Технологическая карта по окружающему миру Полезные ископаемые.


Технологическая карта урока
Тема: Полезные ископаемые. Р.К. Природные богатства родного края.
Предмет: Окружающий мир 3 класс
Дата проведения: 06.02.2017г
Учитель начальных классов: Сапухина Ольга Юрьевна
Тип урока: объяснение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с горючими, рудными и строительными полезными ископаемыми, с их значением в жизни человека; объяснить понятия «полезные ископаемые», «сплавы», «металлы», «месторождение», «геологи», «руда»; раскрыть их значение в жизни человека; учить различать и называть свойства песка, глины, мрамора, гранита; способствовать формированию умений высказывать предположения, обосновывать собственную точку зрения.
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с понятиями «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение», «руда»; «горючие, рудные и строительные полезные ископаемые»; их значением в жизни человека; научатся называть свойства песка, глины, мрамора, гранита; нефтепродукты Метапредметные:
регулятивные - выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения;
познавательные - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
коммуникативные - разрешать конфликты; выявлять, идентифицировать проблемы; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта; принимать решение и реализовывать его Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач
Образовательные ресурсы: Презентация «Полезные ископаемые», карта полезных ископаемых; коллекции полезных ископаемых, отдельные образцы полезных ископаемых; материал для обучающихся (разноцветные круги,), учебник по окружающему миру II часть и тетрадь для самостоятельной работы («Перспективная начальная школа» авт.: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Окружающий мир. 3 класс), карточки с заданиями для работы в группе.
Организационная структура урока
Этап урока, формы работы Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые
способыдеятельностиобучающегосяОрганизационный момент
II. Актуализация
опорных знаний.
Проверка домашнего задания
Составление кластера на доске
Работа в паре
Проверка по слайду
-Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Всё ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково?
Во!
Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать.
- А теперь, улыбнитесь друг другу.
Садитесь.
- Природа нашей Земли богата и разнообразна. Одни богатства находятся на поверхности, а другие спрятаны глубоко в Земле.
-Мы уже с вами знаем, что горные породы образовались по-разному. Как?
Кластер на доске.
Горные породы
Вулканические осадочные
-Но мы забыли сказать, что горные породы состоят из минералов.
Работа с товарищем по плечу
Задание: Соедините стрелкой горную породу и минерал.
Песок-кварц
Известняк-кальцит
Гранит-кварц, полевой шпат, слюда
Известняк-мел
Грифель –Графит.
Соль-Поваренная соль
-Проверьте по слайду. Оцените работу товарища.
-Для чего нужны горные породы и минералы? При извержении вулкана огненные потоки магмы вырывались из глубин Земли на поверхность, затем остывали.
Это вулканические породы.
Это базальт, гранит.
2.Другие образовались из оказавшихся под водой остатков древних гигантских деревьев, отмирающих частей водных растений, из остатков живых организмов.
В течении многих лет они накапливались и затвердевали. Образовали осадочные породы. Это торф, известняк, каменный уголь
Работа в паре.

-Человек использует для своих нужд.
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
III. Сообщение темы урока.
Открытие нового знания, способа действия.
Понятие «Полезные ископаемые»
Составление кластера
План работы на уроке
Работа по учебнику
Составление кластера
Работа с картой России и Тюменской области
Физминутка
Просмотр фильма «Чем полезны полезные ископаемые»
Работа в группе
Инструкция выполнения задания
Проверка в других группах
Просмотр фильма «Как добывают полезные ископаемые»
Слайд Способы добычи
Организует формулирование темы обучающимися, постановку учебной задачи.
Необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
- Как вы думаете, от какого слова произошло слово «ископаемые»?
- А почему их называют полезными?
-Горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд, называют полезными ископаемыми. Это и будет тема урока.
Горные породы
Вулканические осадочные
Полезные ископаемые
Какие будут цели исследования на уроке?
План.
1.Что такое полезные ископаемые.
2.Как добывают.
3.Где добывают.
4.Как применяются.
5.Есть ли в нашем крае.
Работа с учебником, в группах
--Они бывают разных видов. Каких, вы найдёте в учебнике на стр.16, 1абзац.
Наша страна богата полезными ископаемыми. Какие бывают полезные ископаемые?
Горные породы
Вулканические осадочные
Полезные ископаемые
Твёрдые жидкие газообразные
Скопление полезных ископаемых называется месторождением. Это место, где залегают полезные ископаемые. Многие месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.
- Рассмотрите физическую карту полезных ископаемых России. Найдите условные обозначения. Каждое полезное ископаемое обозначено значком.
- Перечислите, какие полезные ископаемые есть на территории России.
- Рассмотрите полезные ископаемые на территории Тюменской области. Что мы видим?
-Особенно богат рудными полезными ископаемыми и драгоценными камнями – Урал.
Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.Да? – да! ( хлопок над головой).
- Давайте рассмотрим некоторые из них. Посмотрим фильм о полезных ископаемых. Запомните, где применяют эти полезные ископаемые, для того, чтобы заполнить таблицы в группе.
Просмотр фильма 1
-Распределите обязанности в группе, кто будет приклеивать.
Задание: Найдите среди данных
Карточек признаки, относящиеся к данным полезным ископаемым в таблице. Когда найдёте, приклейте напротив этого полезного ископаемого. Если будут трудности, то
обратитесь к учебнику.
-Поменяйтесь группами и проверьте работу другой группы.
Оцените их работу.
-Ребята, чтобы создать такие материалы, вам интересно узнать, как добывают полезные ископаемые?
Посмотрим фильм «Как добывают полезные ископаемые»
Просмотр фильма 2
-Как добывают? Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.
Извлекать, доставать
Необходимые, нужные
Находят в тексте информацию по данному вопросу. Работа в группах.

- Твердые полезные ископаемые: торф, песок, каменный уголь, гранит, алмаз и др.
- Жидкие полезные ископаемые: нефть, минеральная вода.
- Газообразные: природный газ.
Дети смотрят на карту и называют значки. Объясняем, что обозначают значки
Каменный и Бурый уголь, Нефть, Природный газ, Золото и Алмазы, Бокситы, Железные и Оловянные руды
Нефть, Природный газ, Железные руды, Каменный уголь.
Карточки:
1.Каменный уголь, твердый, топливо для жилых домов, фабрик, заводов и для выплавки металлов.
2.Нефть, жидкая, выделяет больше тепла при сгорании, помогает человеку привести в движение все машины и человек создаёт искусственные материалы (керосин, мыло и т. д).
3.Песок, сыпучий, состоит из кварца, применяют в строительстве дорог, для производства цемента и бетона, делают стекло.
4.Природный газ, газообразное состояние, топливо для фабрик, заводов, жилых домов, используют для передвижения машин и приготовления пищи.
5.Мрамор, разновидность известняка, применяют для создания скульптур, в строительстве (мраморная крошка).
6.Гранит, твёрдый и прочный, делают опоры для мостов и фундаменты высотных зданий, украшают полы и лестницы.
7.Глина, плотная горная порода, намокнув-становится вязкой, при обжиге становится твёрдой, делают кирпичи и черепицу, посуду.
8.Руды, твёрдые, содержат различные металлы, из них выплавляют железо, чугун, сталь, а из цветных металлов-алюминий, медь, цинк, свинец, делают ножницы, ложки.
Группы меняются местами и проверяют задания с дальнейшим оцениванием.
Да
Понятия «Геологи», «Месторождения»
Добывают: Одни- В карьерах, шахтах;
Другие-При помощи буровых установок, скважин. Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.
Применять правила делового сотрудничества.
Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость.
Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Осуществлять контроль по результату
IV. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.
Учебник (ч. 2, с. 17-18)
Слайд Помни
Составление синквейнаОрганизует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.
- 1.Рассмотрите рисунки в учебнике
(ч. 2, с. 17-18). Расскажите, какие искусственные материалы люди научились изготавливать из каменного угля, нефти и железной руды.
Возможна жизнь людей без полезных ископаемых?
2.СИНКВЕЙН
Полезные ископаемые
Твёрдые жидкие газообразныеНаходят добывают применяютПолезные ископаемые нужно расходовать бережно
Кладовая Земли - Жизнь людей невозможна без полезных ископаемых. Это бесценное богатство нашей страны Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.
Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия
V. Домашнее задание Знакомит и объясняет домашнее задание.
Выполните задание на выбор:
1.Составить кроссворд по теме «Полезные ископаемые».
2. Составить сообщение «Каменный уголь-очень полезное ископаемое» Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Сохранять учебные задачи
VI. Итог урока.
Рефлексия и Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.
Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.
- Что нового узнали на уроке?
- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?
- Оцените свои достижения на уроке.
Зелёный – всё было понятно
Жёлтый - если некоторые вопросы вызвали затруднения
Красный - ничего не понял.
Урок закончен. Спасибо за урок. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности