Разработка занятия в объединении «Юный натуралист» «Хранители воды »

\ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детский эколого-биологический центр Советского района
городского округа город Уфа Республики Башкортостан










Разработка занятия в объединении «Юный натуралист»
«Хранители воды »


Возраст участников: 8-10 лет.







Автор: методист, педагог МБОУДОД ДЭБЦ
Советского района г.о.г. Уфа РБ
Волкова Нина Ильинична






г. Уфа – 2015 г.





Объяснительная записка.
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни
запаха, тебя невозможно описать, тобой
наслаждаются, не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для
жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас
радостью, которую не объяснить нашими
чувствами.
С тобой возвращаются к нам силы, с ко-
торыми мы уже простились. По твоей ми-
лости в нас вновь начинают бурлить высо-
кие родники нашего сердца.Ты самое боль-
шое богатство на свете.
Антуан де Сент-Экзюпери

Ежегодно 22 марта в мире отмечается Всемирный день водных ресурсов (World Day for Water или World Water Day). Идея его проведения впервые прозвучала на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД), которая состоялась в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Вода необходима человечеству. Капля воды обладает силой, капля воды необходима всем. Хотя 70% земной поверхности покрыто водой, 97,5% - это соленая вода. Из оставшихся 2,5% пресной воды, почти 68,7% - замерзшая вода ледяных шапок и ледников. Только один процент от общего объема водных ресурсов планеты доступен для использования человеком. В 20 веке использование воды увеличилось в 6 раз и более чем в 2 раза превышает темпы прироста населения. В развитых странах до 30% запасов пресной воды теряются из-за утечек, а в некоторых крупных городах потери могут достигать 70%. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций, приняв резолюцию 47/193 от 22 февраля 1993 года, объявила 22 марта Всемирным днем водных ресурсов. В соответствии с рекомендациями Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию этот день начали отмечать с 1993 года. Государства были призваны посвятить День водных ресурсов осуществлению рекомендаций ООН и проведению конкретных действий на национальном уровне. Сегодняшняя дата - это еще одна возможность напомнить человечеству о чрезвычайной важности водных ресурсов для окружающей среды и развития общества. Основные цели проведения Всемирного дня водных ресурсов:
- способствовать принятию соответствующих мер для решения проблемы снабжения населения питьевой водой;
- информировать общественность о важности охраны и сохранения ресурсов пресной воды и водных ресурсов в целом;
- привлечь к празднованию Всемирного дня водных ресурсов правительства, международные агентства, неправительственные организации и частный сектор.
22 марта является уникальной возможностью напомнить человечеству о чрезвычайной важности водных ресурсов для окружающей среды и развития общества. Практические усилия могут помочь углубить общественное понимание как проблем, так и решений в этой области. Для достижения положительных результатов необходимо превратить слова в обязательства и действия в рамках общей темы. В концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей в деле нравственного и экологического воспитания. Здесь, в процессе занятий интересным делом, у ребенка, кроме комплекса специальных знаний, умений и навыков, формируется сознательная саморегуляция своего поведения, умение учитывать чувства и интересы других людей, основы экологической культуры, закладывается та жизненная программа, которая определяет судьбу человека, общества, мира.
Ежегодно в рамках Международного дня воды в МБОУДОД ДЭБЦ Советского района г.Уфы проводятся различные мероприятия: беседы «Забота о наших водных ресурсах является делом каждого», «Достаточно ли воды в мире?»; «Водные ресурсы для здоровья», викторины и внеклассные мероприятия, конкурсы рисунков по защите водных ресурсов. Таким образом, экологическое воспитание проходит «красной нитью» через всю учебно-воспитательную работу Центра. Каждый педагог стремится привить любовь и ответственное отношение к водным ресурсам. Напоминая детям о важности водных ресурсов и что мы все в ответе за каждую каплю воды. Детям нужно помнить, что вода – это жизнь. Пусть журчание лесного ручья напомнит нам, как прекрасна наша планета Земля и все, что есть на ней, и что все это наше общее достояние.
Методическая разработка занятия «Охрана воды» разработана в 2015 г. методистом, педагогом объединения «Юный натуралист» МБОУДОД ДЭБЦ Волковой Ниной Ильиничной.
Область применения: изучение темы «Охрана воды» в рамках проведения Всемирного дня водных ресурсов.
Актуальность и значимость занятия в том, что в процессе разнообразной познавательной и практической деятельности обучающиеся имеют возможность проявить свои знания о воде !!!! в природе, расширить кругозор; задуматься о необходимости проявления заботы о водных ресурсах, бережного отношения к ней.
Новизна занятия в синтезе разнообразных форм деятельности: отгадывание загадок, решение кроссвоорда, прослушивание экологической сказки в форме релаксации, рассматривание слайдов и беседа, рассказ, сообщение детей, обсуждение экологической проблемной ситуации.
Рекомендуемый возраст участников занятия – дети 8-10 лет.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен в плане всестороннего воспитательного воздействия. Усвоенные в интересных формах деятельности установки поведения могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Целевые образовательные установки,
при которых возможна реализация поставленных задач.

Цель: Содействовать формированию cистемы экологических знаний о необходимости охраны и экономии воды.
Задачи:
1. Обучающие:
- обучать приемам наблюдения за окружающей средой;
- формировать знания о значении воды для всего живого и об охране вод;
- ознакомить с реками, озерами, морями, находящимися под угрозой (в опасности);
- ознакомить с правилами по охране воды;
- совершенствовать навык применения теоретических знаний на практике;
- обучать умению делать выводы;
- формировать умение критически мыслить и способность пересматривать собственную точку зрения;
- актуализировать и обобщать природоведческие знания.
2. Воспитательные:
- способствовать формированию экологической культуры обучающихся;
- воспитывать культуру поведения в природе и бережное отношение к ней.
- воспитание любви к природе, привитие навыков экономного расходования воды в домашних условиях.
3. Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса к изучению природы;
- способствовать развитию наблюдательности детей;
- способствовать развитию логического мышления, речи;
- развивать навык узнавания предмета по заданным признакам;
- развивать чувство сострадания и любви к природе.
Содержание занятия составлено с учетом возрастных и психологических особенностей данного возраста. Учебный материал подобран с опорой на имеющиеся знания обучающихся с перспективой их
углубления и расширения представлений об окружающем мире. Для усиления эффекта восприятия в содержание включены литературные и музыкальные произведения: стихотворение, музыкальная композиция.
Тематическое содержание занятия:
- постановка цели и задач занятия;
- чтение стихотворения о весне;
- прослушивание экологической сказки «Жили – были рыбки» ;
- отгадывание загадок о состояниях воды, кроссворда;
- Игра «Согласен – не согласен»;
- знакомство с реками, озерами, морями, океанами, находящимися в опасности: беседа, рассматривание слайдов;
- проведение физкультминуток;
- беседа об охране водных ресурсов;
- рефлексия;
- подведение итогов занятия.
Методы и педагогические технологии, применяемые на занятии, отобраны с точки зрения педагогической целесообразности и эффективности в решении конкретных задач.
Формы деятельности детей на занятии позволяют проявить знания и творческие способности каждому обучающемуся.
Методы: словесный метод (беседа, рассказ), наглядный метод (показ видеоматериалов, иллюстраций, демонстрация слайд-шоу), практический, частично-поисковый, метод убеждения, исследовательский метод (самостоятельная работа), игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.
Формы деятельности: Чтение стихотворений («Природа-мать»), инсценировка экологической сказки «Жили-были рыбки», отгадывание загадок о весенних месяцах, викторина «Вода в природе», рассказ педагога, демонстрация слайд-шоу, проведение физкультминуток, беседа об охране воды, рефлексия, подведение итогов занятия.
Формы занятия с детьми: Фронтально-коллективная, групповая, коллективная.
Тип занятия: сообщение новых знаний.
На занятии используется следующая наглядность:
- электронные фотографии рек, озер, морей, океанов;
- кроссворд «Охрана воды»
- плакаты с правилами охраны по охране воды: «Не загрязняйте реки и озёра!», «Не бросайте мусор в реки!», «Не оставляйте отходы на берегу!», «Закрывайте краны!», «Берегите и экономьте воду!»
- Физическая карта Башкортостана и России; глобус, плакат «SOS» и флажки «SOS»
- Компьютерная презентация под муз.!!! «Живет на свете красота» о цветах-первоцветах;
Технические средства:
- ноутбук, видеопроектор, диск с записью шума горного ручья, Д.Лолей «Одинокий пастух», Э.Марикони «Капли дождя».
Раздаточный материал для самостоятельной рабобы (по количеству детей):
- ручка, простые и цветные карандаши, по одному листу белой бумаги.
Учет национально-региональных особенностей проявился в знакомстве с реками, озерами Башкортостана, находящимися в опасности
Ожидаемые результаты занятия:
- организация интересного досуга детей;
- расширение представлений о свойствах и состояниях воды, ее значении в природе и в жизни человека;
- привлечение внимания к проблемам охраны водных ресурсов;
- формирование основ экологического сознания и экологической культуры.

Педагогический и диагностический инструментарий для определения результативности занятия
Основные методы диагностики результативности занятия:
- наблюдение за поведением детей. По результатам наблюдения производится:
- анализ активности на занятии;
- анализ правильности ответов;
- рефлексия, по результатам которой производится общая оценка эмоциональных впечатлений детей от занятия;
- собеседование с детьми: оценивается уровень усвоения материала занятия.
Основные знания и умения и навыки,
характеризующие результативность усвоения материала.
Дети расширяют собственные представления:
- о свойствах и состояниях воды, ее значении в природе и в жизни человека;
- об охране водных ресурсов
приобретают знания:
- о значении воды для всего живого;
- о причинах загрязнения водных ресурсов и необходимости охраны водных ресурсов;
- о реках, озерах, морях, находящихся в опасности;
- о правилах по охране воды.
Умения:
- наблюдать за изменениями окружающей среды;
- уметь делать выводы
У детей формируется:
- позитивное психологическое самочувствие;
У детей развивается: логическое мышление, речь, воображение, творческие способности.
У детей воспитывается:
- уважительное и ответственное отношение к природе;
- дружелюбие, отзывчивость, стремление к взаимопомощи.
Ход занятия:

I этап. Организационный момент.
- Здравствуйте, Слово какое чудесное, Красивое, доброе, чуточку нежное.
 -Здраствуйте! Скажем мы новому дню! 
-Здравствуйте скажем мы нашим гостям! Здоровья желаем всем и всему! 
-Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи! 
2.Сообщение темы. Перед вами на доске – кроссворд. Решите его, отгадав ключевое слово, мы узнаем тему нашего занятия.
Решение кроссвордов.





5.




















2.







9.







6.






1.









10.



3.
4.



7.
8.













































































1.Выход подземных вод из-под земли на поверхность в виде источника. (Родник).
2.Озеро Казахстана, часть которого соленая, часть – пресная. (Балхаш).
3.Газообразное состояние воды (Пар)
4.Соленое озеро Казахстана, названное морем. (Арал).
5.Жидкое состояние воды .(Океан)
6. Ледяные горы, плавающие в воде. ( Айсберг)
7.Перемещение воздушных масс над поверхностью Земли. (Ветер).
8. Растём мы все вниз головою
Не летом растём, а зимою
Когда солнышко нас припекает
Заплачем мы все и растаем (Сосульки)
9. Искусственное озеро. (Пруд).
10. Река Казахстана, на которой в древности было построено много городов. (Сырдарья).
Вывод. Прочитайте выделенное предложение: «Охрана воды». Такова тема нашего занятия.
II этап. Актуализация знаний обучающихся. Сегодня на занятие к нам заглянула Капелька воды. Что – то хочет нам сказать. На очень важную проблему нам хочет указать. Чтобы ей помочь, мы должны повторить наши знания о воде.
1.Вспомним свойства, которыми обладает вода. ( работа у доски)

Без цвета
Без вкуса


ВОДА Без запаха

Испаряется

Без формы

Растворитель

- Молодцы! (Работа в листах). Вода самое удивительное вещество на земле. В природе она встречается в разных состояниях. Назовем их.

Молодцы! (Работа в листах). Вода самое удивительное вещество на земле. В природе она встречается в разных состояниях. Назовем их.

2.
Состояние воды

Жидкое
Твердое


Газообразное


- Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (лед, сосульки, иней, снег, айсберги). Мы узнаем разгадав эти загадки:
1. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно .(Лед)
2. Детки сели на карниз
И растут все время вниз (Сосульки).
3. Не снег и не лед, а серебром уберет (Иней).
4. Ног нет, а идет? По кустам развешан . (Снег)
5. Как называются плавающие глыбы льда? (Айсберги)
- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (туман, пар)
- Где мы наблюдаем воду в жидком состоянии? (реки, океаны, моря, ручейки)
(Работа по листам).
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (Река)
2. Кругом вода,
А с питьем беда. (Море)
3. Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеек)

А теперь ответьте на вопросы викторины «Вода в природе»
1. Какой из океанов является самым большим на Земле?
а) Атлантический
б) Индийский
в) Северный Ледовитый
г) Тихий +
2. Какое море относится к бассейну Северного Ледовитого океана?
а) Море Лаптевых +
б) Море Лазарева
в) Море Сомова
г) Море Росса
3. Какой из водоемов является самым большим озером на Земле?
а) Каспийское море+
б) Белое море
в) Карское море
г) Красное море
4. Какая река является самой длинной в мире?
а) Конго
б) Лена
в) Амур
г) Нил+
5. Как называется место зарождения реки?
а) исток+
б) устье
в) приток
г) русло
6. Где находится Ниагарский водопад?
а) В Африке
б) Южной Америке
в) в Северной Америке +
г) в Австралии
7. Глубочайшим озером планеты является
а) Балхаш
б) Мичиган
в) Байкал +
г) Гурон
8. Черное море относится к бассейну..
а) Атлантического океана
б) Северного Ледовитого океана
в) Индийского океана
г) Тихого океана
9. Одна из колыбелей Античности, а позднее и византийской цивилизации – это.
а) Баренцево море
б) Японское море
в) Берингово море
г) Эгейское море+
10. Какое море омывает берега Японии и России?
а) Японское море +
б) Белое море
в) Средиземное море
г) Черное море
- Какие реки в Башкортостане вы знаете? ( Белая, Дема, Ингуш, Уфа, Ик, Сакмара). (Работа в листах). ( Покажите на карте)
-Какие озера Башкортостана вы знаете? ( Аслы-куль, Кандры-куль, Ургун). ( Показ на карте). Которые из них находятся в опасности?

III. Изучение нового материала.
Послушайте проблему Капельки.
Я капелька хрустальная,
Боюсь исчезнуть я,
К вам обращаюсь с просьбой
Спасите, вы, меня, друзья!
-На какую проблему нам указывает Капелька?
Сегодня на занятии мы поговорим о значении воды для всего живого и об охране вод.

Работа по теме. Вы слыхали о воде? Говорят, она везде: В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся.
Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, В звонкой льдинке, И снежинке, И в росинке. Нам откликнется всегда Океанская вода.
Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда! Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить: Без неё нам не прожить.
-Давайте узнаем и приведем примеры, как и где человек использует воду.
(Предварительное задание: обучающиеся готовят дополнительную информацию)

Отрывок 1. Вопрос. Сколько воды использует человек в сутки?
Один человек в сутки в среднем в виде пищи и воды потребляет 2 -3 литра воды. Если учитывать расход воды, используемой на умывание, стирку, хозяйственные нужды, то потребность в ней составит более 10 литров. Вода нужна и для сохранения чистоты помещений, уборки улиц, для водопоя скота, полива растений. В среднем человек потребляет в сутки около 150 литров воды (две полные ванны). Вода используется и в промышленности.
Отрывок 2. Вопрос 2. Почему человек ощущает нехватку пресной воды?
Хотя на земле воды очень много (три четверти занимают моря и океаны), человечество ощущает нехватку воды. Можно назвать две причины. Первая. Из 100 литров воды 98 литров выпадает на долю морской (соленой) воды, и только 2 литра составляет пресная вода. Но и эта вода не может использоваться, так как находится в замерзшем состоянии в виде вечных льдов Антарктиды и горных ледников.
Отрывок 3. Вопрос 3. Какова вторая причина нехватки пресной воды?
Вторая причина. Человек очень беспечно, не по-хозяйски относится к запасам чистой воды. Представь себе сразу 500 литровых банок с водой. Вот сколько воды пропадет, если из плохо закрытого крана в течение суток будет течь струйка воды толщиной со спичку. В реки и озера сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. 10 тысяч товарных поездов вредных веществ попадают в водоёмы мира каждый год! От загрязнения страдает всё живое. В реках и озёрах погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязнённая вода вредна для здоровья человека.
Педагог:
Воду считают колыбелью жизни. Именно в воде появились первые живые организмы. И сегодня вода является источником жизни как для растений и животных, так и для человека.
22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты. А  всякая  ли  вода  годится  для  наших  нужд.  Ведь  большую  ее  часть  составляют  моря  и  океаны – это  соленая  вода.  Если  представить,  что  вся  вода  нашей  планеты  умещается  в  трехлитровой  банке,  то  пресная  занимает  всего  лишь  полстакана.  Отобрав  пипеткой  три  капли  из  этого  стакана,  вы  получите  воду  рек  и  озер.
В результате хозяйственной деятельности человека в мире наблюдается уменьшение запасов пресной воды, обмеление и загрязнение многих водоемов, истощение запасов подземных вод. Ежегодно в водные объекты попадает бесчисленное множество вредных и ядовитых веществ – нефти, горче - смазочного материала, сточная вода с полей и животноводческих ферм, бытовой мусор.   
Неразумное использование воды приводит к тяжелым последствиям. Так неэкономное использование воды из рек Амударья и Сырдарья с целью полива сельскохозяйственных угодий привело к обмелению Аральского моря. В результате такого обмеления резко повысилась соленость этого моря, исчезли самые ценные виды рыб. А в Башкортостане за 8 лет (1972 -1980 гг.) годовой сток реки Нугуш уменьшился почти наполовину. На реках Чермасан и Сюнь годовой сток уменьшился на 20 - 40%.
Далеко в Сибири есть озеро Байкал. Это очень красивое глубокое озеро. Сейчас оно загрязнено. Люди не только в нашей стране думают как его спасти. А в Башкортостане с каждым годом загрязняется самое красивое озеро Аслыкуль.
Предотвратить загрязнение водоемов позволит строительство очистных сооружений на производствах. Воду, которую используют, очищают от вредных примесей, охлаждают и вновь направляют на нужды того же производства.
Важная роль в очистке воды принадлежит некоторым растениям и животным, так называемым санитарам водоемов, живым фильтрам. К таким растениям относится камыш, рогоз, осока, хвощ болотный, водный гиацинт. А вот двустворчатые моллюски процеживают воду через свое тело, таким образом фильтрует ее.
Любой водоем способен к самоочищению. Живые организмы обычно справляются с очисткой воды в нем. Но когда в водоем поступает слишком много вредных веществ, гибнут сами санитары. Поэтому наша задача предотвратить загрязнение хотя бы того водоем, рядом с которым ты живешь.
Около двух миллионов морских птиц и десять тысяч млекопитающих погибают каждый год из-за сброшенных в море отходов.
Более 1 млрд 365 млн литров сточных вод, в основном неочищенных, сбрасывают каждый день в прибрежные воды.
50% домашнего мусора - это упаковки.
В водопроводные трубы вода попадает из открытых водохранилищ. Но она обязательно проходит предварительную очистку. Для ее очистки используют способ фильтрации, а затем обеззараживают хлором или озоном.
Педагог: Наши воды в опасности! Они требуют помощи. Вы знаете сигнал бедствия? (ответы)
.Я вам скажу: SOS (показывает плакат). Это призыв о помощи. Давайте, мы тоже поставим рядом с названными реками и озерами значки SOS
 
Интересные факты о воде:

Вода – единственное вещество на земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.
Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительность морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллиардов человек.
Вода составляет 80% массы тела ребенка и 70% массы тела взрослого человека.
За счет Мирового океана в атмосферу поступает до 50% кислорода и 82% влаги.
В озерах сосредоточено более 26 тысяч  метров  кубических  пресных вод.
Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается 10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет.
Вода – это удивительное вещество и в этом вы сейчас убедитесь. Итак, первые вопросы о воде. Будьте внимательны!

Физминутка: Игра « Согласен - не согласен».

Педагог. Я буду произносить фразу. Если вы согласны - похлопайте, если не согласны потопайте.
1.Грязная вода опасна для человека? (Хлопаем)
2.Нужно охранять воду? (Хлопаем)
3.Можно бросать мусор в реки и озера? (Топаем)
4.Нефть вредит воде? (Хлопаем)
5.Без воды нет жизни. (Хлопаем)
6.Водные растения приносят вред? (Топаем)
7.Нужно экономить воду?( Хлопаем)
 - Ребята, а что будет если исчезнет вода? Или вода на планете загрязнится и станет непригодной для питья. А такая угроза существует, чтобы было понятно почему предлагаю послушать сказку и поучаствовать в ней.

СКАЗКА «Жили-были рыбки»
- Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку! Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной Плачет малая речонка, Одолел речонку страх. Стала речка тонкой – тонкой, обмелела на глазах. - Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. 
Улитка - Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы.
Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной.
Улитка - А ты почему жёлтая, как лимон?
Жёлтая рыбка - Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс мутный поток. Чего там только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты и отходы.
Пожелтела наша заводь.
Улитка - А ты, подружка, чего такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка - Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора.
Улитка - Ой, а это ещё кто?
Чёрная рыбка - Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть покрыла воду тонкой плёнкой, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.
Улитка - Да, уж досталось вам.
Грустная сказка!
- Так из - за чего же загрязняется вода?
Самостоятельная работа
Педагог:
- А сейчас пять правил по охране воды соберите из слов, которые находятся в этих конвертах. (Каждому ребенку педагог раздает конверты).

Не загрязняйте реки и озёра!
Не бросайте мусор в реки!
Не оставляйте отходы на берегу!
Закрывайте краны!
Берегите и экономьте воду!
- Нарисовать знаки охраны воды.

IV. Закрепление нового материала.
Педагог.Ребята! А что, по вашему мнению, можем сделать мы, чтобы спасти природу от гибели?
Ситуации. Объединитесь в 2 группы
ГРУППА 1: Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором? ГРУППА 2: Если вы увидели как ваши друзья сбрасывают мусор в речку, ваши действия
Педагог: Спасибо, ребята! Все ваши предложения полезны, просты и вполне выполнимы. Вы настоящие защитники природы.
IV. Подведение итогов.
– Что мы узнали нового сегодня на занятии? Что больше всего понравилось?
- Какие моря и реки находятся в опасности? Почему?
– Как вы думаете, почему нужно охранять воды в природе?
– Кто может помочь в этом? Что мы должны делать для этого?

Обучающийся читает стихотворение:


«Природа- мать»
Природа-мать, во тьме сомненья
От часа в час, от века в век,
Готовила венец творенья,
Тебя рождала, человек.
Даря тебе тепла улыбки,
Она тебя учила жить,
Жестоко мстила за ошибки,
Чтоб ты не смел их повторить.
Но вновь и вновь ты ошибался,
Хлестал ты землю, как хлыстом,
Ты разобраться не старался
В том, что ты бил.
Ты бил свой дом.

Педагог. Я надеюсь, сегодня на занятии каждый из вас прочувствовал личную ответственность за будущее водных источников нашего города, нашей страны и всей планеты. И уверена, что наши воды не отомстят нам за те, так сказать, издевательства над ними, с которыми мы к ним пока относимся, и что они сторицей отплатят нам за малейшее внимание, с которым мы к ним отнесемся.
Рефлексия.
В заключение нашего занятия, я хочу узнать ваше мнение, понравилось ли оно вам. На доске вы видите синюю большую тучку. Каждому из вас я даю по 2 маленькие капельки: голубую и черную. Если занятие вам понравилось, вам было интересно, вы многое узнали, то возьмите голубую капельку и прикрепите его на синюю тучку. Если вам было скучно и неинтересно, можете прикрепить черную капельку.
Дети прикрепляют капельки.
Я вижу, что все вам занятие понравилось, многие из вас прикрепили голубые капельки. Скажите, а что вам больше всего запомнилось?
Звучат ответы детей
На сегодняшнем занятии мы вспомнили о свойствах и состояниях воды, познакомились с проблемами воды.
Я тоже прикреплю голубую каплю, так как мне тоже очень понравилось наше занятие. Спасибо, ребята, мне было очень приятно сегодня с вами работать.
На этом занятие окончено, до свидания.





Список используемой литературы для педагога
1. Берюхова Е.К., Груздева Н.В. Окружающий мир. Природоведение. Экология. Санкт – Петербург, 2001 год.
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методические беседы в 1-4 классах. Москва, «Просвещение», 2006 г.
3. Лебедев Н.Н. «Занимательные задания по естествознанию» – М., 2002.
4.Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе. Вологоград, «Учитель», 2007 г
5. Никишов А.И. Естествознание. Неживая природа – М., 2000.
6. Плешаков А.А.: Атлас-определитель «От земли до неба», Москва «Просвещение» 2008 г.
7. Современный урок: начальная школа – №5, 2010.



Список рекомендуемой литературы для детей
1. Апашкина Е.Н. «Веселая ботаника». Ярославль, «Академия развития», 2005 г.
2.Большая книга знаний для детей. Москва, «Астрель», 2006 г.
3. Занимательное азбуковедение. Книга для родителей, учителей и милых детей, Москва, «Просвещение» 2009 г.
3. Махлин, М.Д. Жизнь  в  соленой  воде/М.Д. Махлин. Санкт-Петербург: БКК , 2010 – 96 с, ил.              
4.Сабунаев С.В.Энциклопедия для детей «Я познаю мир». Москва, «Природа», 2008
5. Соколова Е.И., Ларина Т.И. Загадки мудрой совы. Ярославль, 2000.
6.Энциклопедия "Мир вокруг нас". М., 2000
7."Энциклопедия для детей. Биология" издательство Аванта+

Интернет – ресурсы:
Материалы с сайтов:
- www.саlend.ru
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










ПРИЛОЖЕНИЕ
13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415





















Методические материалы к занятию

«Природа- мать»
Природа-мать, во тьме сомненья
От часа в час, от века в век,
Готовила венец творенья,
Тебя рождала, человек.
Даря тебе тепла улыбки,
Она тебя учила жить,
Жестоко мстила за ошибки,
Чтоб ты не смел их повторить.
Но вновь и вновь ты ошибался,
Хлестал ты землю, как хлыстом,
Ты разобраться не старался
В том, что ты бил.
Ты бил свой дом.


Экологическая сказка «Жили-были рыбки»
- Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку! Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной Плачет малая речонка, Одолел речонку страх. Стала речка тонкой – тонкой, обмелела на глазах. - Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. 
Улитка - Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы.
Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной.
Улитка - А ты почему жёлтая, как лимон?
Жёлтая рыбка - Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс мутный поток. Чего там только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты и отходы.
Пожелтела наша заводь.
Улитка - А ты, подружка, чего такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка - Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора.
Улитка - Ой, а это ещё кто?
Чёрная рыбка - Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть покрыла воду тонкой плёнкой, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.
Улитка - Да, уж досталось вам.
Грустная сказка!
Приложение № 3.Рефлексия
(Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: методические беседы в 1-4 классах. Москва, «Просвещение», 2006 г.)

«На доске вы видите серую большую тучку. Каждому из вас я даю по 2 маленьких капельки: голубую и черную. Если занятие вам понравилось, вам было интересно, вы многое узнали, то возьмите голубую капельку и прикрепите его на серую тучку. Если вам было скучно и неинтересно, можете прикрепить черную капельку.
Дети прикрепляют капельки.






































Фотоприложение

Дата занятия: 22 марта 2015 г.














13PAGE 15


13PAGE 14115