Комплексная работа с текстом

К.Я. Крыжицкий.
Лес зимой. 1906
ЯНВАРЬ
Январь месяц больших м__лчаливых снегов. Пр__летают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепч__т(?)ся, зашепч__т(?)ся деревья: что-то творится в лесу. К утру станет видно: пр__шла настоящая зима! Лес ут__нул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяж__лые головы, застыли скорбные белые деревья.
Вместе со снегом налетели и набежали дикови__ые невиданные существа. Они ра__селись по пням и сучкам в__карабкались на елки и сосны – стра__ые белые ф__гурки, (не)подвижные, (не) знакомые, но на что-то очень похожие
Тут вылез из сугроба лесной человеч__к в огромной белой папах__ . Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сл__жил он белые лапки на белое пуз__чко, м__лчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Аленушка: склонила голову на плечо, подперла белой л__дошкой белую щ__чку. Обл__скало солнышко пр__горюнившуюся Аленушку и с м__хнатых хвойных ресниц ее закапали слезы
А вот зверек-оборотень. Сделай шаг в сторону, посмотри чуть со стороны – и обернется зверек простым сучком, запорошенным снегом. Вот птица не птица, зверь не зверь: пальц__м тронь – ра__сыплется в прах.
Белые медведи и белые совы. Зайцы куропатки белочки. Сидят лежат и в__сят.
Полон лес дикови__ых птиц и зверей. Хоч__шь увид__ть их – поторопись. А то дун__т ветер – поминай как звали!
(Н.Сладков)









Фамилия и имя ученика__________________________________________
Класс__________________________________________
Оценка__________________________________________

Грамматические задания

1. Каковы стиль и тип данного текста?
2. Определите основную мысль этого текста.
3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания: одно тире и пять запятых.
4. Определите разряд по значению всех имен прилагательных в тексте.
5. Образуйте все возможные формы степеней сравнения от прилагательных: простой, большой.
6. Каким цветом «окрашена» вся пейзажная зарисовка? Выпишите имя прилагательное, обозначающее этот цвет, подберите к нему синонимы.
7. Напишите сочинение-миниатюру «В
· гостях у заснеженного леса». Используйте в нем сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета.
И.С. Горюшкин-Сорокопудов.
«Солнце – на лето. Зима – на мороз». 1910-е
ФЕВРАЛЬ
Св__стит косая м__тель – белая метла дороги м__тет. Дымят(?)ся сугробы и крыши. Рушат(?)ся с сосен белые вод__пады. Скользит по застругам ярос(?)ная поземка. Февраль летит на всех п__русах!
Гонят(?)ся вихри за санями машинами кружат х__р__воды вокруг домов зам__тают пути-дороги.
Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом – снег__ворот. Над каждой елью – белые флаги.
Завевает кружит занос__т. Св__стит скулит воет. Леп__т в глаза в спину толка__т дышать (не)дает.
Тучи-снег__сыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снег__веи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети. Круг__верть от земли и до неба!
(Н.Сладков)




















Фамилия и имя ученика__________________________________________
Класс__________________________________________
Оценка__________________________________________
Грамматические задания

1. Каким настроением проникнута эта миниатюра?
2. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
3. Выпишите глаголы, создающие динамику текста. Определите их спряжение.
4. Выпишите из текста наиболее яркие тропы, создающие художественный образ февраля и настроение текста: олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения.
5. Подчеркните в тексте слова, образованные сложением основ, выделите в них корни.
6. Выпишите антонимы.
7. Найдите в тексте сложное предложение и произведите его синтаксический разбор.
8. Определите лексическое значение слова заструг.
9. Сочините стихотворение-метафору «Февраль » по следующей структуре: в нем должно быть шесть строк – шесть характеристик февраля, расположенных в такой последовательности: цвет, вкус, запах, внешний вид, звук, качество личных переживаний. Помните, что в стихотворении-метафоре необязательна рифма, но должен ощущаться ритм.