Тематическое планирование 2 класс Литературное чтение УМК Перспектива


Пояснительная записка
В соответствии с федеральным базисным учебным планом  на изучение литературного чтения во 2 классе
отводится  4 часа в неделю, 136 часов в год.
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса на 2016 – 2017 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта программы начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Литературное чтение» учебника Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. Виноградской Л.А. «Литературное чтение» 2 класс в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2016 год (УМК «Перспектива»).
Общая характеристика учебного предмета «литературное чтение»
Основная концептуальная идея предмета заключается в том, что литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Специфика предмета «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др. заключается в том, что в центре внимания оказываются художественное произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это произведение ученик.
Маленький читатель воспринимает изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; воссоздаёт картины жизни, природы, созданные автором; целостно воспринимает образы как один из элементов художественного произведения, понимает авторскую позицию, моделирует собственное поведение по законам этики, выражает своё отношение к изображаемому. Благодаря чтению и осмыслению художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, его нравственно-эстетическое развитие.
Цели:
Литературное чтение в начальной школе является базовым предметом. Изучение предмета «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой и др. направлено на достижение следующих целей:
целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и познавательных возможностей младшего школьника.
В современных условиях ответственность за развитие начинающего читателя, ученика, его эстетическое и духовно-нравственное воспитание лежит в основном на учителе. Именно личность учителя, его неподдельный интерес к литературе, начитанность и культура общения играют большую роль в воспитании подрастающего поколения.
Поэтому, несмотря на господство в нашем мире телевидения, радио и компьютерных технологий, надо сделать всё возможное, чтобы ребёнок не потерял интерес к чтению книг, которые обогащают его внутренний мир, дают знания о жизни и окружающей действительности, развивают мышление и доставляют эстетическое наслаждение.
Задачи:
Основные задачи предмета «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др.:
развивать коммуникативно-речевые умения и навыки, обеспечивающие потребность в чтении литературных произведений, их свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
развивать интерес к литературному творчеству.

Распределение содержания предмета литературное чтение по темам


Тема раздела
Кол-во часов


Любите книгу
10


Краски осени
13


Мир народной сказки
17


Веселый хоровод
10


Мы - друзья
10


Здравствуй, матушка-зима!
11


Чудеса случаются
16


Весна, весна! И вес ей радо!
10


Мои самые близкие и дорогие
8


Люблю все живое
16


Жизнь дана на добрые дела
15

Итого
136


















Планируемые результаты изучения учебного материала
Планируемые результаты изучения предмета «Литературное чтение» разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного предмета.
Личностные результаты
В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 2 класса у ребенка будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;
первоначальные представления о нравственных понятиях («добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»), отраженных в литературных произведениях;
умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба»; «Как найти друзей»; «Что значит поступить по совести»;
умение свято хранить традиции своей семьи; своей родины;
умение видеть и наслаждаться красотой родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться красотой своей страной; любить свою страну.
умение понимать ценность книги; нравственный и исторический смысл возникновения книг на земле;
умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения;
стремление к успешной учебной деятельности;
умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;
умения понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;
умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;
знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
предполагать на основе чтения названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе;
понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;
принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.
проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;
составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
умения работать в соответствии с заявленным планом;
умения корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.
Познавательные:
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий на основе алфавитного каталога; в справочной литературе для детей, с помощью друзей и родителей.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Коммуникативные:
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению;
следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
умения владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;
самостоятельно определять тему прочитанного произведения;
под руководством учителя определять главную мысль произведения;
задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? Какой он?);
делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;
Сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
Сравнивать прозаический и поэтический текст;
Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроения, выраженные в репродукции картин известных художников.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
читать текст про себя (молча) и понимать прочитанное;
самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;
пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;
самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
характеризовать представленную на выставке книгу;
умение организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;
Находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования умения:
Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
Самостоятельно составлять аннотацию;
Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
Пользовать алфавитным и систематическим каталогом.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
Определять особенности сказочного текста; находить отличия сказки от сказки о животных;
Характеризовать героя произведения;
Самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
Отличать произведения живописи и произведения литературы;
Отличать прозаический и поэтический текст;
Наблюдать, как с помощью художественных средства автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом тексте;
Находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как;
Находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения под руководством учителя.
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
Выявлять особенности героя художественного рассказа;
Выявить особенности юмористического произведения;
Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
Выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
Придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями;
Читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
Инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Умения выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
Умения писать отзыв на книгу.

Материально – техническое обеспечение
1. Учебно-методическая литература
1.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2-х частях, Москва «Просвещение» 2016 год
2.Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс, Москва «Просвещение» 2016 год
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема урока.

Дата



по плану
фактически



РАЗДЕЛ: «Любите книгу».
(10 часов)




1.
Введение. Знакомство с учебником.



2.
Урок – игра «Крестики – нолики»



3.
Знакомство с названием раздела. Ю.Энтин «Слово про слово». В.Боков. «Книга – учитель».



4
Г. Ладонщиков «Лучший друг». Пословицы о книге. М. Горький о книгах.



5.
Книги из далёкого прошлого.



6.
Н. Кончаловская «В монастырской келье».



7.
Мы идём в библиотеку. Справочная литература для детей.



8.
Мои любимые художники-иллюстраторы.
Р/К К.Г. Черный «Путешествие в страну запрещенных улыбок»



9.
Самостоятельное чтение. Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». Главная мысль стихотворения.



10.
Семейное чтение. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.





РАЗДЕЛ: « Краски осени»
(13 часов)




11.
Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник.



12.
Осень в художественных произведениях А.Пушкина, С. Аксакова.



13.
Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи



14.
Майков "Осень", Есенин "Закружилась листва золотая...", Ф. Васильев "Болото в лесу"



15.
И. Токмакова «Опустел скворечник». А. Плещеев "Осень наступила..."



16.
Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки.
Р/К.Пословицы народов проживающих на территории Ставропольского края



17.
Народные приметы. Осенние загадки.
Р/К. Мифы и легенды народов Ставропольского края



18.
Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.



19.
Самостоятельное чтение. Цвета осени. С. Маршак "Сентябрь", "Октябрь". Л. Яхнин "Осень в лесу". Н. Сладков "Сентябрь".



20.
Семейное чтение . С. Образцов "Стеклянный пруд". Создание текста по аналогии.



21.
Наш театр. Инсценирование произведения Н. Сладкова «Осень»



22.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.



23.
Контрольная работа по разделу: «Краски осени»





РАЗДЕЛ: «Мир народной сказки»
(17 часов)



24.
Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел.
Р/К.Г.Н. Пухальская «Бабушкины сказки».



25.
Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль.



26.
Русская народная сказка «Заячья избушка»



27.
Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк».



28.
Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.



29.
Русская народная сказка «Зимовье». Чтение сказки по ролям.



30.
Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки.



31
Белорусская сказка «Пых». Сравнение сказок.



32.
Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки.



33.
Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка «Идэ». Главная мысль сказки.



34.
Семейное чтение. Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"



35.
Нанайская сказка «Айога». Выразительное чтение диалога.



36.
Ненецкая сказка «Кукушка». Сравнение событий сказки.



37
Наш театр. Сказка «Лиса и журавль». Инсценирование сказки.



38.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа по разделу "Мир народной сказки".



39.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение – описание лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений.



40.
КВН по сказкам.





РАЗДЕЛ: «Весёлый хоровод»
(10 часов).




41
Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: закличка, небылица, прикладное искусство,перевод.



42
Б. Кустодиев "Масленица". Устное сочинение по картине.



43
Проект: «Мы идём в музей народного творчества».



44.
Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши .
Р/К.Народные загадки, собранные в Ставропольском крае



45.
Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. Особенности авторских произведений, созданных на основе народных.



46.
Мы идём в библиотеку. Справочная литература для детей.



47.
Самостоятельное чтение. Д. Хармс «Весёлый старичок», «Небывальщина»



48.
Семейное чтение. Чуковский "Путаница". Небылицы.



49
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа по разделу "Веселый хоровод"



50.
Проект. Подготовка и проведение праздника "Веселый хоровод"





РАЗДЕЛ: «Мы – друзья»
(10 часов)



51.
Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе.
Р/К.Знакомство с творчеством А.Е. Екимцева



52.
Стихи о дружбе. М. Пляцковский «Настоящий друг». В. Орлов «Я и мы»



53.
Сочинение на основе рисунков.



54.
Н. Носов «На горке». Подробный пересказ от имени героя.



55.
Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.



56.
Самостоятельное чтение. С. Михалков «Как друзья познаются». Главная мысль.



57.
Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друзей».



58.
Семейное чтение. А. Гайдар "Чук и Гек". Обсуждение содержания рассказа.



59.
Наш театр. И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей». Инсценирование.



60.
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу. Контрольная работа по разделу "Мы - друзья".





РАЗДЕЛ: «Здравствуй, зимушка – зима».
(11 часов)




61.
Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: выразительное чтение.
Р/К. А.Е. Екимцев «Загадки»



62.
Проект. Готовимся к новогоднему празднику.
Р/К.Сборник стихов А.Е. Екимцев «Дедушка туман».



63.
Лирические произведения о зиме. А.С. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя» Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою»



64.
С. Есенин «Поёт зима, аукает»; «Берёза». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.



65.
Праздник Рождества Христова. С. Чёрный «Рождественское». Ф. Фофанов «Ещё те звёзды не погасли..." Рассказ о празднике.



66.
К. Бальмонт «К зиме». Выразительное чтение.
Р/К.Сборник стихов А.Е. Екимцев «Дедушка туман».



67.
С. Маршак «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение.
Р/К.Сборник стихов А.Е. Екимцев «Дедушка туман».



68.
А. Барто «Дело было в январе». Сказочное в лирическом стихотворении. С.Дрожжин «Улицей гуляет». Выразительное чтение.



69.
Загадки зимы. Соотнесение загадки и отгадки.



70.
Проект «Праздник начинается, конкурс предлагается»



71
Урок – игра «Поле чудес». Контрольная работа по разделу «Здравствуй, матушка Зима!»





РАЗДЕЛ: «Чудеса случаются».
(16 часов)




72
Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: литературная сказка.



73.
Мои любимые писатели. Сказки А.С. Пушкина.



74.
А.С. Пушкинт «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои сказки. Особенности литературной сказки.



75.
А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?



76.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Вставка книг.



77.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Герои сказки.



78.
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Чему учит сказка?



79.
Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». Особенности литературной сказки.



80.
Д. Мамин-Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок.



81.
Э. Распе. Из книги «Приключения барона Мюнхаузена». Особенности литературной сказки.



82.
Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.



83.
Мои любимые писатели. Сказки К. Чуковского.



84.
Самостоятельное чтение. К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона".



85.
Семейное чтение Лев Толстой "Два брата"



86.
Наш театр. К. Чуковский «Краденое солнце".



87.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа по разделу "Чудеса случаются"





РАЗДЕЛ: «Весна, весна! И всё ей радо!»
(10 часов)




88.
Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: олицетворение, воображение



89.
Ф. Тютчев «Зима недаром злится..." Приём контраста в лирическом произведении.



90
Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелёва, Т. Белозёрова и произведениях живописи А. Куинджи.



91
Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто.



92.
Мы идем в библиотеку. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне.



93.
Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова, Саша Чёрный.
Р/К.Сборник стихов А.Е. Екимцев «Деревушка на сосне».



94.
Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна»



95
Семейное чтение. А. Майков «Христос воскрес». К. Крыжицкий «Ранняя весна».



96
Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев». Инсценирование.



97.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа по разделу "Весна, весна! И все ей радо!"





РАЗДЕЛ: «Мои самые близкие и дорогие»
(8 часов)



98
Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела: семья, согласие. ответственность.



99
Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю. Энтин, Б. Заходер. Выразительное чтение.



100.
А. Барто "Перед сном", Р. Сеф "Если ты ужасно гордый". Рассказ о маме. Дж. Родари "Кто командует?" Главная мысль.



101
Мы идем в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме.



102
Самостоятельное чтение. Э. Успенский "Если был бы девчонкой", «Разгром». Б. Заходер "Никто"



103
Семейное чтение. Л. Толстой "Отец и сыновья". "Старый дед и внучек".



104
Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить». Инсценирование.



105
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа к разделу «Мои самые близкие и дорогие»





РАЗДЕЛ: «Люблю всё живое».
(16 часов)



106.
Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела: сочувствие, сопереживание.
Р/К.Сборник стихов А.Е. Екимцев «Деревушка на сосне».



107.
Саша Чёрный «Жеребёнок». Авторское отношение к изображаемому.



108.
С. Михалков «Мой щенок». Дополнение содержания текста.



109.
С. Снегирёв «Отважный пингвинёнок». Поступки героев.



110.
М. Пришвин «Ребята и утята». Составление плана.



111.
Е. Чарушин «Страшный рассказ». Составление плана на основе опорных слов.



112.
Сравнение художественного и научно-популярного текста. Н Рубцов «Про зайца». Из энциклопедии "Заяц"



113.
Проект "Создание фотоальбома о природе". В. Берестов "С фотоаппаратом"



114
Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.



115
Мои любимые писатели. В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка". Составление плана на основе опорных слов.



116
Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок.



117
Семейное чтение. В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?»



118
Г Снегирев "Куда улетаю птицы на зиму?" Постановка вопросов к тексту.



119
Наш театр. В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок». Инсценирование.



120
Шутки-минутки. В. Берестов "Заяц-барабанщик", "Коза".



121
Маленькие и большие секреты страны Литературии . Обобщение по разделу. Контрольная работа по разделу «Люблю все живое»




РАЗДЕЛ: «Жизнь дана на добрые дела».
(15 часов)



122.
Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела: взаимопонимание, честность, сочувствие.



123
Какие дела самые важные. С. Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах». Заголовок.



124
Л. Яхнин «Пятое время года», «Силачи». Заголовок.



125
В. Осеева «Просто старушка». Смысл заголовка.



126
Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим «Не смей!»



127
А. Гайдар «Совесть». Е. Григорьева «Во мне сидят два голоса». Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей.



128.
Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести». В. Осеева «Три товарища»



129.
И. Пивоваров «Сочинение»



130.
Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме»



131.
Мы идём в библиотеку. Мои любимые писатели. Н. Носов.



132.
Самостоятельное чтение. Н. Носов «Затейники». Подбор заголовка.



133.
Н. Носов «Фантазёры». Чтение по ролям.



134.
Семейное чтение. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Смысл басни.



135.
Обобщение по разделу. Контрольная работа к разделу «Жизнь дана на добрые дела»



136.
Наш театр. С. Михалков «Не стоит благодарности».




Рисунок 1