Конспект урока по географии на тему «Земная поверхность на плане и карте» (2) (6 класс)


Ф.И.О
Ковалева Галина Валентиновна

Место работы
МКОУ «Нововоронежская СОШ №4»

Должность
учитель географии

Предмет
география

Класс
5

Тема и номер урока в теме
Тема «План и карта»
Урок №3 «Земная поверхность на плане и карте» (2)

Базовый учебник

Время проведения
А. И. Алексеев и др. География. 56 классы
ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2012 Линия «Полярная звезда»
2013-2014 учебный год

Цели и задачи урока: 

1. Образовательная: выяснить, как на плане и карте изображают неровности земной поверхности; раскрыть понятия «абсолютная и относительная высота», горизонтали; определять высоты.
2. Развивающая: развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных задач.
3. Воспитательная: развивать познавательный  интерес к  предмету, положительную учебную мотивацию,  внимательность,  наблюдательность; формировать у учащихся экологическую культуру.

Оборудование урока: атлас, топографический план, компьютер.
Когнитивный компонент урока: относительная высота, абсолютная высота, горизонтали.
Деятельный компонент урока: определять относительную и абсолютную высоту по плану; определять по плану с помощью горизонталей повышения и понижения местности.
Эмоционально – ценностный компонент урока: оценивать значение умений определять с помощью плана и карты формы рельефа местности.
Работа с учебником: работа с текстами и рисунками учебника, работа по заданиям и вопросам.
Тип урока: комбинированный с презентационной составляющей.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение элементарными практическими умениями работы с учебником.
Предметные: сформировать представление об азимуте и плане местности; научить учащихся находить азимут по плану и на местности.

Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.






Структура и ход урока.


Название этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
(УУД)
Время

1
Организация на урок
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
2 мин

2
Актуализация
Темы
(мотивация урока)
Вопросы:
- Какой раздел мы изучаем? (План и карта)
Внимательно прослушайте стихотворение и назовите тему нашего урока?
Для кого-то жизнь – равнина, Для кого-то – горы. За горами мне не видно, Что равнина скоро. И куда не кинешь взор - Где ориентиры, Сколько вокруг гор? Ну а где равнины?
-Кто назовет тему нашего урока?
(слайд№1-2)
Демонстрируют знания (Л)
Формулируют название темы урока (Р)
3 мин

3
Проверка домашнего задания
Вопросы:
-Что такое план местности? Какие особенности его характеризуют?
- Что такое условные знаки?
-Что такое масштаб? Перечислите виды масштаба?
-На плане местности указан именованный масштаб, ему соответствует численный масштаб. Найдите правильный ответ.
Изобразите размеры рек в масштабе.
(слайд № 3-4)
В рабочей тетради стр.17 №9 Условные знаки, каких объектов изображены на рисунке?
Демонстрируют знания (Р,П)


Формулируют ответ, применяя
полученные знания (Р) (К)

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

5 мин

4
Изучение нового материала
Решают проблемный вопрос.
- Как изображают на плане и карте неровности земной поверхности? (слайд № 5)
Экологический вопрос.
-Какими способами можно охранять природу?
(слайд № 6)
-Что такое «относительная высота»?
-Что такое «абсолютная высота»?
-С помощью, каких линий измеряется высота? Как они называются?
(слайд № 7-9)
Работа с текстом учебника на стр. 36
Обратите внимание на рис. 24. учебника и (слайд № 7)
Практическое задание.(слайд № 10)


Знакомятся с понятиями «относительная высота», «абсолютная высота»
«горизонтали»
Узнают полезную информацию и перерабатывают для получения необходимого результата. (П)

Работают с текстом учебника, запоминают определение (П),

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)


15 мин












5
Физминутка (здоровье-
сберегающий компонент с экологической направленностью)

«Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.) Тысяча цветов вокруг! (Потягивания руки в стороны.) Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр, И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот правой ступни левой рукой.) К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (Потягивания руки вверх.) Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. (Дети садятся.)

Демонстрируют свои умение общаться и взаимодействовать друг с другом. (К)
2 мин

6.
Продолжение изучение нового материала.

Практическое задание
Анализ рельефа на топографической карте (рис. 23)
Определяют крутые и пологие склоны, обрывы и т.д.

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).



10 мин

7.
Закрепление
- В разделе учебника «Я знаю» ответить на вопросы №1-4
Кроссворд по теме «План и карта»
(слайд № 11)

Обмениваются полученной информацией (П)


Формулируют ответ, применяя
полученные знания (Р) (К)



5 мин

8.

Рефлексия.
Подведение итогов урока.

Рефлексия:
Итог: Предлагаю детям закончить фразу:

·  Я не знал , а теперь я знаю

·  У меня не получалось, а теперь получается

·  Я не понимал, а теперь понимаю
(слайд № 12)
Изучения в учебнике §10,
- В разделе учебника «Это я могу» ответить на вопрос №5.
В рабочей тетради стр.21 выполнить задание №22 (слайд № 13)
Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники.



Оценивают работу на
уроке всего класса (Л)






Записывают домашнее задание в дневник(К)

3 мин


Используемые материалы:

Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:
1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил., карт.
2.Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Николина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во Просвещение. – М.: Просвещение. 2012. – 95 с.
3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
4.Презентация по теме: «Земная поверхность на плане и карте» (2)


Заголовок 115