План работы кружка «Волшебные пальчики» по организации развития творческого потенциала детей через использование нетрадиционной техники в изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации) с детьми в средней группе на 2014-2015 учебный год.

МАОУ «Зиновская средняя общеобразовательная школа»
структурное подразделение детский сад «Колосок»































Воспитатель:
ПАНИЧЕВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА


2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка

Каждый дошкольник - это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий, для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее, детские занятия, тем успешнее идет их развитие, реализуются потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. При работе над темой «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей» мне стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для детей.
Поэтому, организуя совместную деятельность воспитателя и детей, основной формой которых является беседа и показ способа изображения, я стала знакомить детей с нетрадиционными техниками изображения. Дети учатся изображать окружающий мир разными приемами. Эти занятия помогают развивать творческие способности, стимулируют познавательную активность детей, развивают мелкую моторику. Нетрадиционные техники, помогают детям обрести уверенность с своих силах, почувствовать желание и интерес к изобразительной деятельности. А главное, позволяет каждому ребенку получить удовольствие от процесса рисования и порадоваться результатам своего труда.


Цель:
Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Задачи:
Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.

Организация занятий кружка:
Одно занятие 1 раз в неделю в четверг во второй половине дня.
Продолжительность занятия: 15-20 минут.

Методическое обеспечение:
акварельные краски, гуашь;
восковые и масляные мелки, свеча;
ватные палочки;
печатки поролоновые, из картофеля;
коктейльные трубочки;
палочки или старые стержни для процарапывания;
матерчатые и влажные салфетки;
стаканы для воды;
кисти, подставки под кисти;
клей ПВА
цветная бумага, картон.

Нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью.
Рисование пальчиками.
Рисование ладошкой.
Оттиск поролоном.
Оттиск смятой бумагой.
Восковые мелки и акварель.
Свеча и акварель.
Монотипия предметная.
Кляксография.
Набрызг.
Отпечатки листьев.
Обрывная бумага.
Мозаика.

Ожидаемый результат работы кружка:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.







Тема занятия
Нетрадици-онные техники
Программное
содержание
Материал

СЕНТЯБРЬ

1
Укрась вазу для цветов
Печать (печатками, по трафаре-ту) «знако-мая форма новый образ»
Закрепить умение состав-лять простые узоры, используя технику печа-тания и технику «старая форма новое содержание» для рисования фор-мы вазы. Развивать чув-ство композиции.
Предметы круг-лой и овальной формы (напри-мер, поднос, блюдце), печат-ки и трафаре-ты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках.

2
Ежики
Тычок жест-кой полусу-хой кистью, оттиск смя-той бумагой
Закрепить умение пользо-ваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выпол-нять рисунок тела ежика (овал) тычками без пред-варительной прорисовки карандашом. Учить до-полнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.
Иллюстрации с изображением ежей, жесткая кисть, смятая бумага, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей.

3
Ветка рябины
с натуры
Рисование пальчиками
Учить анализировать на-туру, выделять ее приз-наки и особенности. Закрепить умение рисо-вать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чув-ство композиции, цвето-восприятие.
Лист формата А4, ветка ряби-ны, гуашь (в том числе оран-жевая и алая) в мисочках, кисти.

4
Мое любимое дерево осенью
Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия
Учить отражать особен-ности изображаемого предмета, используя раз-личные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре : мо-нотипия, в октябре набрызг по трафарету, в ноябре печатание пе-чатками). Учить соотно-сить количество листьев и цвет (в сентябре листь-ев много, они желто- зе-леные, в ноябре листьев мало, зеленых нет). Развивать чувство ком-позиции, совершенство-вать умение работать в данных техниках.
Уголь, сангина, печатки, тра-фарет, жесткая кисть, бумага формата А4 го-лубого и серого цвета, кисти, гуашь, иллюст-рации, эскизы пейзажей осени (по месяцам).

ОКТЯБРЬ

1
Подсол-нух
Печатки, аппликация
Познакомить с техникой печатания. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

Иллюстрации с изображением подсолнуха, печатки из картофеля, дробленные семена гороха.

2
Осенние деревья
Рисование пальчиками
Учить анализировать на-туру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисо-вать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чув-ство композиции, цвето-восприятие

Иллюстрации с изображением деревьев в осе-нний период, краски, листы бумаги.

3
Веселый дождь
Обрывная бумага, аппликация
Совершенствовать уме-ния и навыки в свободном эксперимен-тировании с материалами, необходимыми для работы в нетра-диционных изобразитель-ных техниках.
Стихи об осени, дожде, иллюст-рации с дождем

4
Колючий клубок
Рисование ладошками
Закрепить умение поль-зоваться техниками «рисование ладошкой», Учить выполнять рисунок тела ежика (овал) тычками без предва-рительной прорисовки карандашом. Учить до-полнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями

Стихи, загадки и картинки о еже, листы бу-маги, краски, разведенные в блюдцах.

НОЯБРЬ

1
Листопад
Печатки (листья)
Совершенствовать уме-ния и навыки в сво-бодном экспериментиро-вании с материалами, необходимыми для рабо-ты в нетрадиционных изобразительных техниках.
Гербарии листь-ев, иллюстра-ции, картины с изображением осенних пейза-жей, листья, краски, блюдца

2
Наседка и цыплята
Аппликация, оттиск ватными палочками
Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках
Картинки с изображением цыплят, стихи, загадки о цыплятах, образец, листы бумаги с готовым изоб-ражением цып-ленка, краски, цветная бумага, кисти, ватные палочки,клей

3
Веселый барашек
Мозаика
Совершенствовать уме-ния и навыки в свободном эксперименти-ровании с материалами, необходимыми для рабо-ты в нетрадиционных изобразительных техниках.
Стихи, загадки о барашке, образец, листы синего цвета с контурным изо-бражением ба-рашка, белая бумага, нарезан ная на мелкие квадраты

4
Подарки осени
Все техники на выбор ребенка
Совершенствовать уме-ния и навыки в сво-бодном экспериментиро-вании с материалами, необходимыми для рабо-ты в нетрадиционных изобразительных техниках.
Сюжетные
картины

ДЕКАБРЬ

1
Выпал бе-ленький снежок
Ватные палочки
Совершенствовать уме-ния и навыки в свободном эксперименти-ровании с материалами, необходимыми для рабо-ты в нетрадиционных изобразительных техниках.
Загадки о зиме, снеге, листы тонированной бумаги в голу-бой цвет, гуашь белого цвета, образец, ват-ные палочки

2
Снеговик
Оттиск поролоном
Совершенствовать уме-ния и навыки в свободном эксперименти-ровании с материалами, необходимыми для рабо-ты в нетрадиционных изобразительных техниках.
Картинки с изо-бражением сне-говика, образец листы бумаги, кусочки пороло-на, гуашь

3
Дерево в снегу
Набрызг
Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках
Загадки о зиме, сюжетные кар-тины с изоб-ражением зим-них пейзажей, листы бумаги, краски

4
Новогод-няя елка
Рисование сухой истью
Совершенствовать уме-ния и навыки в свободном эксперименти-ровании с материалами, необходимыми для рабо-ты в нетрадиционных изобразительных техниках.
Загадки, стихи, картинки о ел-ке, новогоднем празднике, лис-ты бумаги, гу-ашь, жесткая кисть

ЯНВАРЬ

1
Мои ру-ковички
Аппликация из салфеток
Совершенствовать уме-ния и навыки в сво-бодном экспериментиро-вании с материалами, необходимыми для рабо-ты в нетрадиционных изобразительных техниках.
Образец, стихи о предметах одежды, клей салфетки, ска-танные в шари-ки, листы бумаги

2
Снег
Монотипия. Рисование пальчиками
Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями (см. занятие №17). Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции
Лист формата А4 темно- голу-бого, темно-се-рого, фиолето-вого цветов, черная гуашь или тушь, белая гуашь в мисоч-ках, салфетки, эскизы и иллюстрации

3
Малень-кие птички
Рисование сухой кистью, набрызг
Совершенствовать уме-ния и навыки в свободном эксперименти-ровании с материалами, необходимыми для рабо-ты в нетрадиционных изобразительных техниках.
Листы с кон-турным изобра-жением птички, скатанные в шарики сал-фетки

4
Мороз-ные узоры
Рисование поролоном, свечкой
Учить изображать мороз-ные узоры на окне с по-мощью свечки и поро-лона используя гуашь голубого цвета. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа.


Сюжетные кар-тины, образец, листы бумаги, поролон, свечи, гуашь

ФЕВРАЛЬ

1
Зимняя ночь
Черно-белый граттаж
Познакомить с нетради-ционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Учить переда-вать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих
Лист полукарто-на или плотной бумаги, свеча, тушь + жидкое мыло, кисть, за-остренная па-лочка, эскизы, иллюстрации

2
Мои любимые снежинки (декоративные)

Учить украшать тарелоч-ки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать в ми-сочке белую гуашь с си-ней, фиолетовой. Разви-вать воображение, чувст-во композиции
Тарелочки и подносы, вырезанные из чер-ной бумаги, бе-лая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюст-рации, эскизы

3
Волшеб-ные шарики для папы
Аппликация из целофана
Совершенствовать уме-ния и навыки в свободном эксперименти-ровании с материалами, необходимыми для рабо-ты в нетрадиционных изобразительных техниках.
Сюжетная кар-тина «Наши за-щитники», об-разец, формы круга, овала из целлофана, листы бумаги, клей, кисти

4
До свида-ния, зимушка-зима
Все техники
Совершенствовать уме-ния и навыки в сво-бодном экспериментиро-вании с материалами, необходимыми для рабо-ты в нетрадиционных изобразительных техниках.
Ватные палоч-ки, жесткие кисти, шарики из салфеток, мятая бумага, печатки

МАРТ

1
Краси-вый цве-ток для мамы
Рисование на воздуш-ном шаре
Совершенствовать уме-ния и навыки в свободном эксперименти-ровании с материалами, необходимыми для рабо-ты в нетрадиционных изобразительных техниках.
Сюжетная кар-тина «Мамин праздник», об-разец, воздуш-ные шары, кис-ти, краски

2
Зимние сосульки
Обрывная бумага
Совершенствовать уме-ния и навыки в свободном эксперименти-ровании с материалами, необходимыми для рабо-ты в нетрадиционных изобразительных техниках.
Картина «Вес-на», листы голу-бого, белого цвета, кисти, печатки в виде капельки, белая краска

3
Подснежники
печатки
Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках
Печатки в виде цветков и ле-пестков подс-нежников, лис-ты тонирован-ной бумаги, краски белого , зеленого цвета.

4
Кошечка
Рисование сухой кистью
Совершенствовать уме-ния и навыки в свободном эксперименти-ровании с материалами, необходимыми для рабо-ты в нетрадиционных изобразительных техниках.
Игрушка ко-шечка, образец, листы бумаги с контуром кош-ки, жесткая кисть , краски

АПРЕЛЬ

1
Удиви-тельный космос
Рисование мыльными пузырями, томпониро-вание
Совершенствовать уме-ния и навыки в свободном эксперименти-ровании с материалами, необходимыми для рабо-ты в нетрадиционных изобразительных техниках.
Образец, том-поны (колпачки от фломасте-ров, внутри по-ролон)

2
Цыпле-нок
Аппликация
Закрепить умения продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры цыпленка
Сюжетные кар-тинки, шарики из салфеток, клей, кисти

3
Первые пушистики (мать-и-мачеха)
Рисование сухой кистью
Совершенствовать уме-ния и навыки в свободном эксперименти-ровании с материалами, необходимыми для рабо-ты в нетрадиционных изобразительных техниках.
Сюжетная кар-тина, листы бу-маги, жесткая кисть, краски

4
Весенняя полянка
Выдувание красок
Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках
Сюжетная кар-тина, листы бу-маги, коктей-льная трубочка, краски, ватные палочки

МАЙ

1
Божья коровка
Рисование по трафаре-ту
Учить создавать образ божьей коровки, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник

Картинка, краски, трафа-рет

2
Греет, греет солныш-ко
Аппликация из пшена и рваной бумаги
Совершенствовать уме-ния и навыки в свободном эксперименти-ровании с материалами, необходимыми для рабо-ты в нетрадиционных изобразительных техниках.
Цветная бума-га, клей, крупа

3
Красивая бабочка
Монотипия
Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать бабочку в технике монотипии

Листы, согну-тые пополам, краски, кисти

4
Вишня в цвету (с натуры)
Рисование пальчиками, тычками
Закрепить умения продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размер вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка
Цветущая вишня в вазе, тарелочка для смешивания красок, тычок (палочка с ваткой), салфетки, гуашь, кисти, бумага формата A3 голубого или темно- голубого цвета, педагогические эскизы































































































План работы кружка «Волшебные пальчики» по организации развития творческого потенциала детей
через использование нетрадиционной техники в изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации)
с детьми в средней группе на 2014-2015 учебный год.

Руководитель кружка: Паничева Светлана Валерьевна, воспитатель.



15