Урок внеклассного чтения Первоцветы


Тема. Урок внеклассного чтения «Первоцветы».
Цель: углубить знания о дикорастущих раннецветущие цветах, совершенствовать навыки чтения, работы в группах; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, развивать социальную компетентность.Оборудование: рисунки раннецветущих цветов, запись вальса из кинофильма «Мой нежный и ласковый зверь», девиз урока, презентация «Первоцветы».
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Самоопределение деятельности. -Сейчас у нас урок внеклассного чтения. Я бы хотела, чтобы вы вслушивались не только в мои слова, но и в музыку. (Звучит вальс из кинофильма «Мой нежный и ласковый зверь» )-Мне приснился странный сон. Снилась нежная, веселая, певучая, теплая, ясная, шумная, солнечная, разноцветная... (весна). Все давно ждали ее: и люди, и птицы, и звери. И только ранние цветы не боялись ни снега, ни мороза. Они смело тянулись к ласковым лучикам солнышка и встречали весну. Их красота способна очаровать человека.
Встала весна.
Черную землю
Сонную разбудила.
Украсила ее рястом,
Барвинком укрыла.
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
II. Объявление темы урока-Наш урок мы посвятим ранним цветам, будем работать в группах.
Девиз нашего урока:
В мир красоты отправимся сегодня,
Где цветы – там всегда красота.
Отправимся в страну цветов,
Послушать их благоуханье, голоса. (Слайд 1-3)
III. Работа над загадками
У каждой группы на партах лежат загадки. Руководители групп должны прочитать загадку, а члены группы – отгадать. Другие группы не помогают.
Дети читают загадки
(открываю отгадки на доске – середины цветов)
Лепестки креплю к серединке за то, как работали:
 - (красная) – отлично - (синяя) – хорошо - (белая) – слабо
362331033718500 I группаЯ первый расцветаю среди рощи,
И белый, словно снег, я цвет имею.
Кто я? Отгадайте!
Вы меня не оскорбляйте,
Не срывайте, не топчите,
Хочу долго - долго жить. Кто я?
(Подснежник)
II группа1746254635500В небольшой проталине,
Рядышком с сосной,На пригорке маленьком,
Раннею весной.
Самый-самый первый,И смелый, и очень нежный,Распустился с надеждой и с верой,Синий цветок подснежный. 
(Пролесок)
37846009906000 III группа
Очень милые цветыГолубые лепестки! На лугах они растути красиво там цветут.Проявите чуть смекалкиТе цветы зовут ... .
(Фиалка)
133359461500 IV группаЧто за цветок такой?
И от него дремота.
А сам не спит,
Весенним цветом всех манит.
(Сон-трава)
234957239000 V группаСреди оттаевшей листвыИ чуть пробившейся травыОн словно солнца яркий свет -Цветёт весенний горицвет!
(Адонис)
(Каждая группа за работу получает по лепестку к своему цветку определенного цвета)
IV. Физминутка1. Если ты не собираешь больших букетов цветов, хлопни в ладоши над головой.
2. Если ты никогда не оставляешь мусор в лесу, на берегу реки – топни ногами.
3. Если ты хочешь больше знать о природе вокруг себя, то подними руку.
4. Если ты подобрал приблудного котенка, собачку или помог другим образом какому-либо животному – протяни руки вперед.
5. Если ты убежден, что каждому человеку нужно заботиться о природе, обо всем живом – протяни руки своим соседям, возьми их за руки. Вот так, как вы дружно взялись за руки, мы будем едины в стремлении сохранить нашу природу.
(Дети получают по красному лепестку за работу)
V. Чтение легенд о цветах и проверка понимания прочитанногоКак появились первоцветы и почему они так называются, нам рассказывают легенды. Сейчас я даю несколько минут для того, чтобы каждый перевернул листок, лежащий перед ним и самостоятельно прочитал легенду.
(Приложение №1)
(Каждая группа по очереди читает свою легенду, потом задаю вопросы по тексту. Соответственно, к цветкам на доске крепятся лепестки определенного цвета за чтение и ответы на вопросы к тексту)
VI. Упражнения на развитие внимания, памяти, наблюдательности (дети читают предложения из легенд и исправляют, что не так)
I группа (подснежник)
Когда Бог изгнал Еву из рая, падали снежинки (снег), было холодно (очень холодно) и она встревоженная и расстроенаня, шла лесом (рощей).
II группа (пролесок)
Утром веселое (весеннее) Солнце оделось (нарядилось) в желтые (золотые) лучи и пошло гулять по горизонту (небу).
III группа (фиалка)
Только стеснительная (скромная) фиалка спряталась между деревьями (листьями) и не имела отваги что-то просить (выразить свое желание).
IV группа (сон-трава)
Если потом ее на день (ночь) положить под подушку, то непременно приснится хороший (вещий) сон. Говорили, что за сон-травой в поле(лес) нужно идти только с чистыми мыслями (помыслами).
V группа (адонис)
Узнав о смерти мальчика (Адониса) Афродита пошла в лес (горы) искать его тело. По ее желанию (велению) капли крови Адониса проросли красними (прекрасними) цветами, которые и назвали в честь юноши - адонис весенний.
(Прикрепляю лепестки к цветам на доске каждой группе за работу)
VII. Итог урокаА теперь обратите внимание на цветы на доске. Это результат работы каждой группы. У какой группы самый яркий цветочек?
Чтобы не исчезла красота, нам нужно бережно относиться к этой земной красоте. (Слайд 11-17)
Цветы обращаются к вам:
«Мы бы всегда были счастливы,
Ароматны и красивы,
Если бы в поле, в лесу, на лугу
Видели нас только друзья.
Те, которые бы нас не топтали,
Без нужды не срывали.
А на клумбах, дома, в школеВысевали, поливали.
Мы бы красоту им дарили!» (Слайд 18)
VIII. Домашнее заданиеА дома вы прочитаете еще одну легенду, которая записана у вас на карточках. Эта легенда о крокусах. (Сильные учащиеся учат стихотворение об этом цветке, рисуют рисунок)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ПодснежникКогда Бог изгнал Еву из рая, шел снег, было очень холодно и она, встревоженная и расстроенная, шла рощей. Черный ворон над ней каркает, а она вот - вот заплачет. Чтобы развеселить Еву и надежду подать, решили несколько милосердных снежинок ее согреть и красотой очаровать. Они из легких снежинок - пушинок в нежные цветочки превратились. Ева на них смотрела, любовалась ими, и от того ей становилось тепло и уютно. Цветы - подснежники напоминали, что скоро солнышко засияет, всех теплом приласкає... Только надо надеяться и ждать.
С тех пор подснежник – это символ надежды, нового и неповторимого...(Слайд 5)
Как родился пролесокУтром весеннее Солнце нарядилося в золотые лучи и пошло гулять по небу. Оно было очень красивое. Иногда оно косилось на землю.
В это время хозяйничала на земле Зима. Она не могла выдержать горячих взглядов Солнца и таяла просто на глазах. Ей очень хотелось понравиться красивому весеннему Солнцу. Вот и решила она украсить себя цветком. Цветок был голубой и хрупкой. Солнце замилувалося красивым цветком и ласково улыбнулось. Зима заметила эту улыбку и всю землю усипала цветами. Солнце простягло свои лучики к цветам и они стали еще красивее.
С тех пор каждый год, когда Зима начинает плакать, а на небе радостно улыбается Солнце, из-под снега появляются нежные голубые цветы – подснежники. Это означает, что идет уже Весна. (Слайд 6)
ФиалкаКогда ласковое Солнце и голубое Небо начали создавать цветы, спрашивали у каждого цветка, когда он желает цвести.
Горделивая роза сказала, что хочет быть княгиней лета.
- Хорошо, ты будешь ею, - ответило Солнце. И с тех пор розы цветут все лето.
- И я хочу быть княгиней лета, - просит пион.
- Нет, - отказало Солнце, у лета уже есть княгиня. Ты будешь княгиней весны.
Астра пожелала радоваться и радовать людей, как можно дольше.
- Ладно, будешь цвести вплоть до зимы.
Таким образом, Солнце и Небо распределили между цветами время, когда им цвести.
Только скромная фиалка спряталась между листьями и не имела отваги высказать свое желание. Но Солнце увидело ее и спросил, когда она желает цвести.
- Когда, это твоя воля, Солнце, позволь мне покрываться цветом тогда, когда у тебя будет самая большая радость.
- Итак, ты будешь цвести в самом начале весны, когда я просыпаюсь от зимнего сна и сияю на небе в полную силу. Каждый год укрывает Солнце фиалку во время своего пробуждения от зимнего сна мелкими цветочками. Они так волшебно пахнут, что все люди полюбили ее и с утешением находят красавицу в тени. (Слайд 7)
АдонисДревнегреческий миф рассказывает, что красавица Мирра превращенная богами в дерево, родила невиданной красоты юношу - Адониса. Афродита очень любила юношу и отдала его на воспитание владычице подземного царства Персефоне. Персефона привязалась к Адонису и ни за что не хотела вернуть его Афродите. Спор богинь вынужден был решать сам Зевс, который принял компромиссное решение: Адонис должен был быть треть года у Персефоны, треть - у Афродиты и треть проводить по собственному желанию. Однажды Адонис выбрался на охоту. Собаки напали на след дикого кабана. Парень радовался этому и не предчувствовал беды. Он уже приготовился убить копьем кабана, когда тот бросился и своими острыми клыками смертельно ранил юношу. Узнав о смерти Адониса Афродита пошла в горы искать его тело. По ее велению капли крови Адониса проросли прекрасными цветами, которые и назвали в честь юноши - адонис весенний. (Слайд 9)
Сон-трава
Когда-то в незапамятные времена за широкими листьями этого растения скрывался бес. Преследующий его Архангел Михаил пустил в него стрелу молнии, которая и "прострелила" растение, после этого листья превратились в узкие полоски. С той самой минуты вся нечисть не смеет и приблизиться к сон-траве. А само растение стали считать не только оберегом от всякого колдовства и дурного глаза, но и символом победоносного оружия. Его соком даже обрабатывали копья, чтобы отогнать темную силу. Сон-трава считалась магическим растением. Верили, что заснувший в ней будет наделен даром предвидения. Особыми возможностями обладает сон-трава, собранная рано утром, по росе, пролежавшая в холодной воде до полного месяца. Если потом ее на ночь положить под подушку, то непременно приснится вещий сон. Говорили, что за сон-травой в лес нужно идти только с чистыми помыслами. Срывать цветы советовали в тишине, загадывая при этом свое самое заветное желание. (Слайд 10)
-900430-72961500МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа №82 города Донецка»


Учитель Пылыпив Ю.Б.
2017г.