Конспект внеклассного мероприятия Первоцветы — улыбки весны (8 класс)


Государственное бюджетное образовательное учреждение Новосибирской области «Коррекционная школа – интернат» (ГБОУ НСО «КШИ»)
Первоцветы - улыбки весны
Составила: Ужакова О.В., воспитатель
Куйбышев
Конспект внеклассного занятия
Тема: Первоцветы - улыбки весны
(8 класс)
Цель: на основе научных знаний познакомить детей с первыми весенними цветами, сообщить информацию о первоцветах Сибири.
Задачи:
Образовательные.
1.Учить анализировать полученную информацию, иллюстрации.
2. Продолжить работу по развитию речи учащихся:
а) обогащать словарный запас;
б) способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой.
Развивающие.
1. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения школьников.
2. Развивать эмоциональную сферу учащихся.
3. Способствовать развитию познавательного интереса к внеклассному чтению.
4. Формировать навыки учебной поисковой деятельности.
5. Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные.
1. Способствовать воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, уважающей человека, его возможности и способной к восприятию и осмыслению произведений искусства.
2. Формирование гуманистического мировоззрения учащихся.
Оборудование: экран, доска, компьютер; мультимедийный проектор; презентации Microsoft Power Point.
План занятия:
Вступительное слово.
Первоцветы Сибири (рассказ о первоцветах Сибири и просмотр иллюстраций к нему на слайдах).
Стихи-загадки о цветах (совместная работа детей и воспитателя).
Легенды о первых весенних цветах (рассказ детей легенд о цветах, просмотр презентации).
Вопросы на закрепление.
Заключительное слово.
Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами поговорим о весне. Вы поделитесь своими знаниями о первых весенних цветах. Я расскажу вам много нового и интересного, а так же вы будете активными участниками в отгадывании загадок.
2. Первоцветы Сибири
Рассказ воспитателя о цветах:
Примула, первоцвет сем. Примуловые Ярким представителем этой группы, от которого и пошло название, является примула (от латинского «примус» - первый). Золотые ключики весны.
Гусиный лук или аллиум сем. Луковые Повсеместно встречающееся растение. Произрастает как в сосновом бору, так и по логам в березовой роще. Низкорослое растение с ярко желтыми цветками.
Адонис, горицвет или стародубкасем. Лютиковые Адонис называют жемчужиной весны. Декоративное, строго охраняемое растение. Ядовитое и лекарственное растение. Занесен в Красную книгу Кемеровской области.
Ветреница алтайская или анемонасем. Лютиковые Ветер, по-гречески «anemos», дал имя этим нежным ранневесенним цветам. Растение обладает жгучим привкусом и раздражает слизистую оболочку глаза.
Фиалка одноцветковая сем. ФиалковыеФиалка – эмблема оживающей природы. Распространена в разреженных березовых лесах, сосновых борах, на сухих лесных опушках.
Медуница лекарственная сем. Бурачниковые Медуница распространена в районах лесной и лесостепной зон, а также в горнолесном поясе, на опушках и лесных лугах.
Прострел поникший или сон-трава сем. ЛютиковыеРаспространен в районах лесной и лесостепной зон. Растет в сосновых и березовых лесах, на опушках, открытых сухих склонах. Прострел Турчанинова занесен в Красную книгу Кемеровской области.
Мать-и-мачеха сем. Сложноцветные Мать-и-мачеха распространена повсеместно. Листья, приложенные к коже верхней стороной, кажутся теплыми, нижней – холодными.
3. Стихи-загадки о цветах
Воспитатель загадывает загадки, а обучающиеся их отгадывают. Подтверждение правильности ответа появляется на слайдах, на экране.
ПОДСНЕЖНИКВырос цветик маленький, Прячется в валежник. Желтые, пушистые Шарики душистые. Их укроет от мороза В своих веточках...
ОДУВАНЧИККапли солнца спозаранку Появились на полянке. Это в желтый сарафанчик Нарядился…
КУВШИНКАСнимем мы среди болота Замечательное фото. Очень яркая картинка – Распустилась здесь...
ИРИСЯ – травянистое растение С цветком сиреневого цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету.
ТЮЛЬПАНЗамечательный цветок, Словно яркий огонек. Пышный, важный, словно пан, Нежный бархатный...
ВАСИЛЕКМы несли грибы в корзине И еще цветочек синий. Этот синенький цветок назывался…
ГВОЗДИКАМного лепесточков острых – Красных, желтых, белых, пестрых. На меня ты погляди-ка,Называюсь я…
МАКДлинный тонкий стебелек, Сверху – алый огонек. Не растенье, а маяк – Это ярко-красный...
НЕЗАБУДКИВот полянка, вся в цветочках, Словно в светло-синих точках. Соберу здесь для АнюткиГолубые…
КОЛОКОЛЬЧИКИЭх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет.
ЛАНДЫШБелые горошки На зеленой ножке.
4. Легенды о первых весенних цветах
Текст читают трое обучающихся:
(Диана) В Англии рассказывают, что ландыши выросли из бусинок рассыпавшегося ожерелья Белоснежки. Они служат фонариками для гномов. В них живут маленькие лесные человечки – эльфы. В ландышах прячутся на ночь солнечные зайчики. Ландыш сравнивают со слезами. Старая легенда гласит, что этот чудный цветок вырос из упавших на землю слез. Тонкий аромат ландыша привлекает пчел и шмелей, которые способствуют опылению цветков, после чего развиваются вначале зеленые, а при созревании оранжево-красные ягоды. Им посвящена поэтическая легенда. Когда-то, давным-давно, Ландыш полюбил красавицу Весну и, когда она ушла, оплакивал ее такими горючими слезами, что кровь выступила у него из сердца и окрасила слезы. Влюбленный ландыш так же безмолвно перенес свое горе, как нес и радость любви.
(Илья) У речного бога и нимфы был сын, прекрасный юноша, который отверг любовь нимфы Эхо. За это он был наказан: увидев в воде собственное отражение, влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде. Родители юноши в свое время обратились к оракулу Тиресею. Прорицатель сказал, что Нарцисс проживет до старости, если не увидит своего лица. Нарцисс вырос юношей необычайной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, самовлюбленный молодой человек отверг ее страсть. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие: «Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит».
(Арина) Богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику кипельно-белый. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хотя наряд ему не полагался. И он стал просить цветы поделиться с ним одеянием. Цветы, боясь холода, не откликнулись на его просьбу, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор снег и подснежник неразлучны друг с другом, как друзья.
5. Вопросы на закрепление
Воспитатель спрашивает – дети отвечают:
О каких цветах мы сегодня говорили? (Первоцветы)Назовите цветок, который называют жемчужиной весны? (Адонис) Растение обладает жгучим привкусом и раздражает слизистую оболочку глаза. (Ветреница)Весенний лечебный цветок? (Медуница)Эмблема оживающей природы. (Фиалка)Какой цветок встречает весну раньше всех? (Подснежник)
6. Заключительное слово Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Сегодня вы узнали много нового и интересного о первых весенних цветах. Вы активно поработали, хорошо потрудились. Теперь вы многое знаете об этих хрупких первых весенних растениях. Знаете, что рвать и уничтожать их нельзя, тем самым вы наносите вред нашей природе. Тем более, что многие из первоцветов занесены в Красную книгу, как находящиеся на грани исчезновения.