Урок изобразительного искусства Народное творчество Орловского края Орловский спис


МБОУ «Путимецкая средняя общеобразовательная школа»
Орловского района Орловской области
Урок изобразительного искусства
в 5 классе
Народное творчество Орловского края.
Орловский спис.

Подготовила и провела
учитель изобразительного искусства
первой категории Игнатова Е.В.
Цель: развитие визуально - пространственного мышления учащихся как формы эмоционально – ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:
Предметные:
В результате урока учащиеся смогут (в конце урока) дать определение Орловского списа.
Метапредметные:
Продолжить формирование умений ставить цели, планировать работу с текстовыми, слайдовыми, наглядными изображениями.
Познавательные действия:
- оценивать качество выполненной работы;
- действовать по составленному плану и алгоритму;
- осуществлять самоконтроль.
Познавательная деятельность:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- овладение умением построения росписи.
Коммуникативные:
- умение рационально организовать рабочее место;
- продолжить формирование способностей к согласованным действиям с учетом позиции других;
- владеть нормами общения на уроке;
- выбирать стратегии общения;
- регулировать собственное речевое поведение.
Личностные
- формирование когнитивного компонента гражданской идентичности;
- знание истории возникновения Орловского списа;
- в результате урока смогут сформировать:
1. собственное мнение о значении и эстетике выполнения Орловского списа;
2. уважительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в целом.
Понятия:
Орловский спис; бранка; «Древо», «Древо Жизни», «Птица-Пава», «Лягушка», «Двуглавый орел».
Содержательный стандарт:
Учащимся предстоит узнать символический язык Орловского списа.
Описание урока:
Учащиеся узнают, в чем секрет орловской вышивки и почему на протяжении многих веков женщины украшали вышивкой тканые изделия.
Оборудование и материалы:
Иллюстративный материал с изображениями мотивов Орловского списа (иллюстрации с элементами вышивки).
Старинные музейные экспонаты (полотенца, скатерти).
Музыка (Евгений Дербенко)
Художественные материалы (цветная бумага, ножницы, альбомы).
Раздаточный материал (карта урока, методические материалы).
Компьютер, проектор, экран.
Тип урока:
Комбинированный
План урока:
Приветствие и просмотр ролика.
Формулировка учащимися темы урока и цели.
История возникновения и развития Орловского списа.
Элементы, из которых состоит вышивка.
Оздоровительный момент.
Техника выполнения Орловского списа.
Выставка, заполнение оценочных листов.
Подведение итогов. Обсуждение задания.
Домашнее задание.
Ход урока:
Орг. Момент (1-2 мин.)
1 слайд.
Прозвенел звонок веселый!
Он позвал ребят всех в класс!
Скажем дружно:
- Здравствуй, школа!
- Все готовы?
- Да!
- А какой урок сейчас?
- Рисование у нас!
- А теперь я прошу вас проверить, как организовано ваше рабочее место.
(Дети: проверяют готовность рабочего места)
Актуализация знаний (1-2 мин.)
- Итак, ребята! Сейчас вы посмотрите видеоролик, из которого узнаете, о чем же мы сегодня с вами будем вести разговор.
(просмотр видеоролика)
- А теперь посмотрите на эти прекрасные старинные предметы. Как они оформлены? В какой технике? Где вы встречались с данными видами техники?
(Учащиеся: у бабушки, в музее, в журналах, передачах, кино).
- Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами поговорим?
(Учащиеся: о вышивке, о полотенцах, предметах быта наших предков)
(Отвечая на вопрос, формулируют тему урока).
- Как вы думаете, с помощью, каких известных вам инструментов, материалов выполняется вышивка Орловский спис?
(Учащиеся: нитки, иголки, схемы вышивки)
- На каких материалах его можно выполнить?
(Учащиеся отвечают: ткань).
- Хорошо. Найдите на странице 45 учебника описание сюжета вышивки и само изображение. Ответьте на вопросы.
(вопросы на слайде)
- Как называется сюжет вышивки?
(встреча весны)
- Почему фигуры женщин и всадниц на конях выглядят необычно, странно?
(фигуры символизируют приход весны)
- Что называется орнаментом? (Слайд 3)
(Ритм, который создается чередованием повторяющихся мотивов)
Целеполагание и планирование (1-2 мин.)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.
(Учащиеся: рисовать полотенца, вышивать, делать аппликации)
- Молодцы! А теперь я предоставляю слово тем, кто подготовил сообщения об истории вышивки.
Изучение нового материала (10 мин)
-После того, как вы прослушаете сообщение, вам будет нужно ответить на следующий вопрос: зачем русские женщины занимались рукоделием?
Слайд 4. 1. Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Это занятие было традиционным для русской женщины. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца и многое другое.
- Следующее выступление поможет вам ответить, какое еще значение имела вышивка для наших предков?
Слайд 5.
2 Вышивка, по народному поверью, должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. В орнаменте женщина старалась передать увиденные цветы, птиц, животных, но в фантастических образах.
- А теперь вам нужно будет ответить: какие древние символы использовались в Орловской вышивке?
Слайд 6. 3. В Орловской вышивке очень богат красочный декор, драгоценное узорочье древних образов: древа жизни, женского божества, птицы, коня, оленя и барса.
- Этот слайд поможет нам узнать, какова была цветовая гамма вышивки и почему именно эти цвета использовались.
Слайд 7,8. 4. Здесь вы видите женский образ – символ плодородия и возрождения жизни, берегиню. Ткачихи и вышивальщицы любили делать узоры красного цвета. Это придавало полотенцу более торжественный вид. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Белый цвет олицетворял женское начало.
Спасибо за выступления. Итак, ребята уже рассказали нам немного об Орловской вышивке, я продолжу. Прослушаете, пожалуйста, внимательно то, о чем я буду говорить, и в ходе моего рассказа сделайте записи в карту урока.
История возникновения и развития Орловского списа.
Корни этой вышивки уходят в глубокую старину, в те времена, когда на территории Орловщины жило племя вятичей. Родина Орловского списа – несколько сел и деревень под Орлом. Главная особенность техники «Орловский спис» - это текучесть, своеобразное переливание одной формы в другую. Существует легенда: Зимним вечером сидела за вышивкой крепостная девушка, задумалась о чем-то, да загляделась на морозные окна, даже сама не заметила как "списала", перенесла морозные узоры на свое изделие. Так, по преданью, и появилась на свет редкая техника вышивки "Орловский спис".
Рефлексия 1 мин.
Возьмите, пожалуйста, карту урока, которая лежит на столе, и выполните задание №2. На это у вас одна минута, приступаем.
- работа с картой урока ( напишите на каких изделиях можно выполнять Орловский спис) .Время закончилось, отложите в сторону, обратите внимание на тот материал, который у вас на парте, прочитайте и выпишите в карту урока элементы, из которых состоит вышивка Орловский спис.
2. Элементы, из которых состоит Орловский спис- найдите сюжеты росписи в раздаточном материале и запишите в карту урока.
Все справились, все было понятно?
(Учащиеся: работают в малых группах, записывают в карту урока элементы вышивки. Самыми популярными сюжетами этой старинной вышивки являются «Лягушка», «Древо», «Древо Жизни», «Птица-Пава», а позже возник и «Двуглавый орел».) И так, я вижу, что вы устали давайте проведем музыкальную паузу.
3. Оздоровительный момент. 1-2 мин.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.
Ну как отдохнули? Продолжим нашу работу.
Включение нового знания в систему знаний (закрепление)20 мин.
А сейчас под музыку нашего Орловского композитора и исполнителя Евгения Дербенко мы будем выполнять композицию Орловского списа.
Организация работы по выполнению в начале элемента Орловского списа.
(Учащиеся выполняют подзоры, элементы вышивки)
Возьмите белый лист бумаги, сложите его как веер, надрежьте с боков узорчики как снежинки. Расправьте вот у нас и получились кружева для нашего с вами полотенца. Теперь мы вырежем вышивку, возьмите шаблоны и обведите их на материале. Вырезаем нашу вышивку.
2.Организация работы по выполнению небольшой композиции в технике Орловского списа.
Молодцы, дальше мы с вами начнем собирать наше полотенце, возьмите серый лист бумаги, приклейте в низу наши кружева, потом ленточку, а за тем в серединке листа белый лист, туда расположите по середине нашу вышивку. Сверху можно оформить так же разнообразными фигурами.
И так вот у нас с вами получилось наше полотенце.
(Учащиеся собирают все элементы в единую композицию (полотенце).Рефлексия
Скажите пожалуйста, всем все понятно было, были какие трудности во время выполнения работы.
(Учащиеся: да все понятно, нет трудностей не было, все понравилось)
Делаем мини выставку работ учащихся (2-3мин.)
А теперь ребята давайте организуем мини выставку и прокомментируем работы.
(Учащиеся: все работы хорошие, мне нравиться больше всего у Алины)
Спасибо.
Работа с оценочным листом. (1-2мин.)
Возьмите, пожалуйста, свои листы самооценки и поставьте себе баллы.
- проверяем лист самооценки;
- выставляет и комментирует отметки.
Домашнее задание(1-2мин.)
(должно быть вариативным)
- найдите в интернете, где в наши дни мы можем встретить элементы Орловского списа.