Методическая разработка урока производственного обучения Технология нанесения венецианской штукатурки


Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий центр профессионально-технического образования строительства и архитектуры»
Рассмотрено и одобрено
на заседании цикловой комиссии
мастеров производственного обучения
от 26 января 2017 г.
протокол № 6
Председатель _______________Кашук А.В. Утверждаю
заместитель директора по учебно-производственной работе
____________ Н.И. Доренская
«___»_____________ 2017 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
«Технология нанесения «Венецианской штукатурки»»
Профессия 08.01.06 Мастер сухого строительства
Группа СОМ-16
Подготовила: мастер производственного обучения первой категории
Ермакова Татьяна Васильевна
г. Донецк – 2017 г.
ПЛАН УРОКА
Тема программы: ПМ 02 «Выполнение штукатурных работ»
ПК 2.5.Нанесение «Венецианской штукатурки».
Тема урока: «Технология нанесения «Венецианской штукатурки»»
Цели урока:
Образовательная: формирование знаний о технологическом процессе нанесения венецианской штукатурки
Развивающая:  развитие у студентов познавательного интереса и профессиональных компетенций на уроке, через использование информационных технологий. Развитие у студентов творческой инициативности и активности в работе.
Воспитательная:  содействовать воспитанию интереса к своей профессии, аккуратности, внимательности, самостоятельности, профессиональной компетентности и мобильности бережное отношение к инструменту материалу.
Метод ведения урока: использование интерактивных методов обучения. Объяснение с показом трудовых приемов.
Тип урока:  Мастер-класс, презентация. Совершенствование умений и навыков при выполнении венецианской штукатурки.
Задачи урока:
Проверить знания теоретического материала по теме.
Продолжить формировать профессиональные компетенции применять знания о технологическом процессе нанесения венецианской штукатурки.
Продолжить формировать умения работать в группе
Развивать интерес студентов к профессии
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, видеометод.
Межпредметные связи: «Материаловедение», «Специальная технология» «Химия», «черчение».
Материально-техническое оснащение урока:
Наглядные пособия: презентация, учебник А.А.Ивлиев «Отделочные строительные работы», макеты, рефераты, таблица «Критерии оценок»
Индивидуальный раздаточный материал: инструкционно-технологические карты,  инструкции по охране труда и безопасности жизнедеятельности, карточки рефлексии, карточки-задания, «Технологическая последовательность выполнения операций «Нанесение венецианской штукатурки», набор инструментов штукатура.
Материалы: вода, сухие декоративные смеси, красящий состав.
Инструменты: гладилка, терка, отрезовка, шпатель, правило, малярная кисть, терка для глянцевания поверхности.
Приспособления: ведра, столик, емкость для раствора, емкость для воды;
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, электромиксер
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:
Организационная часть (5 мин).
1 Приветствие с группой.
2.Концентрация внимания студентов и проверка их наличия.
3.Организация и проверка готовности студентов к работе, наличие спецодежды, создание положительной эмоциональной атмосферы. 4.Объяснение хода и последовательности проведения учебной практики «Технология нанесения венецианской штукатурки».
Вводный инструктаж (40 мин).
Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
Фронтальный опрос (20мин)
Дать определение понятию «штукатурка»?
Дать классификацию штукатурки? Что такое штукатурка?
Каково её  назначение?
Назовите виды штукатурки. Чем они отличаются?
Какие требования предъявляют к поверхностям, предназначенные для оштукатуривания?
Какова цель штукатурных работ?
Ответы студентов… студенты вспоминают технологическую последовательность выполнения штукатурки
а) по способу приготовления
б) по качеству отделки
в) по назначению
Сообщение темы программы темы урока, цели урока.
Ознакомление с правилами безопасности при работе с инструментами и материалами.
Изложение нового материала (20 мин).
Объяснение и показ мастером выполнение «венецианской штукатурки».
Беседа с студентами о способах  декорирования предметов интерьера (покраска, резьба, отделка гипсокартоном, оклеивание обоями, аппликация, декоративная штукатурка).
-А как появилась декоративная штукатурка, откуда она родом?
История Декоративной штукатурки:
Декоративная  штукатурка  использовалась людьми с незапамятных времен. Первыми известными нам штукатурами были древние египтяне, которые еще 7000 лет назад использовали штукатурку, изготовленную из обожженного гипса и глины. Конечно, на тот момент не использовались такие излишества, как лак для декоративной штукатурки и воск для декоративной штукатурки, да и сама штукатурка не была декоративной, а выполняла вполне прозаическую функцию – выравнивала стены и скрывала их дефекты, в том числе трещинки. Самым простым способом украсить свое простое жилье на территории России, Украины, Беларуси, было обмазать стены глиняной или известковой смесью, добавив в нее для красоты толченый кирпич, слюду, другой природный материал. Рисунки на декоративной штукатурке такого рода могли присутствовать в виде растительного или геометрического орнамента, а могли и не использоваться. Вопрос о том, где купить декоративную штукатурку, не возникал, ведь изготовить ее по своему вкусу мог любой желающий.
Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий.
Дизайнер - творец окружающего мира. Он стремится охватить все сферы жизни современного человека, причем его интересует не только внешний вид (оболочка) предметов, но и их внутренняя суть и функциональная взаимосвязь
Интерьер - это внутреннее убранство комнаты
Новые слова: Дизайн, дизайнер, интерьер.
Рассмотрим теперь самые популярные виды декоративной штукатурки,
Структурные штукатурки – простой в нанесении материал; изготавливается на минеральной основе, на основе силиката калия или синтетических латексов. Бывают на водной основе и на растворителях. В готовом виде на стене выглядит очень эффектно. За ним легко ухаживать: материал можно чистить стиральными порошками, средством для мытья посуды, мылом и простой водой. К тому же, такие штукатурки надолго сохраняют свою яркость, пластичны, продаются в готовом виде. Их можно наносить на любые внутренние и внешние поверхности: дерево, бетон, металл, гипсокартон и т.д. Такие штукатурки чаще всего используют для отделки санузлов, холлов, потолков, ванных, фасадов и оград.
Минеральные штукатурки отлично подходят для теплоизоляции фасадов. Отличаются экономичностью. Изготовлены из натурального, экологически чистого сырья. Обладают отличными техническими и эксплуатационными характеристиками.
Каменная штукатурка представляет собой мраморную, кварцевую или гранитную крошку, перемешанную с клеящими и связующими составами. Цветная каменная штукатурка считается одной из самых долговечных. Бывает разных цветов, каждый из которых состоит из нескольких оттенков. Наносится простым шпателем на гипсокартонные панели, бетон, штукатурку, цемент до получения ровного слоя. Каменная крошка устойчива к механическим воздействиям, хорошо маскирует неровности поверхности, не боится воды, противостоит любым погодным условиям.
Декоративная венецианская штукатурка – это так называемый «жидкий мрамор». Основными компонентами материала являются мраморная и известковая мука. Это долговечный материал, который может превратить любое жилье в настоящий дворец. Венецианская штукатурка позволяет оформить стены под натуральный мрамор, что очень ценится в современном мире. Современный ремонт квартир, офисов, дома не возможен без использования современных отделок и материалов. В современной отделке востребована поверхность под фактуру. Более актуальна поверхность «жидкий мрамор», то есть «Венецианская штукатурка», которую мы будем изучать, учиться первоначальным навыкам профессиональной компетенции (приложение № 1)
В приложении идет описание последовательности выполнения «венецианской штукатурки».
Закрепление материала вводного инструктажа
Работа по тестам и устные ответы на вопросы:
Выдача тестового задания (7 мин)
1.  К какому виду штукатурки относится «венецианка»?
а) обычная
б) декоративная +
в) сухая
г) специальная
2.Какими достоинствами обладает «венецианка»?
а) выполнена на масляной дешёвой основе;
б) низкая прочность, долговечность, нестираемость;
б) выполнена на основе акриловой дисперсии; +
г) высокая прочность, устойчивость к сухому и мокрому истиранию.+
3.Перечислить инструмент, применяемый для выполнения нанесения строительной смеси на поверхность:
а) гладилка
б) салфетка
в) губка
г) металлический шпатель
4.  Где применяется композиционное покрытие?
а) для наружных работ
б) для специальных работ
в) для внутренних работ
г) для фасадных работ
5.  Дайте определение «Венецианская штукатурка – это …
(защитно-отделочное декоративное многослойное покрытие на основе акриловой дисперсии имитирующее ценные породы дерева, камня, ткань)
6. Нанесение какого слоя позволяет создать водоотталкивающую способность поверхности?
а) грунта
б) воска
в) праймераг) финишного
7.  Через какое время можно наносить последующий слой?
а) 1 час
б) 30 мин
в) 6 часов
г) 10 часов
8.  Какую площадь нужно обрабатывать без перерыва в работе?
а) всю поверхность
б) 10 м
в) 5м
г) 1 м
9. В какой последовательности необходимо наносить материал каждого слоя?
(зарисовать)
10. Какой технологический перерыв необходимо соблюдать перед нанесением воска и созданием водоотталкивающего покрытия?
а) 10 часов
б) сутки
в) 4-5 суток
г) 12 часов
После выполнения задания, давайте проверим правильность ответов и оценим их.
Шкала оценивания тестового задания
Оценка «5» «4» «3» «2»
Количество правильных ответов 10 8-9 4-7 1-3
Также с целью рефлексии в заключение опроса и показа предложить студентам подвести итоги в форме кратких самоотчетов: (трое студентам дали оценку своей деятельности, один – оценил работу всей группы, в целом), в свою очередь, обратить внимание на недостатки и объяснить, как их не допускать, отметить важность теоретических основ и техники безопасности.
В целях эффективного усвоения студентами нового материала использовать словесно-наглядный метод с применением средств ИКТ: для первоначального ознакомления с технологией выполнения штукатурных работ с использованием смеси для нанесения «венецианской штукатурки».
Текущий инструктаж (220 мин)
Распределение студентов по рабочим местам.
Самостоятельная работа при выполнении «венецианской штукатурки».
Приемы выполнения работы мастером.
Первый обход. Проверка рабочих мест, все ли студенты приступили к работе. Проверка технологической последовательности выполнения работ. Мастер обращает внимание на соблюдение и выполнение безопасных приемов труда.
Второй обход.Особое внимание уделяется правильности организации работ студентов, которые слабо обучаются. .Во время целевого обхода акцентируется внимание на самоконтроль качества работы студентов, которые допускают ошибки в работе. Учитывается внимание, соблюдение правил охраны труда.
Третий обход. Проверка организации работы в группе студентов правильность выполнения и последовательность технологических операций, бережное отношение к использованию материалов, рациональное использование рабочего времени. Учитывая высокий уровень творческого мышления отдельных студентов мастер предъявляет к ним повышенные требования, предлагает использовать современные технологии. Акцентирует внимание студентов на использовании учебно-методической документации.
Четвертый обход. Обращается внимание студентов на самоконтроль качества работы на завершающем этапе, выполнение нормы времени, соблюдение правил охраны труда. Мастер собирает информацию для заключительного инструктажа. Контроль за учебной практикой студентов мастер осуществляет путем текущего наблюдения в процессе работы и оценивание результатов работы студентов.
Мастер принимает выполненную работу у студентов. Проверяет качество работы.
Студенты убирают рабочее место после окончания выполненных работ. Приводят инструмент в порядок.
Заключительный инструктаж (5 мин)
Анализ деятельности студентов в процессе урока
Подведение итогов урока. Рефлексия (4 мин)
Итак, урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
Какая тема нашего урока?
Какая цель нашего урока?
Что мы делали на уроке?
Каждый из вас сегодня поработал как в группе, так и самостоятельно. Теперь выскажите, пожалуйста, свое мнение о работе над нанесением венецианской штукатурки и результатах.
Кто считает, что он доволен своей работой на уроке?
Кто считает, что материал урока был в некоторых местах непонятен?
8. Домашнее задание (1 мин)
Реферат по теме «Структурное штукатурное покрытие»
Правила безопасности труда при выполнении штукатурных работ:
Работать только в спецодежде и перчатках.
Ручки инструментов должны быть гладкими, без сколов.
Леса и подмости устанавливают на очищенные выровненные поверхности.
Инструменты, инвентарь и материалы располагают так, чтобы они не  мешали проходу.
Не бросать инструмент под ногами, обращаться осторожно, чтобы не ранить себя и рядом стоящего.Очистить инструмент и промыть водой убрать в предназначенное место для хранения.
Отключить применяемые электроинструмент от электросети.
Убрать рабочее место.
По окончания работ вымыть руки с мылом.


Приложение № 1
«Скажи мне – я забуду.
Покажи мне – я запомню.
Вовлеки меня – я пойму».
(китайская пословица)

Подготовительные работы – основа основ!
-57151052195 Нанесение венецианской штукатурки требует идеальной поверхности стен. Венецианская штукатурка может наноситься разными способами.
Рассмотрим один из стандартных способов нанесения такой штукатурки на стену.
Техника нанесения венецианской штукатурки предполагает очень тщательные и скрупулезные работы по подготовке поверхности, только в этом случае венецианка сможет восхитить вас не только своей красотой, но и основными эксплуатационными достоинствами – долговечностью и практичностью.
Сейчас мы будем учиться первоначальным профессиональным компетенциям нанесение основных слоев «Венецианской штукатурки» Технология венецианской штукатурки позволяет не только получать покрытия самых разнообразных цветов и оттенков, но и создавать оригинальные, неповторимые рисунки.
Кроме того, фактура покрытий хорошо гармонирует с современными конструкциями окон, дверей, мебели, осветительных и нагревательных приборов. В отличие от красок и обоев венецианская штукатурка не отклеивается, практически не изменяет свой цвет за все время эксплуатации, которое для отдельных видов доходит до 10-15 лет, ее можно мыть, она экологична, не имеет запаха, огнестойка.
Первый этап нанесения «венецианской штукатурки»
3535045272415До начала работ, проклеиваем верхние части стен малярным скотчем (рис.1). При работе с венецианкой, этот скотч нам придется снять сразу после окончания работ, не дожидаясь окончательного высыхания материала. В противном случае, при его удалении могут образоваться весьма неэстетичные трещины и сколы.
Рисунок 1.
Подбор цветовой гаммы
-27876586360Берем шпаклевочную масса для венецианки. Материал белого цвета, а тон (рис.2) подбираем во всевозможные цвета теплый или холодный взависимости от помешения.
Добавляем необходимое количество красителя, при тщательном перемешивании.
Рисунок 2.
Второй этап нанесения «венецианской штукатурки»
Итак, приступим, равномерно накладываем шпаклевочную масса на край гладилки с помощью узкого шпателя.
Если Вы правша, то наносите шпаклевочную масса на гладилку с правой стороны (рис.3), если левша, то с левой (рис.4). (Имеется ввиду та сторона гладилку когда он обращен к Вам ручкой, т.е. приложен к стене рабочей поверхностью).
-163195281305
10426708255
Рисунок 3 Рисунок 4
Отделывать стену будем небольшими участками, приблизительно по 1м2, начиная снизу. Первый слой массы является базовым, он наносится всплошную и задает тон всему будущему цвету стены. Стараемся сделать первый слой как можно тоньше1-2мм при работе используем гладилку на которую наносим массу шпателем. Движения гладилки, наносящей покрытие короткие и скругленные.
-64770686435Общая траектория движения при покрытии стены – слева направо, а будем ли мы наносить массу сверху вниз или снизу вверх – не имеет значения, поступаем так, как удобнее для нас.
Материал наносим тонким слоем (рис. 5) и не дожидаясь его высыхания, распределяем гладилкой, разнонаправ-ленными движениями по дуге, избегая резких стыков по прямым линиям. Гладилку нужно прижимать к стене плотно, выдерживая угол наклона 15-20 к поверхности. Именно такие способы нанесения венецианской штукатурки и позволят получить нам те прожилки, которые, в окончательном варианте, и сделают нашу стену похожей на натуральный камень. Через каждые два- Рисунок 5 три движения шпатель очищают и протирают влажной салфеткой. Первый слой идеально выравнивать не надо. Первый слой сохнет не менее 4-8 часов. Основная задача первого слоя обязательно перекрыть ранее окрашенную грунтовку.
Третий этап нанесения «венецианской штукатурки»
361759545085Для нанесения второго слоя (рис.6) необходимо дождаться полного высыхания первого слоя. Второй слой наносим короткими рваными движениями, и сразу затираем гладилкой движения выполняются парно крест-накрест, перекрывая один другим, движением в одну сторону мы наносим материал, а движением в противоположную - снимаем излишки. Такая техника нанесения венецианской штукатурки именуется «бабочка». В результате рельеф базисного слоя исчезает, а на поверхности появляются прожилки, их величина зависит от способа нанесения декоративного слоя. Рисунок 6
После полного высыхания нанесенного декоративного слоя, поверхность ошкуривается мелкозернистой наждачной бумагой или заглаживается гладилкой. Для увеличения зрительного эффекта глубины венецианской штукатурки и ее знаменитого внутреннего свечения, выполняют большее количество промежуточных слоев, общее число которых может доходить до девяти в нашем случае будет три слоя, что не ухудшит качество нашей поверхности.
Четвертый этап нанесения «венецианской штукатурки»
Придаем окончательный блеск: после нанесения последнего слоя, для придания венецианской штукатурке водостойкости и увеличения блеска на поверхность стены. Наносим жидкий воск (рис. 7) при помощи специальной ворсовой перчатки или шпателя.

Рисунок 7
Пятый этап нанесения «венецианской штукатурки»
24491951567180Эту работу проводим не ранее, чем через неделю после финишного нанесения отделочного слоя, кроме обычного прозрачного состава для венецианки, можно отдать предпочтение покрытию с дополнительным декоративным эффектом, и тогда наша поверхность украсится перламутровыми, золотыми или серебряными прожилками затем стена окончательно полируется шлифовальной машинкой со специальной ворсовой насадкой (рис 8).
Рисунок 8.
ИНСТРУМЕНТ
для нанесения «венецианской штукатурки»
1. Гладилка
для нанесения «венецианской штукатурки»
2. Узкий шпатель 
(6 см)
для подмазки трещин
3. Широкий шпатель
(20см)
для нанесения «венецианской штукатурки»
4. Тёрка со сменным полотном
для затирки и шлифовки поверхности
5. Ворсовая шубка
для глянцевания поверхности
6. Кисть-макловица
для нанесения грунтовки
7. Строительный миксер
для качественного и быстрого смешивания любой смеси.
В заключение урока отметим, что основными и очевидными недостатками технологии «венецианской штукатурки», как и любой другой разновидности декоративной штукатурки, являются длительность процесса и сложная ручная работа. Правда, последний недостаток плавно переходит в достоинство, поскольку именно ручная работа квалифицированного мастера позволяет создавать неповторимые по рисунку покрытия.