Программа по предмету Народно сценический танец

Пояснительная записка

Предмет народно-сценический танец (характерный танец) является одной из основных дисциплин в системе среднего хореографического образования.
Программа предназначена для хореографических отделений. Программа по народному танцу рассчитана на 4 года обучения. Этот предмет вводиться во втором классе.
При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие танцевальной выразительности. Однако выразительность исполнения – результат не механического «натаскивания», а систематической работы, когда педагог от более простых заданий, постепенно переходит к более сложным, связанным с передачей стиля, манеры, характера в народных танцах. Это связано с выработкой чувства позы и ракурса, сценического пространства, ансамбля.
Основные задачи обучения:
дать учащимся знания основных элементов народных танцев и
привить навыки их исполнения на основе
народно- характерного тренажа;
познакомить с характерными особенностями
хореографического искусства различных народов;
вооружить учащихся элементарными навыками сценического
воплощения народного танца.
Программа включает материал, отвечающий этим задачам, и содержит следующие разделы:
теория и методика народно-сценического танца;
практические занятия у станка и на середине зала;
исполнение этюдов на пройденном материале.
Конечная цель обучения «Народно-сценический танец» научить ученика работе над танцевальным образом, сознательному умению распоряжаться своим телом, понимая каждое движение в его простейших элементах и сложной их координации, привить музыкальность и артистизм.
Урок народно-сценического танца состоит из 3-х частей:
1-я часть – занятия у станка.
2-я часть – занятия на середине зала.
3-я часть – работа над этюдами, построенными на материале танцев народов России и мира.








1-й год обучения

Первый год обучения, занятия проводятся два часа в неделю.
Главная задача первого года обучения – овладение постановкой корпуса, рук и головы в народно-характерном танце, основными движениями и манерой русского танца, освоение терминологии.
Первый год обучения народно-сценическому танцу строится на изучении и исполнении движений русского танца, сначала отдельных элементов, а потом небольших учебных комбинаций. Занятия проводятся только на середине зала. В основу обучения должен быть положен метод усвоения техники исполнения движений в неразрывной связи с манерой и характером, которые делают элементы танца истинно национальными.

1-е полугодие
Русский танец

Положения и движения рук.
Ходы и основные движения:
простой бытовой шаг
ход с выносом ноги вперед через 1 позицию
переменный
дробный
«припадание» - боковой ход
Подготовка к дробям:
а) удары всей стопой в пол (левой и правой ногой)
б) удары двумя ногами
в) притопы (двойной, тройной)
4. «Ковырялочка»
5. «Моталочка»
простая
поперечная (маятник)












2-е полугодие

Во втором полугодие начинается освоение хороводов, как наиболее простой формы русских народных танцев. Процесс обучения включает в себя дальнейшее изучение элементов русского танца.

Русский танец

Поклоны:
а) простой поклон на месте;
б) простой поклон с шагами в сторону;
в) простой поклон с шагами вперед и отходами назад;
г) праздничный поклон.
2. «Веревочка»:
- простая.
3. «Гармошка»:
а) боковая по 6-й позиции – «ёлочка»;
б) боковая с переводом стопы из 1-й выворотной в 1-ю невыворотную
позиции.
Дробные движения:
а) ключ одинарный и двойной;
б) дробная дорожка;
в) дробь с подскоком.
5. Полуприсядки:
а) с выбросом ноги вперед;
б) с отскоком в сторону на одну ногу и растяжки по 2 позиции.
6. Вращения:
а) отработка поворота головы;
б) подготовка к tour по 6 позиции с подъемом рабочей ноги к колену.

Требования на годовой контрольный урок

Ученики должны исполнить два этюда на материале русского танца:
Лирический хороводный.
Индивидуальный на дробях.
Важно показать не только технику исполнения в характерной для русского танца манере, но и раскрыть индивидуальность.






2-й год обучения

Первоначальное знакомство с народно-сценическим экзерсисом, терминологией, освоение методики изучение основных движений народных танцев в простейшей форме у станка и на середине зала и упражнений на координацию.

1-е полугодие
Занятия у станка

Demi plie u grand plie легатированное с переходом через battement tendu.
Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги:
а) Подготовка к battement tendu с подъемом пятки опорной ноги.
б) Сам battement tendu.
3. Battement tendu носок-каблук.
4. Battement tendu с выносом на каблук:
а) Первая подготовка.
б) Вторая подготовка – выстукивающее движение.
5. Passй – подготовка к веревочке:
а) Подготовка к движению – retire/
б) Само движение.
6. Дробные выстукивания в характере русского танца:
а) Дробные выстукивания всей ступней.
б) На всей ступне в сочетании двух ритмов – восьмыми и
шестнадцатыми.
в) На всей ступне в сочетании с двойным ударом об пол одной ноги.
г) Одинарный притоп с полуприседанием, с подскоком.
д) Дробная дорожка каблуками и полупальцами.

Лицом к станку
Прыжковые «голубец» с двух ног на две ноги.
Присядка с открыванием ноги в сторону на каблук.
Присядка с открыванием ноги в сторону на воздух.









На середине зала

Изучаются простейшие тренировочные движения и далее объединяются в небольших танцевальных связках.
Во время занятий на середине зала изучаются следующие народные танцы Прибалтики – Латвии, Литвы, Эстонии (по выбору педагога), Белоруссии – («Лявониха», «Крыжачёк», «Бульба» - по выбору педагога).

Танцы Прибалтики
Эстонский танец – основные элементы
Легкий бег.
Шаг с подскоком.
Шаг с проскальзыванием.
3 вида полек.
Литовский народный танец – основные элементы
Простые шаги.
Шаги вперед – одна накрест другой.
Боковые шаги.
Легкий бег.
Шаги с подскоком.
Подскоки поочередно то на двух ногах, то на одной ноге.
Латышский танец – основные элементы

Простой бег.
Легкий бег.
Боковые перескоки с продвижением в сторону.
Шаг с подскоком.
Белорусский танец – основные элементы

Основной ход танца « Лявониха».
Боковые скользящие подбивания.
Ход с отбивкой.
Повороты с откидыванием ноги назад.

Основной ход танца « Крыжачёк».
«Голубец» с переступанием.
Прыжки очень не большие, выдвигая ногу вперёд на носок.

Основной ход танца «Бульба» (полька « Трясучка»).
Полька « Трясучка» в повороте.
Перескоки из стороны в сторону.
2-е полугодие
Занятия у станка
Demi plie и grand plie с работой рук.
Battement tendu с подъёмом пятки опорной ноги.
Battement tendu – носок каблук.
Battement tendu с выносом ноги на каблук.
Подготовка к rond de jambe rond de pied parterre
Средний battement – (подготовка к flik-flak):
а) Мазки «от себя» и «к себе».
б) Мазки «от себя» и «к себе» с добавлением удара подушечкой
стопы рабочей ноги после мазков.
Подготовка к веревочке:
а) На целой стопе.
б) С добавлением plie в момент passй.
8. Дробные выстукивания в характере русского танца:
а) Пятко-носковая дробь.
б) Удары с поворотом стопы по 6-й и 3-й позициям.
9. Grand battement – большие броски.

Лицом к станку
Низкий «голубец» с одной ноги на одну ногу в характере украинского танца.
Присядка (выполняются только мужским составом):
полуприсядка с вынесением ноги в сторону на 45є.
полуприсядка с переходом на 2-ю позицию.
разножка на полу в сторону.












Занятия на середине зала
Повторяется пройденный материал, изучаются более сложные движения данного класса и соединяются в танцевальные композиции и небольшие учебные этюды на материале выбранного педагогом характера из танцев народов Прибалтики и Белоруссии.
Эстонский танец – основные элементы
Вальс с пристукиванием ногой.
Вальс с подскоком на одной ноге.
Тройной шаг.
Вращение с ногой, поднятой вперед на 45є (по Ѕ поворота и целый) Литовский танец – основные элементы
Качающийся шаг.
Перескок из 6-й позиции во 2-ю параллельную и обратно.
Концовка в три удара.
Полька.
Полька с поворотом.
Прыжки с полным поворотом в воздухе.
Латышский танец – основные элементы
Шаг с проскальзыванием на обеих ногах.
Три притопа.
Галоп.
Полька с корпусом.
Белорусский танец
Подскоки с откидыванием ноги назад.
Заключение – «три притопа».
Подбивание.
«Дробь с каблука».
Присядка с выносом ноги вперед на каблук.
Присядка с закладкой на колено.
«Веревочка» с переступанием.

Требования на годовой контрольный урок

Знать терминологию экзерсиса народно-сценического танца, а также грамотно и эмоционально исполнять несложные, но характеристически окрашенные комбинации у станка.
На середине зала исполнить 2 этюда: индивидуальный или парный на любом материале народных танцев Прибалтики и Белоруссии.



3-й год обучения
1-е полугодие
Занятия у станка
Demi plie:
а) С одним акцентом (вниз или вверх) по 1, 2 и 3-й выворотным
Позициям.
б) С двумя акцентами (вниз-вниз), (вниз-вверх).
2. Battement tendu носок, каблук:
а) Вводим работу корпуса, рук.
3. Battement tendu с выносом ноги на каблук.
4. Rond de jambe par terre:
а) Круг рабочей ногой по полу носком работающей ноги до стороны, а
затем полный rond.
б) Круг пяткой рабочей ноги до положения в сторону.
5. Средний battement.
6. Упражнение для бедра.
7. Pas tortilla ударное – зигзаги.
8. Developpe – легатированное.
9. «Голубцы» без прыжков:
а) «Голубцы» одной ногой по полу, по 6-й позиции.
б) Двойной «голубец» двумя ногами по полу по 6-й позиции.
Занятия на середине зала
Татарский танец
Основной женский ход.
Основной мужской ход.
«Кучеру» (боковой ход первого вида).
«Брма» (боковой ход).
«Змейка».
Вращательное движение на припадении.
Основные элементы чешского танца
Ход с подскоком.
Переменный шаг с подскоком.
Переменный шаг в сторону.
Тройной притоп.
Переменный шаг с притопом.
Простой «обкрачаг» (шаг с поворотом).
Полька вправо галопными прыжками.
Немецкий танец
Основные положения в паре.
Основные ходы: переменный ход, ход с пятки на всю ступню, шаг с приседанием, шаг-подскок.
Движения немецкого танца: простой поворот, галоп, balance/
Хлопушки.
2-ё полугодие
Занятия у станка
Battement tendu с подъёмом пятки опорной ноги.
Упражнения для бедра.
Developpe.
Grande battement.
На середине зала
Дальнейшее изучение основных движений народного материала данного класса; построение на этом материале развёрнутых этюдов, включая основные танцевальные комбинации, пройденные в первом полугодии.
Татарский танец
Pas de basque
Кружение.
«Бишек»
«Чолоштру»- подсечка.
Присятки:
« мячик»
« ползунец» на подскоках
с заворотом калений по 6-й позиции.
Немецкий танец
Основные ходы.
Все виды полек.
Вальс.
Чешский танец
Полька с подскоком, с трамплином.
Подскоки по 6-й позиции.
Подскоки в паре на одной ноге, двигая другую назад-вперед.
Ключ.
Парное вращение в танце «Обкрачак» на полупальцах и на подскоках.

Требования на годовой контрольный урок

Экзерсис у станка на материале пройденном за год, комбинации окрашены различными характерами и стилистическими особенностями народной и сценической хореографии (русской, белорусской, татарской, чешской, эстонской, украинской, польской, венгерской академической) – знакомой учащимся.
Три развернутых этюда по усмотрению педагога.


4-й год обучения
Усложнение движений у станка и на середине зала за счет смены темпа и ритма. Изучение более сложных танцевальных комбинаций для развития координации и танцевальности. Знакомство с особенностями стиля и характера западно-украинских танцев, танцевальной культурой народов Поволжья (башкирский, марийский, чувашский – по выбору педагога). Проучивание элементов на развитие гибкости, пластичности и координации на материале стилизованного Востока. Под руководством педагога занятия импровизацией.
1-е полугодие
Занятие у станка
Demi plie и grand plie.
Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги.
Battement tendu носок, каблук.
Battement tendu с выносом ноги на каблук.
Flik-flak – (упражнение с ненапряженной стопой).
а) Мазки акцентируя движение «к себе».
б) Мазки «от себя», «к себе» в один темп (сам flik-flak).
6. Rond de jambe.
а) круговое движение носком по полу с добавлением plie на опорной
ноге.
7. Подготовка к веревочке:
а) с подъемом на полупальцах опорной ноги.
б) с plie на опорной ноге.
8. Developpe.
Лицом к станку

1. Низкий « голубец» в характере украинского танца.
2. Движения на развитие гибкости.
3. Присядки:
« ползунок» с выносом ноги на каблук на пол;
« ползунок» с выносом ноги на каблук в сторону.











Занятия на середине зала.
Упражнения для развития пластичности рук, подвижности и выразительности кисти, их основу составляют движения национальных танцев народов Востока.
Движения на вращение:
а) Повороты вокруг себя небольшими шагами.
б) То же упражнение на небольшом plie, низкие полупальцы с
продвижением, но диагонали.
в) Прыжок с поджатыми ногами на 90є и 180є.
г) «Ковырялочка» в повороте.

Основные элементы танца
западных областей Украины

Шаги с «вывертом».
«Мелкая тропинка».
«Крученка».
«Плетенка».
Шаг на каблук.
Присядка – «крученый гайдук».

Танцы народов Поволжья
Марийский танец
«Ёлочка-гармошка» - с продвижением вперед.
«Гармошка».
Боковой ход с выносом ноги на каблук.
Движение рук в марийском женском танце.

Основные элементы башкирского женского танца
Движение рук в женском башкирском танце.
3 вида переменного хода:
с приведением ноги к щиколотке.
с ударом рабочей ноги в пол по 6-й позиции.
с подъемом на полупальцы.
3. Дробь с каблука и полупальцев.







Украинский танец
1. « Выбивание».
2. « Трясунка».
3. Присядка « Сверло» с выносом ноги на каблук.
4. «Гайдук» с прыжком.
5. «Плетёнка» с подскоком.
6. Крутка с подскоком.

Элементы марийского танца
1. Положение рук.
2. Движение рук.
3. Движение кистей ( в мужском и женском танце).
4. Ходы и основные движения: горно-марийский основной ход, горно-марийский плавный ход, боковой шаг накрест, переменный шаг с каблука, припадание простое в повороте, « ёлочка- гармошка».
5. Все виды дробей и дробных дорожек: марийская дробь с каблука, дробь подушечкой стопы в сочетании с «голубцом», дробь с притопом.

Элементы башкирского танца
1. Положение рук в парах и массовых танцах.
2. Ходы и основные движения: « мелкий голубец» с продвижением в сторону и с ударом каблуков в пол, « шаг с покачиванием», припадание в повороте, «гармошка».




















2-е полугодие
Занятия у станка
Battement tendu с подъемом пятки опорной ноги.
Battement tendu – носок, каблук.
Battement tendu с выносом ноги на каблук:
а) Исполняется по невыворотным позициям, во всех направлениях и
позах.
б) С переносом рабочей ноги через demi rond (спереди со стороны; со
стороны назад и обратно) и работой пятки опорной ноги.
Flic-flic:
а) Flic-flac с добавлением удара подушечкой работающей стопы (удар
исполняется на счет «два»)
б) Flic-flac по невыворотным позициям.
5. Rond de jambe (rond de pied).
6. Упражнения для бедра:
а) С подъемом на полупальцы в момент passй рабочей ноги и заворота
колена (выворотно-невыворотно)
б ) С demi plie на опорной ноге в момент работающей ноги.
7. Выстукивание в характере испанского танца:
а) Испанское выстукивание – capateodo.
8. Devoloppe.
9. «Голубец» проучиваем в характере польского танца:
а) С двойным ударом и отведением пятки рабочей ноги.
б) «Голубец» с шагом опорной ногой вперед.
10. Grand battement jete.



















Занятия на середине зала
Проучиваем танцевальные комбинации из движений на развитие пластичности, гибкости корпуса и рук. Составляем небольшой танцевальный этюд на материале стилизованного Востока.
Усложняем движения на вращение:
а) Мелкие переборы (chene) по диагонали на низких полупальцах; на
demi plie.
б) Подготовка к «обертас».
в) По 6-й позиции на низких прыжках поворот на 180є и 360є.
3. Этюды на материале: украинского танца (западные районы), танцы
народов Поволжья – башкирский, марийский (один из танцев по выбору
педагога).

Танцы народов Севера
Удэгейский танец
1. Положение корпуса, голы, рук.
2. Основные ходы: шаги с ударом стопы, шаги с покачиванием бёдер, переменный шаг с небольшим приседанием, подскоки.
3. Основные движения: « вышивание узоров», «вытягивать кожу», «плыть на лодке».

Нанайский танец
1. Положение рук, корпус, головы.
2. Ходы и основные движения: «утиный шаг», шаг в перевалочку, «утята стряхиваются», прыжки с приседанием, приставные шаги с наклоном корпуса, приставной шаг с покачиванием бёдер, шаги с покачиванием бёдер.

Ульчский танец
1. Освоение элементарных навыков владения палочками, палками.
2. Переменный шаг.
3. переменный шаг с поворотом.
4. Подъёмы на полупальцы.
5. Боковые перемещения с ударом палок.
6. Шаги с поворотом корпуса.
7. Шаги назад с поворотом корпуса.









Требования на годовой контрольный урок
Знание методики и грамотное исполнение движений народно-сценического тренажа. Умение охарактеризовать стиль, манеру. Дать краткую этнографическую справку народностей, на материале которых исполняются этюды. Составление комбинаций на любом пройденном ранее народном материале.








13PAGE 15


13PAGE 141315




15