Конспект урока по географии на тему: Земная поверхность на плане и карте (5 класс)



Ф.И.О
Ковалева Галина Валентиновна

Место работы
МКОУ «Нововоронежская СОШ №4»

Должность
учитель географии

Предмет
география

Класс
5

Тема и номер урока в теме
Тема «План и карта»
Урок №2 «Земная поверхность на плане и карте» (1)

Базовый учебник

Время проведения
А. И. Алексеев и др. География. 56 классы
ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2012 Линия «Полярная звезда»
2013-2014 учебный год



Цели и задачи урока: 

1. Образовательная: показать значение условных знаков; сформировать знание о масштабе и его видах; сформировать умения определять объекты местности с помощью условных знаков.
2. Развивающая: развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных задач.
3. Воспитательная: развивать познавательный  интерес к  предмету, положительную учебную мотивацию,  внимательность,  наблюдательность; сформировать у учащихся основу экологической культуры.

Оборудование урока: атлас, топографический план, космический снимок, аэрофотоснимок, рисунок, компас линейка, цветные карточки.
Когнитивный компонент урока: условные знаки, масштаб.
Деятельный компонент урока: определять объекты местности на плане с помощью условных знаков; определять виды масштаба; учится читать топографическую карту.
Эмоционально – ценностный компонент урока: понимать значение плана местности для умения ориентироватся в пространстве.
Работа с учебником: работа с текстами и рисунками учебника.
Тип урока: комбинированный с презентационной составляющей.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение элементарными практическими умениями работы с учебником.
Предметные: сформировать представление об азимуте и плане местности; научить учащихся находить азимут по плану и на местности.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.
Познавательные: извлекать информацию из различных источников по теме, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Структура и ход урока.


Название этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
(УУД)
Время

1
Организация на урок
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
2 мин

2
Проверка домашнего задания
Вопросы:
-Что значит ориентироваться в пространстве?
-Как ориентироваться по компасу?
-Что такое азимут? В каком направлении вы будете возвращаться домой, если шли по азимуту 110? 180?
-Что такое план местности? Какие особенности его характеризуют?
Демонстрируют знания (Р,П)
5 мин

3
Актуализация
Темы
(мотивация урока)
Вопросы:
- Какой раздел мы изучаем? (План и карта)
Попробуйте отгадать загадку:
"Земля есть - копать нельзя! Дороги есть - ехать нельзя! Реки есть - плыть нельзя!". Как Вы думаете, о чём пойдёт речь? (о географической карте или плане местности). Правильно.
-А кто назовет тему нашего урока?
(слайд№1 и 2 –название и цель урока)

Демонстрируют знания. (Р)
Формулируют название темы урока (Р)
3 мин

4
Изучение нового материала
- На плане местности территорию нужно уменьшить в несколько раз.
- Что такое масштаб?
Слово "масштаб" немецкое и означает нечто странное - "мерная палочка". Что же такое "мерная палочка", и какова её роль при составлении карты? (слайд№3)
-Виды масштаба (слайд№4-7)
Беседа с элементами самостоятельной деятельности с использованием учебника
Используя текст учебника на стр.33,
Учащиеся, познакомившись с видами масштаба по рис. 23 и записывают в тетрадь схему стр16.
№ 5
Практическая работа (слайд№8)
Анализируя рисунок, выясняют, чем топографическая карта отличается от аэрофотоснимка. (слайд№9)
Вопросы:
- Для чего нужны условные знаки и масштаб?
-Условные знаки. (слайд10-12)
-Плюсы и минусы плана местности и аэрофотоснимка. (слайд№13)
-Что можно узнать, пользуясь планом местности? (слайд№14)
Экологический вопрос:
-Что нужно сделать для защиты природы?
(слайд№15)
Вопрос:
-Попробуем прочитать письмо Ильи с помощью условных знаков.
(слайд№16-17)

Демонстрируют знания (К, П) Называют виды масштаба. (Р).
Узнают полезную информацию и перерабатывают для получения необходимого результата. (П)

Работают с текстом учебника, запоминают определение (П),


Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)



Решают проблему, демонстрируя знания (К, П)

15 мин












5
Физминутка (здоровье-
сберегающий компонент)

- У нас физкультминутка:  Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись,  А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,  Отдохнули мы слегка.

Демонстрируют свои умение общаться и взаимодействовать друг с другом. (К)
2 мин

6.
Продолжение изучение нового материала.
Практикум.
Практическое задание «работаем с картой»
Измеряют расстояние по карте рис.23
( самостоятельно в парах выбирают масштаб и находят расстояние). В помощь рубрика « шаг за шагом» на стр. 35. и записывают в рабочей тетради на стр.19 №15-16


Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).



10 мин

7.
Закрепление
- В разделе учебника «Я знаю» ответить на вопросы №1-4


Обмениваются полученной информацией (П)


Формулируют ответ, применяя
полученные знания (Р)



5 мин

8.

Рефлексия.
Подведение итогов урока.

Рефлексия:
Итог: Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фигур:
1.Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зеленый  цвет.
2.Если иногда были трудности, сомнения – желтый цвет.
3.Если не разобрались в теме, было не очень интересно – синий цвет. (слайд№18)
Изучить в учебнике §9,
- В разделе учебника «Это я могу» ответить на вопросы.
В рабочей тетради стр.17, № 6-8 (слайд№19)
Творческое задание (по желанию).
По плану города выясните, в какой его части находится ваша школа. По какому маршруту вы идете из школы домой? Каково расстояние от дома до школы?
Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники.

Оценивают свою работу на уроке (Л)









Оценивают работу на уроке всего класса (Л) Записывают домашнее задание в дневник(К)


3 мин


Используемые материалы:

Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:
1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил., карт.
2.Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Николина; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во Просвещение. – М.: Просвещение. 2012. – 95 с.
3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
4.Презентация по теме: «Земная поверхность на плане и карте»(1)



·15