Методическая разработка «Самореализация и саморазвитие детей в процессе выполнения творческих проектов»


Методическая разработка «Самореализация и саморазвитие детей в процессе выполнения творческих проектов»
Прокудина Людмила Дмитриевна, учитель технологии.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24 города Белово», Кемеровская область

Формирование навыков самостоятельной деятельности становится приоритетной задачей, реализуемой в рамках обучения. В современном обществе становятся востребованными инициативные, умеющие генерировать идеи и защищать их публично люди. Одним их направлений, содействующих выявлению потенциальных способностей у детей и дальнейшему их развитию, является проектная деятельность. Грамотно организованная педагогом она позволяет не только дать детям конкретные знания по изучаемой теме, но и приобрести новые умения, развивать социально значимые качества личности.
Включение элементов творческого поиска в процесс обучения на уроках технологии позволяет формировать устойчивую мотивацию к выполнению изделий, несущих ярко выраженную ролевую функцию. Это могут быть предметы одежды, сувениры, изделия, предназначенные для украшения интерьера. Позволяют закрепить интерес дополнительные внеурочные занятия.
По своей сути проект – это целенаправленная, выполняемая по конкретному алгоритму работа, предполагающая самостоятельный поиск, систематизацию материала и создание конечного продукта, согласно первоначальному замыслу. Учитель выступает в роли тьютора, оказывающего необходимую поддержку, дающего консультации, предлагающего разнообразные варианты, позволяющие ребенку самостоятельно сделать выбор. Базируется деятельность на багаже усвоенных детьми знаний и наличии у них конкретных умений.
В рамках учебной деятельности появляется возможность, учитывая индивидуальные особенности детей, создавать творческие группы с переменным составом для работы над определенной темой. При ярко выраженном интересе приветствуются проекты индивидуального характера, предоставляющие ребенку условия для самореализации.
Если рассматривать творчество как создание нового продукта, то в рамках проектных детских изысканий речь может идти о внесении каких-то изменений, дополнений, модификаций в образ уже известного изделия. Приоритетом становится не просто готовность изменить форму, цвет или конструкционное построение, а умение объяснить свое решение, обосновать его на публичной защите своей разработки. При систематическом участии в подобных мероприятиях у детей формируется уверенность. Они становятся более открытыми к общению, учатся вести диалог, отвечая на вопросы оппонентов.

Кроме этого, можно отметить еще ряд преимуществ, получаемых при заинтересованном выполнении творческих проектов:
появляется готовность разнообразить свой досуг полезными занятиями, позволяющими создавать красивые и практичные вещи своими руками;
повышается самооценка, становящаяся базовым условием для дальнейшей успешной социализации;
формируется трудолюбие, стремление доводить даже сложные дела до конца, умение адекватно воспринимать критические замечания.
Метод проектов имеет достаточно длительный период применения. Впервые он стал внедряться в 20-е годы прошлого столетия, являясь в советской школе одним из ключевых приемов развития творческих способностей. В современных условиях организация подобной деятельности остается актуальной.
Практическое воплощение проектного творчества
Начиная приобщение учащихся к творческому проектированию, необходимо учитывать, что учителю, ориентирующемуся только на учебное время, придется потратить много времени она рациональную организацию деятельности детей. Поэтому в нашей практике складывается более эффективная система, предусматривающая неограниченный потенциал совместного труда детей и родителей.
Оказание помощи в поиске нужной информации, совместный поиск путей усовершенствования базовой модели, подбор экологически безопасных материалов и их приобретение – прохождение всех этих этапов сплачивает семью. Постоянная готовность учителя оказать консалтинговую поддержку, доброжелательность и открытость усиливает доверие со стороны родителей к школе, позволяет формировать положительный имидж, как самого учреждения, так и личности педагога.
Важным моментов во всей цепочке от замысла до готового продукта становится выбор и обоснование темы проекта. Для облегчения мыслительной деятельности учителем собрана и пополняется база возможных направлений творческого поиска, позволяющая предложить детям актуальные и подходящие для конкретной возрастной категории темы. В ходе анализа перспектив получения конкретных результатов формируется осознание значимости выбранной тематики и усиливается мотивационная составляющая. Сделать значимые для себя открытия в ходе самостоятельного поиска ребенок способен, если он будет выполнять все этапы с интересом. Появиться же заинтересованность может только в случае понимания, зачем ведется эта работа.
Чтобы работа выглядела презентабельной, на начальном этапе практикуется проведение обучения детей с рассматриванием как общих требований к творческому проекту, так и его оформления, составления отчета, разработки слайдовой презентации.

Каждая тема внимательно анализируется в плане определения доступности приемов выполнения и приобретения материалов. Одним из ключевых критериев является экономичность готового изделия, поэтому часто в качестве исходных материалов берутся уже использованные вещи, а также вторсырье. Это позволяет воспитывать бережливость и формировать умение делать из обычных компонентов интересные композиции, имеющие не только определенное прикладное значение, но и отличающиеся художественным личностно окрашенным воплощением.
Самореализация в ходе планомерной творческой проектной деятельности становится все более притягательной для ребенка, почувствовавшего, что у него появляется уверенность, свобода выражения собственных мыслей при публичной защите собственного творчества. Позитивные результаты становятся толчком к продолжению проектных изысканий. С приобретением опыта учащиеся уже способны самостоятельно ориентироваться в направлениях, интересных для изучения, и определять темы.
Интересные результаты получаются, если используется групповая форма организации выполнения проектов, которая широко практикуется на наших уроках и во время внеурочных занятий. Дети получают возможность исполнять разнообразные роли – генератора идей, аналитического консультанта, специалиста по практическому воплощению, консультанта. Основная задача учителя – создание благожелательной обстановки с пресечением грубости, резких высказываний, необоснованной критики.

После апробации подобной формы работы сложилось понимание, что наиболее эффективно работают микро группы, в составе которых не более пяти человек. В такой ситуации у педагога появляется возможность качественно оценить деятельность каждого участника. При выполнении каждой группой фрагмента одного большого проекта есть возможность выполнения масштабных работ.
Протяженные временные рамки, предполагающие защиту проектов в конце учебного года, содействуют аккуратному, внимательному выполнению всех этапов. Многие изделия служат конкретной цели – оформлению школы, изготовлению сувениров для родителей, ветеранов, учителей, созданию украшений для домашнего интерьера. Это содействует становлению гражданской позиции детей.