Внекласнное мероприятие Первоцветы Крыма 3 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПРОВЕДЕНИЕ ГОРОДСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АКЦИИ «ПЕРВОЦВЕТ»
Номинация: конкурс методических разработок о первоцветах «Педагогическая мастерская»
Внеклассное мероприятие для детей начальной школы по теме «Первоцветы Крыма»

Работу выполнила
Кравченко Лидия Ивановна
Учитель начальных классов
Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №4»
города Армянска Республики Крым

Армянск -2015
Пояснительная записка.
Цели создания методического пособия:
помочь молодому учителю в подготовке к внеклассному мероприятию;
раскрыть способы формирования познавательных способностей младших школьников;
предложить учителям использовать в работе деятельностный метод обучения, как способ самостоятельного открытия знаний;
раскрыть эффективность деятельностного метода обучения с целью повышения мотивации обучения и развития творческих способностей, учащихся;
использовать в технологии обучения игровые методы и приёмы, оптимально сочетать с другими методами с целью достижения учебных задач;
Данное пособие поможет учителю начальных классов приобщить детей к доброте, открытости, к сотрудничеству учителя и ученика, воспитать бережное отношение к природе.
Пособие носит интегрированный характер. В нем отражается взаимосвязь между гуманитарными, естественными и моральными аспектами познания мира.
Надеюсь, что пособие заинтересует учителей и поможет в подготовке к проведению внеклассного мероприятия в начальной школе, будет способствовать воспитанию творческой активной личности педагога.

Цели и задачи:
познакомить детей с многообразием раннецветущих растений Крыма, значением растений для человека;
формировать эстетическое восприятие природы, стремление беречь и охранять её;
развивать знания о цветах, их происхождении;
развивать наблюдательность;
ознакомить с проблемой исчезновения первоцветов.
Метод проведения: словесный, игровой, наглядно-образный.
Оборудование: иллюстрации раннецветущих растений, листы бумаги, ножницы, клей, фломастеры, конверт с рисунками растений, презентация к уроку, компьютер, экран. Произведение П. И. Чайковского из альбома «Времена года».
Ученик. Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
(Ф. И. Тютчев)
Дети поют песню «Пришла весна» (сл. Л. Некрасовой, муз. З. Левиной).
Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о нашей Земле – нашем общем доме, о Крыме, вспомнить о растениях, которые нуждаются в защите и охране. Мы все любим природу и хотим жить в согласии с ней. Но для того, чтобы начать наше мероприятие нам нужно отгадать его название.


Учитель. Вот перед вами ребус. Разгадайте его, и вы узнаете название нашего праздника. (Приложение 1). Ответ: Первоцветы.
Ученик. Подснежник.
В саду, где берёзки
Столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой.
Зелёную выставил ножку,
Потом подтянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда,
Что э то весна?»
(П. Соловьева.)
Дети исполняют танец весенних первоцветов.
Что такое первоцветы?
Очень часто приходится слышать такое выражение: «В лесу зацвели первоцветы...»
Ученик. В “прозрачном” весеннем лесу светло и просторно - деревья еще не оделись листвой, ничто не мешает солнцу беспрепятственно проникать до самой земли. Этой короткой порой спешат воспользоваться самые разные представители лесной флоры – зацветают многие деревья и кустарники, а у самой земли, там, где еще лежит снег, появляются первые раннецветущие растения.
(Звучит музыка П. Чайковского. На фоне музыки – ученик читает стихотворение.)
Ученик Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит, и поет.
А.К.Толстой
Учитель. Какие вы знаете растения-первоцветы?
Примерные ответы учеников.
-Среди них - и всем известный подснежник, адонис, и сон – трава, и первоцвет, и крокус. Эти растения настолько красивы в весеннем лесу, что они не только радуют глаз, но и согревают душу.
-Растительный мир Крыма уникален и неповторим. Флора полуострова насчитывает более 2500 дикорастущих и около 1500 видов растений. Почти каждый десятый вид крымской флоры произрастает исключительно Крыму и нигде больше не встречаются.
-Когда в крымских горах тает снег, появляются первые вестники Весны первоцветы. Крымские первоцветы появляются уже в конце февраля и начале марта, гораздо раньше, чем во многих других регионах. Крымская земля богата первоцветами. Это подснежники, сон – трава, тюльпаны и цикламены и др.
-В Крыму пятнадцать видов крымских первоцветов занесены в Красную книгу. Редкие раннецветущие растения с катастрофической скоростью исчезают.
(Демонстрация изображений цветов – первоцветов). (Крымские первоцветы). (Поочередно показываются фото первоцветов, ребята называют их названия и рассказывают все, что знают о них).
Подснежник складчатый
Сон-трава прострел крымский
Крокус (или шафран)
Цикламен Кузнецова
Адонис (горицвет весенний)
Карликовые ирисы
Пион крымский
Гусиный лук
Пролеска
Мать и мачеха
Ландыш майский
Ученик. Что позволяет первоцветам расти под снегом?
К весне снег уже не лежит сплошной плотной шапкой, а становится кристаллическим. Слой его уменьшается и начинает пропускать солнечные лучи. Они нагревают почву, появляется вода, набухают почки.
Первоцветы появляются на свет, когда еще лежит снег. Первоцветы быстро развиваются, не смотря на весеннюю прохладу. Через неделю-другую они уже цветут.
Учитель. А кто из вас знает: какие из этих первоцветов используются в лечебных целях? Мать-и-мачеху используют как средство от простудных болезней.
Ученик. Примула известна не только как красивое растение, но и как растение, обладающее полезными лекарственными свойствами. Надземная часть растения содержит много витаминов. Благодаря высокому содержанию витамина С и каротина, примула лекарственная приходит на помощь в весенний период, период авитаминоза, когда человек испытывает существенную потребность в витаминах.
Ученик. Медуницу неясную не зря называют еще «легочницей». Для лечения болезней легких заваривают надземную часть растения (без корней) и пьют как чай.
Охрана первоцветов.
Ученик. Среди первоцветов много редких видов. После долгой зимы люди без жалости срывают нежные красивые цветы, а ведь многие из них размножаются только семенами.
Поэтому, их численность постоянно сокращается, и они постепенно начинают исчезать. В настоящее время в Республике Крым и городе Севастополе создают две новые Красные книги. В них войдут редкие и исчезающие виды флоры и фауны территории республики и города федерального значения. В списки книг сегодня более 350 видов редких животных и около 450 видов растений.
Оказалось, что условия жизни и среды обитание многих видов находится под угрозой сокращения вплоть до полного исчезновения некоторых видов.
А что мы сможем сделать, чтоб не исчезли столь красивые и хрупкие творения природы? Составим правила поведения в природе.




Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты из тех растений, которые выращены человеком.
Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе. В лесу будем ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
Не будем нарушать красоту, созданную самой природой.
Сохраним этим смелым цветкам жизнь и будем любоваться их красотой, выехав на природу.
Ученик.
Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат, наполнит воздух сада,
Они так красят сад! Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном строю,
Лететь в одном полёте,
Давайте сохраним ромашки на лугу,
Кувшинки на реке,
Фиалки, ландыши для нас
Весёлый май в садах припас.
Но мы их рвать не будем.
Пускай цветут на радость людям!
Дерево, цветок, трава и птица,
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты!
Постарайтесь защищать первоцветы и природу от браконьеров. Не стоит покупать нежные и трепетные цветы, надо всегда помнить об их уникальности и недолговечности. И только от нас с вами зависит сохранение природы России в ее первозданном и уникальном виде.
Игра «Угадай цветок» с использованием презентации «Крымские первоцветов».(Приложение)
Фиолетовый цветок и пушистый стебелек, тихий нежный перезвон так и клонит, клонит в сон. (Сон-трава прострел крымский)
Из-под снега появились солнцу, ветру удивились, будто облако с небес, синевой окрасив лес. (Пролески)
Как гусята разбежались желтые цветочки, улыбнулись детворе нежные комочки (Гусиный лук)
Первоцвет, первоцвет лучше слова в мире нет, лучше нет цветка на свете, он горит весь в желтом цвете, лепестки его красивы, золотисты и игривы. (Примула)
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят. (Ландыш)
Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис - Ирис)
Цветки этого растения - крупные, фиолетовые. По форме они напоминают колокольчик. Снаружи цветки мохнатые от длинных оттопыренных волосков. У цветка обычно шесть лепестков. (Сон-трава).
На каждом нежном стебельке – по два-три цветка. Они чудесного васильково-синего цвета и по форме похожи на звездочки с шестью лучиками. Листья растения узкие, похожи на желобки. Они растут вверх от самого основания стебля ( Пролески).
- С какими первоцветами мы сегодня познакомились?
- Давайте вспомним, как они выглядят (учитель показывает слайды о первоцветах)
- А теперь послушаем стихотворения о весенних цветах. (Дети читают стихи.
№1 – В. Косовицкий
На дворе стоит весна!
После зимней лютой стужи
Просыпается от сна
Вся природа. Даже лужи
Не покроет лед за ночь,
Гонит солнце зиму прочь!
Набухают соком почки,
И зеленые листочки
Скоро в струях ветерка
Заиграют! А пока
Цвета солнца у реки
Появились огоньки!
Все! Закончились морозы!
Распускаются мимозы!
№2 – А. Фет “Первый ландыш”
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает
О чем неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
Ученики рассказывают легенды о первоцветах.(Приложение.)
Творческая мастерская.(Приложение.)
Учитель. Сегодня мы будем создавать плакаты в защиту первоцветов. Придумайте их сами. (Самостоятельная работа детей в группах. Защита своих работ, проектов)
(Все рисунки складываются в папку с титульным листом «Первоцветы». В конце урока получается книга.)
Вот наша книга о первоцветах готова. Мы познакомились с раннецветущими растениями нашего края.
Узнали их биологические особенности и значение в природе и жизни человека. Все сегодня очень хорошо поработали. А эту книгу мы подарим ученикам младших классов, чтобы они дополняли материал и делали нашу книгу ещё лучше и красочнее.
Список использованной литературы
Библиотека школьника “Времена года”, ООО “Книги “Искателя”, 2010 г.
Внеклассное чтение “Времена года”, “Стреклаза”, 2010 г.
Внеклассное чтение “Детства пора золотая”. Стихи русских поэтов о детстве”, М, “Дрофа-плюс”, 2007 г.
Беляева Л.Н., Зубкова В. Л., Климов Д.С. География Липецкой области. Липецк: ОАО»ПК «Ориус»:, 2008.
Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко Нравственно-экологическое воспитание школьников. Москва.2005.
Г.К. Ранние весенние цветы. Лениздат.1990
http://www.lekarstvennye-rasteniya.info/lekarstvennye-
rasteniya/mat-i-machexa.html
Рисунок 115