Крымоведение, 8 класс: Полупустынная Присивашская и типично степная равнинная области Крыма.


Крымоведение 8 класс, урок № 32 «Полупустынная Присивашская и типичная степная равнинная области».
Планируемые результаты:
личностные: воспитывать интерес и любовь к ландшафту, в котором мы живем, расширять кругозор, эрудицию, развивать творческие способности учащихся;
метапредметные: воспитывать бережное отношение к родной природе, к родному краю, совершенствовать коммуникативные компетенции:
предметные: дать представление о типично степной равнинной области Крыма: Тарханкутской подобласти, Центрально – Крымской, Керченской; полупустынной Присивашской области.
Оборудование: Демонстрационная карта Крыма; тетрадь с печатной основой под редакцией А.В. Супрычева , атлас Крыма, мультимедийный комплекс с прямым доступом в Интернет
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
Изучая ландшафтные комплексы Крыма, наш урок сегодня посвящается ландшафту в котором мы живём. Мне очень хочется, чтобы Вы, ребята, были моими активными помощниками.
III . Актуализация опорных знаний и умений учащихся:
На трёх предыдущих уроках мы изучили физико - географические районы Крыма : Главная гряда Крымских гор, Крымское предгорье, ЮБК. Эти ландшафты мы отметили и подписали на картосхеме, которая расположена в нашей тетрадке на странице 88. Нетронутая часть карты – Присивашская область и типично степная равнинная область, которая состоит из трех подобластей : Тарханкутская, Центрально – Крымская, Керченская.
IV. Изучение нового материала :
Напоминаю, что физико – географические страны состоят из физико - географических провинций, областей и подобластей.
Равнинная часть Крыма входит в состав Крымской равнинной степной провинции. Она характеризуется равнинным рельефом, степной растительностью, континентальным климатом и делится на две области:
полупустынная Присивашская и типично степная равнинная( в ней выделяют три подобласти: Тарханкутская, Центрально –Крымская, Керченская).
Полупустынная Присивашская область характеризуется очень сухими степными и солончаковыми ландшафтами. Это низменная равнина, которая постепенно повышается от побережья Сиваша к Каркинитскому заливу. Она сложена эолово – делювиальными суглинками и глинами. Долины рек и балок заполнены аллювиальными (пойменными) суглинками и супесями, лиманными песками и глинами. Основное значение в различии ландшафтных условий имеет глубина залегания грунтовых вод. У береговой линии и в низовьях рек грунтовые воды расположены близко у поверхности. Здесь преобладают солончаки, галофитные луга, у берегов – водно – болотные экосистемы с зарослями камышей и большим количеством птиц. На более высоких участках растут полынно – типчаковые степи, а ещё выше – ковыльно – типчаковые. Так как большие площади здесь заняты пахотными землями и пастбищами, т.е. большую территорию занимают агроэкосистемы (выращивание озимой пшеницы), животный мир беден : лисица, ласка, тушканчик, степной хорек, а из пресмыкающихся : крымская ящерица, обыкновенный уж и др. Есть здесь заброшенные сельскохозяйственные угодья, которые формируют сорные сообщества( сорные фитоценозы).
В пределах типично степной равнинной области выделяют три ландшафтные подобласти – Тарханкутскую, Центрально – Крымскую, Керченскую.
Тарханкутская ландшафтная подобласть - это возвышенная равнина, сложенная известняками, лессовидными суглинками, красно -бурыми глинами. Увалистые возвышенности с глубоко врезанными долинами ( сухоречьями) характеризуется жарким засушливым летом и относительно теплой зимой без ярко выраженного периода с отрицательными температурами воздуха. Увлажнение недостаточное – испаряемость в два раза превышает количество выпадающих осадков. Естественные ландшафты почти не сохранились, т. к. большие площади заняты под пашню и пастбища .Бедноразнотравные степи расположены на петрофитных (каменистых) местообитаниях.
Центрально – Крымская ландшафтная подобласть характеризуется волнистым рельефом с высотами от 50 до 120 м. Здесь выпадает 500мм осадков в год, иногда случаются суровые зимы. Доминируют равнинно – лощинные, долинно – балочные, плоскоравнинные, долинные и сухоречные местности. Это самая распаханная территория, но естественные степные участки сохранились небольшими пятнами. В речных долинах соседствуют населенные пункты и естественные ландшафты (по ходу изучения подобласти поддерживается обратная связь с учащимися, т.к. изучается ландшафт в котором мы живем).
Керченская ландшафтная подобласть делится на две основные части: юго – западную, сложенную тяжелыми засоленными глинами, и северо – восточную, сложенную глинами, песками, мергелями и известняками. В юго – западной части преобладают пустынные степи, галофитные луга, типичные бедноразнотравно – злаковые степи. В северо – восточной части преобладают петрафитные кустарниково – разнотравно – злаковые степи на останцово – водораздельных участках, ковыльно – типчаковые степи на наклонных равнинах, типчаково – полынно – пустынные степи в котловинах. Эти территории используются под пастбища. Видовой состав таких участков обеднен. Пахотные угодья занимают 35 процентов территории.
На изучаемой территории расположено две природоохранных территории: Казантипский и Опукский( стр.89 тетрадь – нанести на карту).
Демонстрация видеоролика «Казантипский заповедник» продолжительность 08.01мин от 21.06.2016год(показывать 3 минуты); видеоролик «Опукский заповедник» 01.08мин от 01.05.2015год – после просмотра дать ответ на вопрос : каковы особенности ландшафтов Керченского полуострова?
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся.
1. Какие факторы учитываются в физико –географическом районировании Крымского полуострова при процедуре «вычленения» ландшафтов?
2. Что представляет из себя полупустынная Присивашская область?
3. Почему на типичной степной равнинной области выделяют три подобласти: Тарханкутскую, Центрально – Крымскую, Керченскую?
4. Что такое агроэкосистема и почему в центральной части Крыма она занимает большие площади?
VI. Работа с тетрадью стр. 90 – 91: заполнение таблицы по типичной степной равнинной области( ландшафт в котором мы живем), с использованием карт атласа стр.6 -9.
VII. Подведение итогов урока с выставлением оценок.
VIII. Домашнее задание: стр. 90 -91, повт. стр.86 – 89.