Человек и мир. Торф и нефть. Подземные кладовые нашей республики


Тема урока: Торф и нефть. Подземные кладовые нашей республики
Цели урока:
— продолжить формировать представление о разнообразии полезных ископаемых, о подземных богатствах нашей республики, месторождениях важнейших полезных ископаемых;
— содействовать осознанию учащимися исчерпаемости запасов полезных ископаемых, необходимости их рационального использования, пониманию того, что бережное отношение к тепло- и электроэнергии, ко всем окружающим предметам и вещам является важнейшим условием сохранения подземных богатств страны;
— развивать элементарные исследовательские умения, умения читать карту.
Оборудование: образцы торфа, демонстрационный образец нефти в пробирке, колба, миска, пипетка, фильтровальная бумага, физическая карта Беларуси, фишки условных знаков полезных ископаемых.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка знаний и умений
Осуществляется по методике «Опрос пятерых» (см. урок по теме «Что такое карта»).
Задания для работы в микрогруппах:
1. Укажите букву полного правильного ответа.
Полезные ископаемые – это:
А) все природные богатства, которые люди добывают с поверхности земли или из ее глубины и используют для различных хозяйственных нужд;
Б) все природные богатства, которые люди добывают с глубины земли;
В) все природные богатства, которые люди добывают с поверхности земли и используют для различных хозяйственных нужд.
2. Узнай по описанию:
А) бывает разного цвета, твердый, состоит их крупных частиц, сыпучий, хорошо пропускает воду;
Б) разноцветная, состоит их маленьких слипшихся частичек, пластичная, плохо пропускает влагу, не растворяется в воде;
В) разноцветный, твердый, прочный, имеет зернистое строение, хорошо полируется.
3. Закончите предложения.
А) Гранит используется для строительства фундаментов зданий потому, что он …
Б) Гранит используется для облицовки зданий, строительства памятников потому, что он …
В) Из глины делают посуду, игрушки потому, что она …
Г) Песок добавляют к глине при изготовлении кирпичей, посуды для придания …
Д) Растения, растущие на песчаных почвах, нужно поливать больше, так как песок …
3. Вступительная беседа
Проводится по вопросам перед текстом учебника «Торф, нефть».

4. Изучение нового материала
Проблемный вопрос:
— Почему торф используется не только как топливо, но и как удобрение, подстилочный материал?
Практическая работа:

Чтение текста «Торф», полученные знания в результате проведения практической работы сверяются с текстом учебника. По ходу практической работы и чтения текста учебника, заполняется первая часть таблицы «Свойства торфа и нефти»:
Свойства Торф Нефть
Состояние твердое Жидкое(маслянистая жидкость)
Цвет Темно-коричневого Почти черного
Строение Из остатков растений Отношение к воде Легче воды, хорошо впитывает влагу Легче воды, расплывается тонкой пленкой…
Горючесть + +
Знакомство со свойствами нефти.
Проблемные вопросы:
— Почему нефть называют «черным золотом»?
— Почему так опасно, когда это «черное золото» попадает в водоем?
Чтение статьи «Нефть». Свои ответы учащиеся сверяют с текстом учебника, затем под руководством учителя заполняют вторую часть таблицы.
По возможности полезно продемонстрировать следующие опыты:
1. Учитель берет кусочек ваты и пропитывает ее нефтью. По результатам опыта делается вывод о том, что нефть имеет характерный запах.
2. Затем пропитанный нефтью кусочек ваты кладется на бумагу. Ученики наблюдают, какой след оставляет вата. Вспоминаем, что оставляет такой след, в результате чего делается вывод о том, что нефть маслянистая жидкость.
3. В миску с водой с помощью пипетки учитель капает несколько (2 — 3) капель нефти. Ученики наблюдают, как довольно быстро вся поверхность воды в миске затягивается тонкой радужной пленкой нефти, объясняют, почему это происходит (нефть маслянистая жидкость, легче воды).
4. На поверхность воды с пленкой нефти осторожно помещается кусочек бумаги. Учитель пинцетом поднимает бумагу и обращает внимание детей на то, что на бумаге остается пленка нефти. Ученики рассуждают, что происходит с птицами, которые плавают в водоемах, куда попадает нефть.
Физкультминутка :Ручки вверх, ручки вниз.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок .А затем поприседаем,
Никогда мы не устанем.
— Как вы думаете, что такое месторождение полезных ископаемых?
Практическая работа по карте.
Методика «Обучение сверстников»: каждая микрогруппа выполняет один из пунктов практической работы по физической карте республики и в процессе работы с текстом учебника.

При подведении итогов работы используются фишки условных знаков полезных ископаемых (условные знаки полезных ископаемых рисуются на картонной карточке; размеры такие, чтобы был виден условный знак с последних парт; фишки укрепляются на карте с помощью пластилина или специальных кнопок).
— Наша республика не так богата топливными полезными ископаемыми, особенно нефтью и газом. Порассуждайте в своих микрогруппах, как можно сохранить на дольше подземные богатства нашей республики.
При обсуждении результатов работы особое внимание обращается на роль каждого человека в рациональном использовании полезных ископаемых, на связь меду здоровьем и экономным использованием тепло- и электроэнергии.
5. Закрепление изученногоИтоговый тест (можно устно):
1. Назови одним словом.
Песок, глина, гранит, калийные соли, нефть – это …
2. Подчеркни лишнее.
Наша республика особенно богата такими полезными ископаемыми, как песок, глина, торф, нефть, каменный уголь, калийная и каменная соли.
3. Вставь пропущенное.
Песок, глина, гранит – … материалы, а торф, нефть – … полезные ископаемые.
4. Соедини стрелкой написанное в столбцах.
Торф хорошо впитывает влагу, поэтому используется как удобрение
Торф состоит из остатков растений, поэтому используется как подстилочный материал.
Нефть и торф обладают таким свойством как горючесть, поэтому растекается на поверхности  воды тонкой радужной пленкой.
Нефть – маслянистая жидкость, легче воды, поэтому используются как топливо.
5. Отметь знаком «+» те утверждения, с которыми ты согласен, и знаком «–» те, с которыми не согласен.
Если экономно использовать тепло- и электроэнергию, то можно сберечь горючие полезные ископаемые на более длительный срок.
Полезные ископаемые  – исчерпаемые природные богатства, поэтому каждый человек должен относиться к ним бережно.
Полезные ископаемые – неисчерпаемы природные богатства, поэтому человек может их использовать без всякого ограничения.
Экономно использовать тепло- и электроэнергию – значит сохранять полезные ископаемые, беречь окружающую среду от загрязнения, а также свое здоровье.
Чем больше мы добываем полезных ископаемых, тем сильнее мы загрязняем окружающую среду.
6. Домашнее задание
Прочитать статьи по теме Торф и нефть. Подземные кладовые нашей республики, ответить на вопросы к ним.
Задание для желающих: придумать и нарисовать знаки «Береги природные богатства».