Краткосрочный план по географии на тему Восточно-Европейская равнина (8 класс)


Класс: 8 «Б»
Дата:
Тема: «Восточно – Европейская равнина»Цельурока: сформировать знания учащихся о географическое положение равнинырельеф и геологическое строение равнины; полезные ископаемых равнины; климате; рек и озерах; природных зонах ;растительном и животном мире.
Оборудование: физическая карта Казахстана; атлас.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Опрос домашнего задания: «Мозговая атака»
III. Изучение нового материала
1. Этап «Вызов». Прием «Зигзаг» - основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изученной темы.    Этот прием применяется на текстах меньшего объема. Текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме.
2. Этап «Осмысление». Прием «Чтение с остановками» - чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании.
Класс делится на группы : геологи, климатологи, гидрологи и биологи. У каждого из учащихся на парте лежит жетон, цвета у этих жетонов разные. У тех ребят чей жетон имеет зеленый цвет, будут в роли геологов; желтый цвет- климатологи; голубой цвет- гидрологи, красный цвет- биологи. Учащиеся объединняются по группам. У каждой группы специалистов будет свое индивидуальное задание. Геологи
Задание № 1 «Составление карты»
1. Составить карту тектонического строения Восточно-Европейской равнины (стр 169)
2. Выделить границу Казахстана (красный цвет)
3. Выделить границу Восточно-Европейской равнины (черный цвет)
4. Подписать карту «Тектоническое строение Восточно-Европейской равнины» (печатными буквами, черный цвет)
5. Нанести на карту полезные ископаемые равнины (стр 75)
6. Подписать в правом нижнем углу условные обозначения
Задание № 2 «История формирования Восточно-Европейской равнины»
1. Рассказать о периодах формирования провинций Восточно-Европейской равнины ( Жайык-Жемского, Общего Сырта, Прикаспийской низменности)
Задание № 3 «Разгадать кроссворд»
1. В какой период сформировался Общий Сырт?
2. В конце какой эпохи возникло Жайык-Жемское плато?
3. Окончательно сформировалась Прикаспийская низменность в конце эпохи…
4. Река Общего Сырта?
5. Озеро Прикаспийской равнины?
6. Река Жайык-Жемского плато?
7. Полезное ископаемое Восточно-Европейской равнины?
8. Пески Прикаспийской низменности?
Задание № 4 «Сделать вывод»
Ответить на вопросы:
1. К какой платформе относится Восточно-Европейская равнина?
2. В какой период сложилась равнина?
3. На какие провинции делится? Как эти провинции расположены относительно друг друга?
4. Показать на карте провинции
Климатологи
Задание № 1
1. Составить климат-диаграмму города Уральск (используя данные на стр 260, 267)
2. Провести анализ, показать месторасположение города
Задание № 2
1. Составить климат-диаграмму города Атырау (используя данные на стр 260, 267)
2. Провести анализ, показать месторасположение города
Задание № 3
1. Составить климат-диаграмму города Актау (используя данные на стр 260, 267)
2. Провести анализ, показать месторасположение города
Задание № 4 Сделать вывод по климату Восточно-Европейской равнины, ответив на вопросы:
1. Различается ли климат в провинциях Восточно-Европейской равнины
2. Есть ли разница между климатом севера и юга (анализ климатов городов)
3. С чем это связано?
Гидрологи
Задание № 1
1. Дать полную характеристику реки Жайык (Урал), используя план в тетради; можете также использовать данные на стр 261
2. Показ по карте
Задание № 2
1. Дать полную характеристику реки Жем (Эмба), используя план в тетради; можете также использовать данные на стр 261
2. Показ по карте
Задание № 3
1. Дать полную характеристику реки Ойыл (Уил), используя план в тетради; можете также использовать данные на стр 261
2. Показ по карте
Задание № 4
Сделать вывод о гидрографии региона, ответив на вопросы:
1. Какие реки протекают на данной равнине? Показать
2. Какое озеро находится на данной равнине? Показать
3. Что общего у этих рек и какие есть различия?
4. Богат ли район Восточно-Европейской равнины внутренними водами?
Биологи
Задание № 1 Характеристика природной зоны- степи
1. Какие почвы характерны для данной зоны?
2. Выбрать и наклеить растения и животных, характерных для вашей зоны
Задание № 2 Характеристика природной зоны- полупустыни
1. Какие почвы характерны для данной зоны?
2. Выбрать и наклеить растения и животных, характерных для вашей зоны
Задание № 3 Характеристика природной зоны- пустыни
1. Какие почвы характерны для данной зоны?
2. Выбрать и наклеить растения и животных, характерных для вашей зоны
Задание № 4 Сделайте вывод о природных зонах, растительном и животном мире Восточно- Европейской равнины, ответив на вопросы:
1. Какие зоны пересекают равнину?
2. С чем связано распространение именно этих природных зон?
3. Какие экологические проблемы наблюдаются на территории Восточно-Европейской равнины?
4. Построить карту природных зон Восточно-Европейской равнины
IV. Этап «Рефлексия». Рефлексия «На ладошке « (на ладошке написать ответы на вопросы + или - ) Раздать ученикам в начале урока: заготовка рис. Ладошки (или нарисовать свою)
Сегодня я научился чему-то новому
сегодня я активно участвовал в работе группы
я внес весомый вклад в проект
мне было комфортно
я жду следующего занятия, т.к. мне было интересно
V. Закрепление материала:
Тестирование:
А1.Восточно-Европейская платформа сформировалась в период:
в архее и раннем протерозое
в ранем палеозое
в позднем протереозое и палеозое
в кайнозое
в мезозое
А2. Общий Сырт сформироваласы в
в неогеновый период
в палеогеновый период
в четвертичный период
в юрский период
в меловой период
А3. Основные богатства Восточно-Европейской равнины:
уголь и газ
нефть и медные руды
нефть и газ
нефть и уголь
каменный уголь
А4. Между Прикаспийской низменностью и Мугалжарами расположено:
Торгайское плато
Туранская равнина
Плато Бетпакадала
Жайык-Жемское плато
А5. Самые крупные реки казахстанской части Восточно –Европейской равнины:
Сырдария, Жайык, Жем
Ойыл, Есиль, Жайык
Жем, Ойыл, Жайык
Ертис, Жайык, Ойыл
Тобыл, Есиль, Шу
В1. Вставьте пропущенные слова:
1. На востоке Восточно-Европейская равнина граничит с ..., на юго – востоке с ..., а на юге с ... .
2: Прикаспийская низменность расположена между возвышенностью ... на севере, ... на востоке и ... на западе.
3. Прикаспийская низменность когда-то была ... моря.
4. В Тенизе, Карашыганаке, Жанажоле пробурены ... и ... скважины.
5. Основные почвы полупустынь ... .
6. На юге Прикаспийской низменности расположена ... зона.
VI. Домашнее задание:. На контурную карту нанести по памяти провинции Восточно-Европейской равнины; параграф 43