Статья Творческая самореализация личности одаренных детей в условиях креативной образовательной среды

Творческая самореализация личности одаренных детей
в условиях креативной образовательной среды
Бригадиренко Н.В. (Энгельс)

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Каждый человек сегодня объективно нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному и творческому росту.
Наиболее благоприятные условия для творческой самореализации личности создаются в креативной образовательной среде, которая несет культурообразующие и развивающие творческий потенциал личности функции.
Креативная среда Музыкально – эстетического лицея им. А.Г. Шнитке (МЭЛ) проявляется в придании гуманитарного духа всему образовательному процессу, в том, что личность рассматривается как основная ценность. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования - обеспечить максимально благоприятные условия для самореализации личности. Подобный подход в воспитании позволяет направить, сконцентрировать внутренние силы ребенка на самостроительство, самосовершенствование в образовательной, нравственной, эстетической сферах.
Особое место в развитии личности лицеиста занимает искусство (особенно музыка), которое выступает как наиболее эффективный способ самореализации. Мы убеждены, что музыка связывает человека с окружающим миром кратчайшим путем - через впечатление, через чувство, на глубинном, иррациональном уровне. Именно в процессе постижения этого "родства" к ребенку приходит ощущение гармонии его отношений с миром, мировосприятие "себя во всем и всего в себе". Происходит, согласно учению о становлении человека, "выход за пределы", который означает связь музыкального содержания с естественной природой, с нравственными представлениями и отношениями детей, с выходом в другие общеобразовательные предметы, во все "внемузыкальные" проявления и интересы ребенка. Таким образом, музыкальное искусство превращается из школьного предмета в часть самой жизни лицеиста, в основу понимания им смысла жизни и окружающего мира.
Наше исследование особенностей развития учащихся МЭЛ позволило выявить определенную специфику становления личности человека в условиях креативной развивающей среды. Было установлено, что подростки, длительно обучающиеся в лицее и недавно поступившие в данное учебное заведение, при общности возрастных закономерностей развития имеют ряд особенностей формирования личности. Был выявлен некоторый интегральный психологический феномен, который может быть обозначен как «потенциал успешности». Сущность его, на наш взгляд, составляет совокупность и совместное функционирование ряда психологических характеристик, включающих в себя достаточно высокий уровень интеллекта в сочетании с высоким уровнем креативности, хорошие организаторские способности, зрелую мотивационную сферу и сферу общечеловеческих ценностей.
Иными словами, при наличии этих качеств, человек оказывается в состоянии поставить себе цель, которая может иметь не только индивидуальную значимость, но и более глобальную, «общечеловеческую» ценность, найти нестандартные, а, значит, более эффективные пути ее реализации и суметь определенным образом организовать себя, приложить соответствующие усилия для ее реализации и, таким образом добиться успеха. Причем действие этого феномена не зациклено исключительно на творчестве, а органично функционирует в самых разных сферах жизнедеятельности человека.








13PAGE 15


13PAGE 15






Заголовок 1 Заголовок 5 Заголовок 815