец с чайницей, зава рным чайником, коробкой для сахара и коробкой для бутербродов, с ложками, чашками и блюдцами. Самовары обязательно имелись на каждой ямской, а позже железнодорожной станции, в придорожных трактирах и на постоялых дворах (рис 2) . В дальней дороге по бесконе чным российским просторам, на ямских станциях, когда меняли лошадей, на постоялых дворах, располагаясь на отдых, совсем незнакомые между собой люди за самоваром быстро сближались, находили общие темы для разговора. Раз прислал мне барин чаю И велел его сварить. А я отроду не знаю, Как проклятый чай варить. Взял тогда налил водички, Всыпа л чай я весь в горшок И приправил перцу, луку, Да петрушки корешок. Разлил варево по плошкам, Хорошенько размешал, Остудил его немножко, На господский стол подал. Гости с барином плевались, Сам он сильно озверел И, отправив на конюшню, Меня выпороть вел ел. Долго думал, удивлялся, Чем же мог не угодить? А потом - то догадался, Что забыл я посолить . 6 2. Появление самоваров в России Може т показаться, что самовар ‬ это исконно русское изобретение, но на самом деле это не совсем верно. Почему же? Приборы по принципу работы самовара были известны ещѐ во времена античности: в ѐмкость, наполненную водой, бросали большой раскалѐнный камень, бла годаря чему вода закипала. Позже в Европе стали появляться подобные приборы, уже более совершенных конструкций. Есть в Китае, откуда был завезен в Россию чай, родственный прибор, в котором тоже есть труба и поддувало. Но настоящего самовара нет больше ниг де, хотя бы потому, что в других странах кипятком сразу заваривают чай, примерно как кофе. В России же самовар появился во времена Петра Первого. Многому Пѐтр Великий научился в Голландии. И первый самовар он привѐз также из Голландии. Именно в период цар ствования Петра начался промышленный подъѐм Урала, на котором возникает множество металлургических и медеплавильных заводов. На этих заводах осваиваются приѐмы изготовления бытовой посуды из меди. Уже в 30 - ые годы XVIII века там начинают делать чайники с р учкой. Позднее уральские заводы принялись за выпуск казанов с трубами и винокуренных кубов с трубами. И, по всей вероятности, именно эти формы дали толчок для изготовления ©сбитенниковª - приборов для изготовления старинного русского напитка из мѐда с прян остями. ©Сбитенникиª представляли собой чайник с внутренней трубой и поддувалом. Именно ©сбитенникиª дали начало русскому самовару. 7 3. Тула ‬ родина самоваров Тульский самовар... В нашем языке это словосочетание давно стало устойчи вым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой "в Тулу с собственным самоваром". Самовар и Тула неразделимы. В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар. И, несмотря на то, что география са мовара довольно - таки обширная. Тула играет ключевую роль в становлении и развитии самоварного производства. Тульские мастера веками ковали оружие и делали самовары. Это традиционные промыслы тульского края, как гармонное производство, белевские кружева и п астила и многое другое. О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе са моварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, оружейник Федор Лисицын, который в свободное от работы на оружейном заводе время, построил собственную мастерскую и упражнялся в ней всякого рода работами по меди. Между тем, самоварное производ ство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские - в фабрики. В 1785 году открывается самоварное заведение А. М. Морозова, в 1787 году - Ф. М. Попова, в 1796 - м - Михаила Медведева. Уже в 1803 году на них работают че тыре тульских мещанина, семь оружейников, два ямщика, 13 крестьян. Всего 26 человек. Это уже фабрика, и капитал ее составляет 3000 рублей, доход - до 1500 рублей. Немалые деньги. Фабрика в 1823 году переходит к сыну Назара Никите Лисицыну. Самовары Лисицын ых славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками. Сколько радости доставили они людям! Но прошло столетие - и заросли травой могилы фабрикантов , забыты имена их подмастерьев. В 1808 году в Туле работало восемь самоварных фабрик. В 1812 году открывается 8 фабрика Василия Ломова, в 1813 году - Андрея Курашева, в 1815 году - Егора Черникова, в 1820 году - Степана Киселева. Василий Ломов вместе со сво им братом Иваном выпускали самовары высокого качества, по 1000 - 1200 штук в год, и получили высокую известность. Самовары тогда продавались на вес и стоили: из латуни - 64 рубля за пуд, из красной меди - 90 рублей за пуд. В 1826 году фабрика купцов Ломов ых выпускала за год 2372 самовара, Никиты Лисицына - 320 штук, братьев Черниковых - 600 штук, Курашева - 200 штук, мещанина Маликова - 105 штук, оружейников Минаева - 128 штук и Чигинского - 318 штук. В 1829 году на первой публичной выставке российских ма нуфактурных изделий в Санкт - Петербурге самовары мастера Маликова завоевали малую серебряную медаль. В 1840 году за высокое качество самовары Ломовых, одними из первых, имели право носить государственный российский герб как высшую награду. В 1850 году в о дной только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий. Так, фабрика Я. В. Лялина вырабатывала в год более 10 тысяч штук самоваров, фабрики И. В. Ломова, Рудакова, братьев Баташе вых - по семи тысяч штук каждая. Что за причина столь быстрого развития самоварного промысла? Месторождения железных руд, выгодное географическое местоположение и близость к Москве. И еще одно очень важное обстоятельство. Ни один район не имел стольких ма стеров по металлу, как Тула. Во второй половине XIX века по производству самоваров Тула занимала одно из первых мест в России. В 1890 году в Туле и губернии действовало 77 фабрик с количеством рабочих 1362, из них в Туле - 74 фабрики. На каждой работали о т трех до 127 человек. В Тульском уезде - четыре фабрики с количеством рабочих от четырех до 40. Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке (до Оки самовары везли на л ошадях) самовары переправлялись на Нижегородскую ярмарку. Речной путь имел ряд преимуществ: был дешевле, да и самовары при таком способе транспортировки сохранялись лучше. 9 Сложен и многообразен процесс изготовления самовара, который составлял 12 приемов. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей: Наводильщик - сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соотве тствующую форму. За неделю он мог выделать 6 - 8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку. Лудильщик - вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60 - 100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку. Токарь - т очил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8 - 12 штук в день и получал 18 - 25 копеек за штуку. Слесарь - делал ручки, краны и т. п. (ручки - к 3 - 6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек. Сборщик - из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23 - 25 копеек. Чистильщик - очищал самовар (до 10 штук в день), получ ал за штуку 7 - 10 копеек. Токарь по дереву - изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день - до 400 - 600 штук) и получал 10 копеек за сотню. Длителен процесс изготовления самовара, прежде чем он появится в таком виде, в котором мы его при выкли видеть. 10 4 . Устройство самовара Прежде чем развести самовар, давайте постараемся разобраться, что и как происходит в этом замечательном приборе . Внизу жаровой трубы имеется колосниковая решетка, обеспечивающая доступ воздуха, необходимо го для го рения топлива. Жаровая труба резко сужается вверху, переходя в выходной патрубок. На него надевают Г - образную трубу, соединяющую самовар с дымоходом домашнего очага, который обеспечивает необходимую для эффективного горения тягу. 11 Что же означало ©пос тавить самоварª? Прежде всего, побывать в бору или в ельнике и насобирать сухих, растрескавшихся шишек. Дома нарезать из предварительно просушенных сосновых чурок лучины. Или воспользоваться запасенными в кладовке щепками (после колки дров). Остывший самовар надо разжигать заново ‬ нетугими бумажными жгутами, а еще теплый от прежней работы - достаточно лишь ©раскочегаритьª Дети обычно раздували тлеющие головешки через по ддувало. Мужчины поступали иначе: снимали сапог, надевали его голенищем на трубу и ©качалиª. После этого черный древесный уголь ©занималсяª. Когда вода закипала, нужно снять удлинительную трубу, надеть корону - конфорку, прикрыть самовар заглушкой, обт ереть его и лишь после этого перенести на стол, на заранее подготовленный поднос или металлический лист. И только там водрузить чайник - заварник - поставить его для подогрева на конфорку. Если ждали гостей, придавали самовару праздничный вид ‬ украшали его расписным рушником и гирляндой сушек, а к чаю подавали расстегаи, кулебяки, блины и сладости. 12 5 .Традиции чаепития в России В давние времена чай на Руси был неизвестен. В суровые зимы русские люди согревались ароматными и целебными напиткам и, приготовленными из различных лесных ягод и трав. В летние жаркие дни они прекрасно утоляли жажду, а после знаменитой русской бани были просто незаменимы. Богаты были лесные чаи витаминами, обладали целебными силами. Помогали и от простуды, лихорадки и ли другой какой хвори. В каждой семье свои любимые чаи были - у ког о из листьев лесной землянки , у кого из малины и ежевики. Русское чаепитие весьма существенно отличалось от традиций чаепития других стран. Оно связано с шумом кипящего самовара, с опре деленным оформлением стола. Впервые русские люди познакомились с чаем в 1638 году, когда русский посол Старков привѐз из Монгольской орды среди прочих подарков и 200 пачек чая. Хвалили напиток этот как лекарство, спосо бное "освежать и очищать кровь" Е щѐ за мечено было, что он от сна удерживает во время "служб церковных". Сначала чаем пользовались как лекарством, затем он вошел в моду как экзотический напиток. В Сибири чай в XVIII веке был у сибиряков повседневным напитком. Закупали его крестьяне на ярмарках, сразу на весь год. Вплоть до 1860 г. вся поставка чая в Россию шла через территорию Сибири, поэтому сибиряки ориентировались в сортах чая, они предпочитали покупать дорогой, но качест венный чай. Так к началу XVIII века чай прочно вошел в быт русского чел овека и стал национальным напитком. За чаем решались семейные дела, происходил обмен мнениями, заключались деловые договоры, до сих пор угощение чаем считается символом гостеприимства . Самовар появился в дворянской среде вместе с обычаем пить чай, со врем енем чай из самовара стали пить богатые горожане, а следом за ними (с середины XIX века) и деревенские жители. 13 Самовар стал символом уюта и гостеприимства. Ни в одном доме без самовара не обходилось. О самоваре уважительно отзывались, ставили на самое почѐ тное место, а хозяйки садились рядом. В купеческой и мещанской среде самовар держали наготове весь день. Русская традиция чаепития предполагала употребление этого напитка с сахаром, сладостями и едой. Завтрак русского помещика XIX в. - это как бы соединени е принятых во Франции того времени первого и второго завтраков. "Напившись, чаю, приступают к завтраку: подадут битого мяса со сметаной, сковородку грибов или каши, разогреют вчерашнее жаркое, детям изготовят манный суп - всякому найдут что - нибудь по вкусу " . К чаю подавали сахар - рафинад (песок покупали только для кухни - от него чай становился мутным), бисквит, сухари "англицкие", булочки, калачи и к ним варенье клубничное, земляничное или малиновое . На столе ставили серебряный самовар, серебряные же чайни к, ситечко, в сахарнице - щипчики, и, кроме того, чайницу - "хрустальную в серебряной оправе и при ней особливой формы ложечка , для накладывания чаю" . Говоря о традициях чаепития в нашей стране, нельзя обойти вниманием чайный этикет. Чайный стол сервируют заранее. На один конец ставится самовар, около него поднос с чашками и стаканами. Здесь место хозяйки. Корзиночки с несколькими сортами печенья, тарелочки с бутербродами, сладкими пирожными, а также сливочники и тарелочки с нарезным лимоном рас ставляются п о всему столу. Наливает чай хозяйка. Если в доме есть взрослая дочь, то эта обязанность передается ей. Обязанность нетрудна, но требует известной ловкости, грации, умения. Чашки никогда не следует наливать до краев и надо стараться угодить на вкус каждого. Но и гости не должны быть слишком требовательны, особенно молодые, они должны пить чай, каким его дают. Дуть на чай, чтобы он остыл, 14 нельзя. Наливать же в блюдечко неприлично. Обязанность хозяйки - предлагать печенье, пироги. За время знакомства россиян с чаем , выработаны определенные правила : 1. Русское чаепитие проводится в гостиной, на веранде, во флигеле или на открытом воздухе. Нежелательно проведение церемонии в столовой или на кухне. 2. Русская чайная церемония подразумевает, что заварен будет черный чай . 3. Чай к церемонии подается крепко заваренным, в заварочном чайнике. Непосредственно в чашках чай разбавляется кипятком. 4. Сахар и лимон подавать к чаю обязательно, каждый сам добавляет их в чай по вкусу. В идеале под аются два вида сахара: кусковой и песок. 5. Чай пьется из чашек с блюдцами. Питие чая из блюдец допускается, но не рекомендуется. 6. Русское чаепитие сопровождается обильными закусками. В наши дни история самовара продолжается дизайнеры разраб атывают новые формы самоваров (приложение 5). И хотя сейчас нечасто встретишь семью, где самоваром пользовались бы каждодневно, его потеснил ближайший родственник - чайник, но ни одно народное гулянье не обходится без самовара. Самовар считается достояние м русского народа и ему посвящен памятник установленный в Суксуне (приложение 6). 15 6 . Самый, самый самовар ….. Самый большой тульский самовар В 1922 году тульские мастера сделали самовар, весивший около 100 килограммов и вмещающий 250 литров воды. Корпус самовара был сделан из специального сплава цветных металлов, благодаря чему самовар ©поспевалª за 40 минут, а вод а в нем не остывала двое суток! За самоваром, бывало, усаживалось по праздникам до 500 человек. Самый большой и уникальный самовар на с вете На заводе ©НТЦ - Запорожьеª по заказу Южной железной дороги изготовили самый большой самовар в мире. Самовар - гигант, высотой 1,8 м весом 305 кг и объѐмом в 360 литров (более 30 вѐдер воды) будет постоянно работать в чайном павильоне железнодорожного вок зала Харькова. Всего за день самовар может обслужить до 10 тысяч человек. Самый маленький самовар С амый маленький самовар был сделан слесарем Института радиотехники и электроники АН СССР Василием Васюренко. В действующем самоварчике высотой 3,5 миллиметра можно вскипятить... одну каплю воды. Самовар - паровоз Необычный самовар находится в Вышневолоцком краеведческом музее. Сделан он в виде паровоза. Когда нагреваемая на спиртовке вода закипает в паровозном ©котлеª, самовар заявляет о своей го товности пронзите льным свистом. Передвигаясь по столу, паровозик доставляет каждому из участников застолья не только крутой кипяток, но и наколотый сахар, уложенный в тендер (приложение 7) . 16 Хрустальный самовар - В Москве в Оружейной палате Кремля хранится единственный в на шей стране самовар, выточенный из цельного кристалла горного хрусталя (приложение 8). Удивительную коллекцию самоваров я видела в музее самоваров в Нижнем Новгороде. Каких там только не было разнообразных самоваров: ©Тет - а тетª ©Дон Жуанª ©Тулаª ©Тра ктирныйª ©НЛОª ©Паукª ©Московская кастрюляª ©Репкаª 17 7. Тема самовара и чаепития в литературе Будучи украшением дома, самовар с момента свое го появления занял осо бое место среди медных бытовых изделий, очень быстро став одним из л юбимых предметов русского декоративно - прикладного искусств а. Художественное оформление самоваров было способно удовлетворить все многообразие художественно - эстетических запросов различных слоев русского общества. "Самовар кипит - уходить не велит", "Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье моло децкое" - эти и многие другие шутливые пословицы отражали то уважительно - доброе отношение к самовару, которое он за служил на протяжении нескольких столетий. Многие русские поэты и писатели посвятили немало прекрасных строк самовару. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, А. Н. Островский, Ф.М. Достоевский и Н. С. Лесков, описывая русский уклад жизни, не раз обращались к теме чаепития, с к оторой неразрывно связано поня тие о самоваре как его неотъемлемой части. Эта тема широко вошла в русско е искусство в целом. В первой Половине ХIХ века появляются живописные произведения со сценами чаепития за самоваром (рис.6) , изображения загородных пикников с непременным самоваром и чаепитием. В конце XIX - начале ХХ века самовар занимает центральное мест о в натюрмортах многих Русских художников (К. С. Петро - Водкина, И. И. Машкова и других). Самовар и чаепитие были популярны и в народном 18 искусстве. Их изображали на подносах, чайницах, деревянных и берестяных коробках, прялках . Самоварец, самоварчик, само варишка, самоварище, самодур, самогрей ‬ какие только прозвища не давал русский народ самовару. Самовар стоит всегда в центре стола. Он добрый - по своему образу, по округлости форм. Он добродушно попыхивает дымком и булькает кипящей водой. Он отражает в своих боках окружающих его людей и природу, придавая некоторую нереальность происходящему. Про самовар, про чаепитие народ складывал стихи, придумывал пословицы, поговорки и загадки. Упоминания о самоварах можно встретить так же у известных поэтов. Император белых чашек, Чайников архимандрит, Твой глубокий ропот тяжек Тем, кто миру зло дарит. (Н. Заболоцкий) Смеркалось, на столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая Под ним клубился лѐгк ий пар. (А. С. Пушкин, ©Евгений Онегинª) Самовар был дорогим удовольствием, но необходимым в большой семье. Собирались все домочадцы вокруг самовара чайку попить, проблемы решить 19 На столе, как в центре мирозданья, Зашумел уральский самовар. Излуч ая гордое сиянье, Гладкие бока горят, как жар. То стоит зимующим медведем, То мурлычет он, как сонный кот. Я вначале выходил к соседям, Любопытно: кто же там поет? Самовар, певучий мой коллега, Скатертью легла, как память снега, Гладкая до хруста белизна. Чаем ароматным, с пылу, с жару, Радости и горести запьем Да еще, внимая самовару Вместе с ним и песенку споем! Самовар пыхтит, искрится - Щедрый, круглый, золотой. Озаряет наши лица Он своею добротой. Лучше доктора любого Лечит скуку и тоску Чашка вкусного, крутого, Самоварного чайку! Посидеть за самоваром Рады все наверняка. Ярким солнечным пожаром У него горят бока. Самовар поет - гудит. Только с виду он сердит. К потолку пускает пар Наш красавец самовар! 20 8. Практическая часть Д ля того чтобы провести исследование, я подготовила и провела анкетирование среди учащихся. Мне было интересно выяснить, что ребята знают о традициях чаепития в России, о родине самовара. Кроме того, я хотела выяснить, любят ли сами ребята пить чай. Анкета состояла из 7 вопросов . 1. Что такое самовар 2. Откуда такое название 3. Родина самовара 4. Какие бывают самовары 5. Знаете ли вы, как устроен самовар 6. Т радиции чаепития 7. Есть ли у вас дома самовар Всего в анкетировании принял участие 30 человек. Проа нализир овав результа ты анкетирования, можно сделать вывод о том, что учащиеся недостаточно осведомлены об особенностях русского чаепития. Некоторые не знают что такое самовар. Результаты анкетирования еще раз подтвердили актуальность выбранной темы, а также необходимость разр аботки буклетов, посвященных особенностям традиций русского чаепития. 21 Заключение В данной работе рассматривался вопрос изучения традиций чаепития на Руси и история самовара. В ходе работы была изучена научная и поп улярная литература по данному вопросу. Далее было проведено исследование, целью которого стало изучение традиций, сохранившихся в России. Традиции Руси, изменяясь со временем, наполняются новым значением, однако основы, заложенные в стар ину , остаются. И зучая историю самовара и чаепития на Руси , я узнал а много интер есного о культуре нашего народа. С охраняя и передавая традиции потомкам можно сохранить культуру народа на долгие века. Работая над данной темой, я не только теоретичес ки изучила историю и устройство самовара и традиции чаепития , но и изготовила буклеты. Практическая значимость созданных буклетов очевидна. Буклеты являются не только очень полезным источником информации, который позволит ребятам и взрослым узнать больше о русском чаепитии, истории самовара, но и своеобразным сборником полезных советов, который можно использовать в повседневной жизни. Таким образом, в ходе исследования все поставленные задачи были выполнены. Цель проекта достигнута, так как я изучила трад иции русского чаепития, а также составила буклеты, которые помогут учащимся расширить свои знания о традициях чаепития в России. 22 Список литературы 1. Ивашкевич Н.П., Засурина Л.Н. Искусство чайного стола. М., 1990. 2. Корепанов Н. ©Уральский самовар. Не он ли был первым в россии?ª 3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. - М. Олимп: ООО ©Фирмаª Издание АСТ: 1999 год 4. Я познаю мир: Детс кая энциклопедия: Русский народ: традиции и обычаи . - М. Олимп: ООО ©Фирмаª Издание АСТ: 1999 год 5. Журнал ©Школа и производствоª № 4, 2004 6. Журнал ©Школа и производствоª № 6, 2005 7. Журнал "Наука и Жизнь" №9, 2002 8. http://www.samowar.ru/ 23 Приложени е Приложение 1 Приложение 2 24 Приложение 3 Приложение 4 25 Приложение 5 Приложение 6 26 Приложение 7 Приложение 8