Конспект урока по окружающему миру на тему Полезные ископаемые (4 класс)

Проект урока окружающего мира в 4 классе
с использованием электронных образовательных ресурсов

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Цель: создать условия для успешного усвоения знаний по теме «полезные ископаемые»

Задачи:
сформировать понятие «полезные ископаемые»;
познакомить с разнообразием полезных ископаемых и способами их добычи;
познакомить с условными знаками полезных ископаемых;
развивать познавательную активность; умение характеризовать объекты окружающего мира; экологическое мышление;
воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Основное содержание темы, термины и понятия:
познакомить с терминами «полезные ископаемые», «месторождение», «геолог»;
познакомить с условными знаками полезных ископаемых и способами добычи;
формировать умение работать с картой «Полезные ископаемые»;
указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае.

Планируемые результаты:
Личностные:
Умение:
ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;
аргументировано отстаивать свою точку зрения;
оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила бережного использования полезных ископаемых;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные
Познавательные:
Умение:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один ша;
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:
Умение:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные:
Умение:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом (ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере: знакомство с терминами месторождение», «Полезные ископаемые», «геолог»; умение работать с картой «Полезные ископаемые»; условные знаки полезных ископаемых, способы добычи; указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае.
В ценностно-ориентационной сфере: воспитание позитивно эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; бережного использования полезных ископаемых.

Организация образовательного пространства
Оборудование:
карта «Полезные ископаемые»;
карточки для фиксации выводов;
листы бумаги;
образцы полезных ископаемых;
картинки с методами исследований.
Инновационное оборудование:
Используемое инновационное оборудование:
Компьютер, проектор, экран (или интерактивная доска)
Система мониторинга и качества знаний PROCLASS
Документа - камера
Цифровая фото- или видеокамера
Ресурсы, в том числе электронные:
Мультимедийная презентация.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ребусы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Кроссворд.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Межпредметные связи:
русский язык;
математика.
информатика
Формы работы:
фронтальная (Ф);
в группе (Г);
в паре (П);
индивидуальная (И).

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель:
стимулирование интереса учащихся к изучению темы;
выявление имеющихся знаний по теме.

Ситуативное задание:
Задание: «Полезные ископаемые». Ребусы.
Форма работы: Ф
Используемое инновационное оборудование:
Для демонстрации презентации и ребусов рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску), документ-камеру.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учитель. Отгадайте ребусы.
Объедините их. (Полезные ископаемые)
Презентация (слайд 2)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.
Презентация (слайд 2)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

Учитель. О каких богатствах пойдет речь? (О полезных ископаемых)
Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?
Что называют ископаемым?
Почему они полезные?
Какие бывают полезные ископаемые?
Как находят полезные ископаемые? Кто их находит?
Как добывают полезные ископаемые?
Какие полезные ископаемые есть в нашем крае?

Как можно что-то исследовать? Какими методами? (Как можно получить информацию?)
Используемое инновационное оборудование:
Для показа картинок рекомендуем использовать документ-камеру.

Учитель вывешивает картинки в соответствии с ответами детей.
Наблюдать (глаз); прочитать (книга); спросить у кого-то (дети спрашивают у взрослого); поиск в Интернете (компьютер); позвонить другу (телефон); телепередачи (телевизор); Подумать – «я знаю!» (!))

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цель: формировать понятие «полезные ископаемые», «месторождение»; познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи; с условными знаками полезных ископаемых.

Учебные задания и методы работы с информацией
Задание 1: Знакомство с понятиями «полезные ископаемые», «месторождение».
Форма работы: Г (П)
Используемое инновационное оборудование:
Для показа карточки для фиксации выводов рекомендуем использовать документ-камеру.
Для показа презентации рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску).

Класс делится на группы.

Учитель. Найдём ответ на вопрос «Что такое полезные ископаемые? Месторождения?» Выберите метод, при помощи которого вы будете добывать информацию. Свои выводы запишите в карточке.

Карточка для фиксации выводов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Группы выбирают метод исследования, например: «знаю», «спросить», «позвонить», «в словаре», «в учебнике».

Учитель. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности, - это полезные ископаемые.
Презентация (слайд 3)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.
Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Где они встречаются? (Они встречаются во всех районах нашей страны)
Как называются скопления полезных ископаемых? (Скопление полезных ископаемых называют месторождениями).
Презентация (слайд 3)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.

Задание 2: «Разнообразие полезных ископаемых». Практическая работа.
Форма работы: Г
Используемое инновационное оборудование:
Для демонстрации иллюстраций рекомендуем использовать документ-камеру, компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску).
Для работы по группам рекомендуем использовать цифровую фото- или видеокамеру.

Группы выбирают метод исследования: «знаю», «наблюдать», «позвонить», «спросить», «в учебнике».

Учитель. Какие полезные ископаемые вы знаете?
Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве, другие служат топливом, а каменную соль, например, человек использует для приготовления пищи.
Полезные ископаемые. Иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Учитель. Прочитайте в учебнике, на какие группы можно разделить полезные ископаемые?
Полезные ископаемые делятся на твёрдые, жидкие, газообразные.
1.Твердые полезные ископаемые.
Неметаллические полезные ископаемые. Иллюстрация.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.Жидкие полезные ископаемые.
3.Газообразные полезные ископаемые.
Горючие полезные ископаемые. Иллюстрация.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой) и план его описания.
План описания.
Напиши название полезного ископаемого.
Определи его свойства (в учебнике)
Где используется это полезное ископаемое?
Есть ли оно в нашем родном (городе, селе, республике и т.д.), если есть, знаешь ли ты где? (Можно пользоваться картой «Полезные ископаемые»)
Работая в группе, дети определяют свойства своего полезного ископаемого, а затем вместе с учителем заполняют таблицу на доске.
Название
Свойства
Использование
В родном населенном пункте

1.
 
 
 

2.
 
 
 

Учитель. Группы готовы, заполняем таблицу на доске.
Используемое инновационное оборудование:
Для демонстрации таблицы рекомендуем использовать документ-камеру, компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску). Для проверки выполнения задания на интерактивной доске обучающиеся смогут заполнить таблицу.

Дети отвечают, учитель (обучающийся) записывает.

Группа 1
Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета.
Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.

Учитель. И, действительно, миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)

Группа 2
Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, серого цвета, основное свойство – прочность.
Используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется – им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

Учитель. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

Группа 3
Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета.
Используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.

Учитель. Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.

Группа 4
Железная руда – твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета.
Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл.

Учитель. Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки железной руды притягиваются к магниту. В Хакасии найдено в 130 местах. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду.

Группа 5
Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.
Используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.
Встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое.

Учитель. Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

Группа 6
Известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета.
Используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

Физминутка
Учитель. Я называю слова, если вы услышали название полезного ископаемого – хлопаете, другие вещества (неживой природы) – топаете, предметы живой природы – приседаете:
Торф, уголь, лес, нефть, молоко, вода, лёд, птицы, железная руда, графит, иней, соль, кирпич.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель: стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий частично-поискового и эвристического характера; научить школьников ориентироваться в разных вариантах выполнения задания и планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

Варианты заданий
Задание 1: Знакомство с профессией геолога.
Презентация (слайд 4)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Используемое инновационное оборудование:
Для показа презентации рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску), документ-камеру.

Учитель. Ребята, скажите, а кто же ищет полезные ископаемые? (Геологи)

Рассказ геолога (подготовленного ученика):
Я – геолог, специалист по геологии. А геология – наука о том, как ищут полезные ископаемые. В недрах Земли есть нефть, уголь, руды металлов, строительные материалы и драгоценные камни, вода. Настоящему разведчику земных недр нужны немалая физическая сила и выносливость, смелость и настойчивость. Главный закон жизни геологов – дружба, взаимовыручка. Раньше поиск земных богатств вели с помощью кирки, лопаты, бура. Теперь заглянуть в глубь Земли помогают сложные приборы. К услугам геологов самолёт, вездеход, многие расчёты выполняет компьютер и другие сложные приборы.
Наука геология очень сложна. Геологу нужно знать физику и химию, географию и биологию, математику и историю. Нужно уметь работать с микроскопом, уметь составлять схемы, таблицы, карты. В результате долгой, кропотливой работы многих людей рождается вывод: где лежит нужный минерал, много ли его, как к нему удобнее подступиться.
Ещё изучены не все недра нашей необъятной страны.

Учитель. Так чем же занимаются геологи? (Разведкой полезных ископаемых)

Задание 2: «Условные знаки полезных ископаемых». Работа по карте.
Форма работы: Г (П)
Используемое инновационное оборудование:
Для демонстрации карты, иллюстраций рекомендуем использовать документ-камеру, компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску).

Презентация (слайд 5)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Группы выбирают метод исследования: «наблюдать», «спросить», «позвонить», «помощь компьютера».

Учитель. Сейчас вы тоже будете геологами, но у вас задача проще. Чтобы «отыскать» богатые кладовые Земли, нужно знать условные знаки, которыми обозначают на карте полезные ископаемые.
Найдите на карте то место, где добывают каменный уголь (не забывайте об условном знаке), золото, природный газ, железные руды, медные руды, нефть.
Какие полезные ископаемые есть в нашем крае?
Метод исследования – личный опыт, наблюдения.

Задание 3: «Добыча полезных ископаемых»

Презентация. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дополнительно можно заслушать готовые сообщения детей.
Уголь
Уголь. Иллюстрация.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Основные залежи угля находятся в Сибири. Добывают уголь двумя способами: в карьерах и шахтах. Так как уголь в основном находится глубоко под землей, второй способ более распространен. В старину уголь добывали киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны дробят пласты угля.

Нефть
Нефть. Иллюстрация. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят высокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится «помогать». Для этого ее выкачивают мощными насосами.
В разные районы страны нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на особых морских судах - нефтеналивных танкерах.

Природный газ
Природный газ. Иллюстрация.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Чтобы добыть природный газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.

Задание 4: «Правила бережного использования». Работа с тестом в учебнике.
Форма работы: Ф
Используемое инновационное оборудование:
Для визуальной работы с текстом рекомендуем использовать документ-камеру.
Для показа презентации рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску).

Учитель. Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
Что же должен делать человек, чтобы по - хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
Прочитайте текст в учебнике, какие правила бережного использования нужно соблюдать?
Обучающиеся читают.

Учитель дополняет.
Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
Добывать природные богатства становится всё труднее.
Чтобы освоить новые месторождения, приходится отправляться в далёкие, труднодоступные места.
Всё дороже обходится каждая тонна добытой руды, угля, нефти.
Бережно, по-хозяйски, используйте все полезные ископаемые!
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

Правила бережного использования:
1.Экономно использовать.
2.Оберегать от пожаров.
3.Соблюдать правила перевозки.
4.Заменять по возможности искусственными материалами.
Презентация (слайд 6)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

IV этап. Диагностика качества освоения темы

Цель: установить степень усвоения темы «Полезные ископаемые»

Варианты заданий
Задание 1: «Свойства полезных ископаемых». Работа по карточкам.
Форма работы: Г
Используемое инновационное оборудование:
Для демонстрации карточки и самопроверки рекомендуем использовать документ-камеру.

Учитель. Под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых. Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка.
Второй вариант - свойства нефти и глины.
1.горючее 9.сыпучее
2.твердое 10.легче воды
3.жидкость 11.газообразное
4.тяжелее воды 12.белого цвета
5.черного цвета 13.пластичное
6.желтого цвета 14.плохо пропускает воду
7.хрупкое 15. коричневого или белого цвета
8.имеет запах

Ответ:
1 вариант
2 вариант

каменный уголь: 1, 4, 5, 7
песок: 2, 4, 6,10, 9;
нефть: 1, 3, 8,11;
железная руда: 2, 4, 5, 14.


Задание 2: «Полезные ископаемые». Кроссворд.
Форма работы: Ф
Используемое инновационное оборудование:
Для демонстрации кроссворда рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску), документ-камеру.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Загадки про полезные ископаемые
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Учитель.
1.Что за странный камень это?
Непонятного он цвета...
Он из зёрен состоит,
Называется:
Гранит

2.Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он - удобрение.
Известняк

3.Это мастep белый, белый, -
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
Мел

4.Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть.
Песок

5.По трубе течет,
пироги печет.
Газ


6.Камни, почву раздробил
Специальный бур -
Из земли фонтан забил,
Маслянист и бур.
Та, что есть в фонтане этом,
Всем нужна зимой и летом.
В ней потом найдут бензин,
И мазут, и керосин.
Нефть

7.Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
Торф

8.Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи:
Руда

9.Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.
Уголь


Задание 3: «Условные знаки»
Форма работы: И
Используемое инновационное оборудование:
Для демонстрации карточки «Условные знаки» рекомендуем использовать компьютер, проектор, экран (или интерактивную доску), документ-камеру. На интерактивной доске обучающиеся смогут соединить линией условный знак и название полезного ископаемого.

Учитель. Вы получили карточки, где нужно соединить линией условный знак и название полезного ископаемого. Будьте внимательны!
Карточка. Условные знаки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Дополнительный материал.
Вопросы «Полезные ископаемые»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Полезные ископаемые. Викторина.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Полезные ископаемые. Географический тест. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цели использования:
закрепить знания о полезных ископаемых;
научиться узнавать полезные ископаемые по условным обозначениям.

Полезные ископаемые. Интеллектуальная игра. Звездный час.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

V этап. Рефлексивная деятельность

Цель: научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.

Самоанализ и самооценка ученика
Задание «Синквейн»
Учитель. Напишите синквейн на тему «Ископаемые»:
1-я строка - название стихотворения, тема (обычно существительное);
2-я строка - описание темы (2 прилагательных);
3-я строка - действие (обычно 3 глагола, относящихся к теме);
4-я строка - чувство (фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме);
5-я строка - повторение сути, «синоним» 1-й строки (обычно существительное).

Образец.
Ископаемые
Полезные, нужные.
Находят, добывают, используют.
Необходимы человеку во все времена.
Недра.

Используемая литература и сайты

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования// Пр. №373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010г.
Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения Начальная школа/ (Сост. Е.С.Савинов(.-М.: Просвещение, 2010.-191с.- (Стандарты второго поколения).
Образовательные программы и стандарты. Тематическое планирование в начальной школе. Программа «Перспективная начальная школа» (компакт-диск) - издательство: «Учитель», Волгоград, 2011.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Образовательная система «Школа 2100». Программа «Окружающий мир»
Рыбъякова О.В. информационные технологии на уроках в начальной школе – Волгоград: Учитель, 2008. – 223 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» содержит богатый методический и дидактический материал для использования в системе образования Российской Федерации (в том числе с использованием интерактивных досок различных статьи из опыта работы, инструкции, разработки уроков с использованием интерактивной производителей (Activeboard, AVerMedia, Hitachi, Panaboard, SMARTboard).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - персональный сайт учителя начальных классов Хабибрахмановой И.Ю.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сокровища Земли. Блог участников учебного проекта «группы кладоискателей» (4 "А" класса)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сайт livelyday.ru создан для того, чтобы помочь уйти от скуки, обыденности, надоевших ритуалов и стандартных поздравлений. В любой, даже самый будничный день, всегда можно привнести немного шуток и юмора. На сайте собраны сценарии праздников, сценки, фразы и афоризмы, тексты поздравлений, описания необычных интересных игр и игрушек.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт обеспечивает возможность бесплатно опубликовать документы учебного характера. Можно опубликовать статью, доклад, иную информацию. В категории справочники - разнообразные справочники, посвященные различным темам. В категории сценарии - несколько сценариев, например выпускных вечеров. Есть рефераты, курсовые работы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт «Горной энциклопедии»
условные знаки_ Заголовок 115