Сообщение на тему Самореализация и саморазвитие школьника в образовательном процессе в рамках уроков английского языка


Самореализация и саморазвитие школьника в образовательном процессе в рамках уроков английского языка.
Кочергина А.А.
Учитель английского языка
МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д. Потапова
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.
( древняя мудрость)
Гуманизация школьного образования предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. Эта направленность основывается на вере в ребенка и выражается в целях школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средствах, а также в характере взаимодействия членов школьного коллектива.
Педагогика сегодняшнего дня призвана разработать содержание и методику учебного и воспитательного процессов, которые соответствуют потребностям новой эры, возросшей роли нравственных императивов в жизни человека и человеческого общества. Она направлена на создание условий самораскрытия и самореализации личности, формирование личной ответственности каждого за свои действия, поступки, их последствия при резко увеличивающихся возможностях воздействия человека на окружающую среду, на людей вокруг себя и на самого себя.
В новых социально-экономических условиях нашего государства остро и актуально встал вопрос о том, что нужно для того, чтобы из каждого без исключения ребенка вырастал во всех отношениях воспитанный человек, то есть ставится вопрос о приоритетном значении воспитания в становлении личности, в ее духовном формировании, личности, которая бы заботилась не только о своем собственном совершенствовании, саморазвитии, благополучии, но и прониклась бы заботой о близких людях, о мире, человечестве.
Образованный человек – это не столько «человек знающий», сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в мире.
Цель преподавательской деятельности – создание условий для воспитания творческой личности, для привития интереса к языку, а также подготовка современного школьника к жизни в условиях рыночной экономики, диалога культур и народов, межнационального общения. Таким образом, цель педагога – постоянно демонстрировать ученикам умение учиться!
Мотивация обучения, особенно в начальных классах, неразрывно связана с интересом к предмету («учение с увлечением»). У школьников среднего звена преобладает интерес к формам, приемам познавательной деятельности, у старших – к содержанию, к самому предмету изучения. Интересное всегда усваивается легче скучного. Исходя из этого, в работе учителя применяются разнообразные формы проведения уроков.
Система уроков комплексного повторения, использование тестовых заданий, регулярная работа над расширением словарного запаса, комплект творческих домашних заданий позволяют интенсифицировать процесс обобщения и углубления знаний по английскому языку и расширить возможности речевого развития на уроках в старших классах.
Среди форм работы по самореализации личности на уроках английского языка я использую следующие:
- участие школьников в международных сетевых конкурсах и олимпиадах («Бульдог», «Олимпус» и другие), рассчитанных на всестороннюю подготовку учащихся;
- дистанционное обучение (контроль знаний и обучение);
- составление проектов (презентации, плакаты, фото, рисунки и др.). Все проекты носят личностно-ориентированный характер. (Проекты: «Животные», «Масленица» в 4 классе). Все проекты носят личностно-ориентированный характер;
- освоение учащимися разнообразных интернет-ресурсов (hotlist, webquest и др.), которые позволяют учащимся самостоятельно выполнять задания, а учителю - осуществлять проверку, и многие другие.
Такие разнообразные формы работы позволяют дойти до каждого ученика, проверить усвоение им теоретического материала по каждой теме, освобождают слабых учеников от дискомфорта, способствуют исчезновению чувства страха, неуверенности.