Урок по географии на тему Движение земной коры. Вулканы, горячие источники и гейзеры (6 класс)


Урок по географии в 6-м классе учитель Алексеева Татьяна Ильинична (СЛАЙД 1)
Тема: Движение земной коры. Вулканы, горячие источники и гейзеры. (СЛАЙД 2)
Цели урока: (СЛАЙД 3)
Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями;
Выявить виды движения земной коры и объяснить ,причинно-следственные связи;
Получить знания о гейзерах и горячих источниках; вулканах, их строении,
причинах возникновения;
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование урока: слайды, карта мира, атлас, мультимедиа.
Формы контроля: индивидуальный.
Методы и приемы: частично-поисковый, беседа, работа с атласом.
Термины и понятия:
Колебания земной коры (вертикальные, горизонтальные), горст, грабен, землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, сейсмограф.Содержание урока: (СЛАЙД 4)
Движения земной коры:
горизонтальные; вертикальные.
Землетрясения: причины возникновения; значение в природе.
Вулканы; строение; действующие и потухшие;
Гейзеры и горячие источники;
Ход урока
Организационный момент . II. Изучение нового материала
Движения земной коры.
Вступительное слово учителя по теме.
Земля под ногами человека всегда была символом твердости, но довольно часто вы видели на высоких обрывистых берегах рек, крутых склонах гор и вырытых человеком котловинах различное залегание горных пород. Слои могут залегать горизонтально, наклонно, быть смятыми в складки. Иногда видны разрывы в пластах, смещение одной части относительно другой. Как вы думаете, в чем причина такого разнообразия? Да, вывод можно сделать только один: земная кора находится в постоянном движении. В одних местах она разламывается, образуются трещины, в других – горизонтально залегающие пласты сминаются в складки,
2
прогибы. Некоторые участки земной коры поднимаются, образуя выступы – горсты, другие опускаются, образуя глубокие впадины - грабены. (СЛАЙД 5)
Давайте проследим причинно-следственную связь движения земной коры: (СЛАЙД 6)
Движение вещества мантии
Движение земной коры

Итак, главная причина движений земной коры – это процессы, происходящие внутри Земли. Исследование земной коры показало, что одни ее участки более устойчивы, другие – более подвижны. В результате движения земной коры образуются горы, океанические впадины, островные дуги. Для устойчивых участков характерны равнинные поверхности. (СЛАЙД 7)
Землетрясения. (СЛАЙД 8)
Иногда земная кора приходит в движение: происходит землетрясение.
Это грозные явления природы, представляет собой подземные толчки и колебания земной поверхности. В результате толчков из глубин Земли в течение нескольких секунд или даже долей секунды одни участки земной коры поднимаются, другие – опускаются на несколько сантиметров или даже метров. Происходит резкий разрыв и смещение одних участков земной коры относительно других и в горизонтальном направлении. Причина образования землетрясений – внезапные смещения или разрывы горных пород на большой глубине в литосфере.

Место на глубине, где образуется разрыв и смещение горных пород, называют очагом землетрясения.
Участок земной поверхности над очагом землетрясения , называют эпицентром землетрясения.
Самые сильные разрушения происходят в эпицентре, где подземные толчки направлены снизу
вверх. От эпицентра колебания распространяются во все стороны волнообразно. Сила
3
землетрясения измеряется в баллах, от 1 до 12. Наука о землетрясениях называется сейсмологией (с греч. «сейсмос-землетрясение»).(СЛАЙД 9)

А: 1-2-3-4 балла Б: 5-6 баллов В: 7 баллов Г: 8 баллов Д: 9 баллов Е: 10 баллов Ж: 11 баллов
З: 12 баллов
Сейсмологи – ученые, которые наблюдают, изучают землетрясения. Сейсмограф – прибор, который регистрирует вибрирующим пером на движущейся бумажной ленте малейшие колебания, движения земной коры. Учеными составлена карта сейсмических поясов Земли (СЛАЙ 10)
Вулканы. (СЛАЙД 11)
Загадка
Я извергаю пепел, камни, лаву,
Я в гневе сотрясаю все вокруг
И выгляжу при этом величаво.
Что я такое? Догадайся, друг.(Вулкан)
Вулканы – особые по форме и составу пород горы.
Действующие Потухшие Уснувшие
которые извергаются, и сведения об этом на памяти человечества. об извержении не сохранилось   никаких сведений те, которые потухли вдруг начинают действовать
Строение вулкана
4

(СЛАЙД 12)
(СЛАЙД 13)
Горячие источники и гейзеры. (СЛАЙД 14)
Среди различных проявлений вулканизма наиболее интересными являются паро-водяные вулканы-гейзеры. Очень интересны их извержения.
Вулканы начинают действовать внезапно. Вдруг раздается подземный шум, который то прерывается, то возобновляется с повышенной силой. Вода в воронке гейзера вспучивается, изгибаясь в виде выпуклого свода; появляются пузыри паров; они лопаются на поверхности, и вода взлетает на несколько метров вверх. Затем все стихает, густой белый пар окутывает некоторое время воронку. Взрывы происходят через определенные промежутки времени. Внезапно картина меняется: из глубины раздается страшный грохот, вода снова в воронке сильно вспучивается, на этот раз начинает вихреобразно кружиться и вздыматься вверх; вырывается масса пара, и через несколько мгновений вылетает водяная струя; она поднимается на 30-40 м и рассыпается в воздухе ослепительно белой мельчайшей пылью; водяные брызги еще не успели достигнуть земли, как вдруг вырывается вторая струя, затем третья; с каждым разом они поднимаются все выше и выше. Водяные струи разлетаются во всех направлениях, разбрасываются в стороны, описывают дуги, поднимаются вверх с шипением и шумом, точно ракеты во время фейерверка; огромные облака пара окутывают водяные столбы; в глубине раздается глухой удар, и сопровождении массы камней вырывается последняя огромная струя. Все смолкает…
Когда ветер разнесет густые пары, перед глазами раскрывается лишенная воды воронка, покрытая серо-пепельными натеками. В глубоком канале вода стоит спокойно и тихо, как и во всяком колодце; проходит час – опять слышится грохот, начинается клокотание и шипение воды, чтобы закончиться таким же величественным зрелищем. Сейчас гейзеры существуют в России на полуострове Камчатке – знаменитая Долина Гейзеров; в Исландии; в Йеллоустонском национальном парке в США; в Новой Зеландии. (СЛАЙД 15,16,17,18)
Закрепление нового материала (СЛАЙД 19, 20,21)
Первичная проверка понимания нового учебного материала
а) работа с карточками
Закрепление знаний
а) тренировочные упражнения
б) тесты
г) работа с контурной карте
д) мультимедиа
IV. Оценка знаний учащихся
V. Домашнее задание
§ 18, 19.
Литература:
Учебник начальный курс географии автор Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Дрофа 2007г. Программа по географии для общеобразовательной школы. Сост.Сироткин В.И
Пособие для преподавателей к учебнику начальный курс географии автор Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Волгоград 2006
Занимательная география автор И. Яворовская .Фениек2007г.
Раздаточный материал по географии 6класс.Дрофа 2007г.
Начальный курс географии 6 класс. Мультимедиа